О роли священного в художественном творчестве: динамика взаимоотношений
Автор: Миннуллин Олег Рамильевич
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Теория литературы
Статья в выпуске: 2 (57), 2021 года.
Бесплатный доступ
В работе мы обратились к осмыслению онтологической связи художественного творчества со священным и осветили проблемные узлы взаимоотношений эстетического и сакрального, оформившиеся исторически в опыте мировой культуры и искусства. В статье проанализирована динамика взаимоотношений прекрасного и священного в европейской культуре от Античности до наших дней. Описано изменение роли священного в художественно-творческом акте, трансформации статуса творческого субъекта, его легитимности и полномочий, которые происходили при смене культурно-исторических эпох, и связанного с ними художественного и поэтического самосознания. Нарастающее обособление искусства от религии приводит к разрыву его со своим священным истоком и проблематичности способности автора выступать в роли субъекта, переживающего «совокупный опыт человечества» (Т. Касаткина). Однако такая потребность и притязания сохраняются в творческом акте, это в свою очередь проблематизирует сам смысл творчества для автора, что влечет за собой и проблему постижения смысла произведения искусства реципиентом. В современной науке о литературе складываются два подхода к взаимоотношению священного и прекрасного в творчестве: эстетический и религиозно-аксиологический. Представители первого подхода стремятся видеть в произведении мгновенный чувственный образ полноты бытия, локализированный в эстетическом созерцании. Представители второго подхода мыслят творческий акт как событие, полностью не автономизирующееся от события бытия-жизни (М. Бахтин), то есть как обладающее онтологической серьезностью и полагающее свой смысл за пределами сферы чувственного созерцания, в бытии. При этом бытие мыслится как священное. Качество творческого события наделяется сверхсмыслом, так как оно носит характер своеобразного священнодействия. В первом случае подчеркивается автономность искусства, а во втором - его взаимосвязь со своим священным истоком.
Прекрасное, священное, религиозная филология, смысл, эстетическая ценность
Короткий адрес: https://sciup.org/149136577
IDR: 149136577 | DOI: 10.24411/2072-9316-2021-00031
Список литературы О роли священного в художественном творчестве: динамика взаимоотношений
- Бакши Н.А. Онтологические и структурные схождения религиозного и художественного дискурсов // Новый филологический вестник. 2016. № 2 (37). С. 12-22.
- Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Наука, 1989.
- Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.
- Бочаров С.Г. О религиозной филологии // Литературоведение как проблема: сборник науч. трудов памяти А.В. Михайлова / под ред. Т.А. Касаткиной. М.: Наследие, 2001. С. 483-499.
- Вейль С. Тяжесть и благодать / пер. с фран. Н.К. Ликвинцевой. М.: Русский путь, 2008.
- Гадамер Г. Актуальность прекрасного / пер с нем.; сост. М.П. Стафецкой. М.: Искусство, 1991.
- Ильин И.А. Основы художества. О совершенном в искусстве // Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 6. Кн. 1. М.: Русская книга, 1996. С. 51-182.
- Касаткина Т.А. Священное в повседневном: Двусоставный образ в произведениях Ф.М. Достоевского. М.: ИМЛИ РАН, 2015.
- Непомнящий В.С. О горизонтах познания и глубинах сочувствия // Литературоведение как проблема: сборник науч. трудов памяти А.В. Михайлова / под ред. Т. А. Касаткиной. М.: Наследие, 2001. С. 524-572.
- Розанов В.В. От Достоевского до Бердяева. Размышления о судьбах России. М.: Алгоритм, 2017.
- Султанов К.К. Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы. М.: Наследие, 2001.
- Филатов А.В. Аксиология в теории литературы: основные направления ценностного анализа // Сибирский филологический журнал. 2019. № 4. С. 130140.
- Хайдеггер М. Исток художественного творения / пер. с нем. А.В. Михайлова. М.: Академический проект, 2008.
- Элиот Т.С. Религия и литература // Элиот Т.С. Избранное: Религия. Культура. Литература / пер. с англ. А.Н. Дорошевича. М.: РОССПЭН, 2007. С. 210-224.
- Юдин А.А. Автор как право на смысл // Литературоведческий сборник. Вып. 39-40. Донецк: Донецкий национальный университет, 2010. С. 6-16.