О семантике основного сюжета на писаницах Хуашань (Гуанси-Чжуанский автономный район, Китай)
Автор: Кудинова Мария Андреевна, Черемисин Дмитрий Владимирович, Комиссаров Сергей Александрович
Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology
Рубрика: Культура стран Восточной Азии
Статья в выпуске: 4 т.18, 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье представлена авторская интерпретация семантики главного сюжета на писаницах Хуашань (Гуанси, Китай) - изображения человека «в позе лягушки», с расставленными в стороны ногами и поднятыми ладонями кверху руками, попирающего животное. Многочисленные аналогии ему, прослеженные в наскальном искусстве других районов Евразии, очевидно, носят типологический характер. Фигуры адорантов свидетельствуют о том, что в основе сюжета лежит архаичный космогенетический миф об отделении неба от земли. Но видовое определение животного, на котором стоит антропоморфный персонаж, позволяет уточнить семантику всего сюжета. Тщательное визуальное изучение рисунков в ходе посещения писаниц Хуашань в 2018 г. позволило определить зооморфный персонаж как собаку - и связать сюжет в целом с мифологией предков местного населения, народа чжуанов, у которых собака играла важную роль в ритуалах. Она была также чудесной помощницей божества грома (Лэй-гуна). На правомерность такой трактовки указывают изображения барабанов, входящих в состав основного сюжета, поскольку барабан был одним из атрибутов бога-громовика.
Писаницы хуашань, семантика, образ небесного пса, божество грома (лэй-гун)
Короткий адрес: https://sciup.org/147220097
IDR: 147220097 | DOI: 10.25205/1818-7919-2019-18-4-51-60
Список литературы О семантике основного сюжета на писаницах Хуашань (Гуанси-Чжуанский автономный район, Китай)
- Байпаков К. М., Марьяшев А. Н., Потапов С.А., Горячев А. А. Петроглифы в горах Еш киольмес. Алматы: OST-ХХI век, 2005. 226 с
- Варенов А. В. Петроглифы «в стиле оленных камней» и «демонические псы» из Китая // Вестн. НГУ. Серия: История, филология. 2018. Т. 17, № 10: Востоковедение. С. 9-29. DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-10-9-29
- Дэвлет Е. Г., Дэвлет М. А. Мифы в камне: Мир наскального искусства России. М.: Алетейя, 2005. 472 с
- Евсюков В. В. Мифология китайского неолита: по материалам росписи на керамики культу ры Яншао. Новосибирск: Наука, 1988. 128 с
- Комиссаров С. А., Азаренко Ю. А. Донгшонские памятники Гонконга // Развитие террито рий. 2015. № 1. С. 13-16
- Комиссаров С. А., Черемисин Д. В., Астрелина И. В. Об одном сюжете на писаницах Южного Китая // Мир наскального искусства. М.: Изд-во ИА РАН, 2005. С. 129-132
- Комиссаров С. А., Черемисин Д. В., Кудинова М. А. Самая большая писаница Китая // Современные решения актуальных проблем евразийской археологии: сб. науч. ст. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2018. Вып. 2. С. 367-369
- Кызласов Л. Р., Леонтьев Н. В. Народные рисунки хакасов. М.: Наука, 1980. 177 с
- Марковин В. И. Наскальные изображения предгорий Дагестана. М.: Наука, 2006. 210 с
- Мартиросян А. А. Наскальные изображения Гегамских гор. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1981. 124 с
- Пяткин Б. Н., Мартынов А. И. Шалаболинские петроглифы. Красноярск: Изд-во Красноярск. ун-та, 1985. 188 с
- Семенов В. А., Килуновская М. Е., Красниенко С. В., Субботин А. В. Петроглифы Каратага и горы Кедровой (Шарыповский район Красноярского края). СПб.: ИИМК РАН, 2000. 66 с
- Советова О. С. Петроглифы тагарской эпохи на Енисее: (Сюжеты и образы). Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2005. 140 с
- Советова О. С. К проблеме интерпретации петроглифов Семиречья // Homo eurasicus: У врат искусства: Окладниковские чтения. СПб.: Астерион, 2009. С. 24-29
- Рогожинский А. Е. Изобразительный ряд петроглифов эпохи бронзы святилища Тамгалы // История и археология Семиречья (г. Алматы). 2001. №. 2. С. 7-44
- Рогожинский А. Е. Петроглифы археологического ландшафта Тамгалы = Petrogliphs within archaeological landscape of Tamgaly. Алматы: Signet Print, 2011. 342 с
- Черемисин Д. В., Астрелина И. В., Комиссаров С. А. Петроглифы Южного Китая // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2005. Т. 4, вып. 3: Востоковедение. С. 14-21
- Шер Я. А. Петроглифы - древнейший изобразительный фольклор // Тропою тысячелетий: Кюбилею М. А. Дэвлет. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. С. 28-30
- Jacobson E., Kubarev V., Tseevendorj D. Mongolie du Nord-Ouest Tsagaan Salaa/Baga Oigor. Paris: Dе Boccard. 2001. 132 p.+346 taf.+399 photogr. (Repertoire des petroglyphes D`Asie Centrale; fasc. N 6).
- Qin Shengmin, Qin Cailuan, Lu Minfei, Yu Ruyu. The investigation and study of the rock art of the Zuojiang River valley in Guangxi. Nanning, Guangxi Publishing House for Nationalities, 1987. 258 p.
- Sovetova O. S. Theme of "a God on an Animal" in Rock Art // Proceedings of the ICEA 2010 Tire 2-nd International Congress of Eurasian Archaeology: East Anatolian and Caucasian Bronze Age Cultures. Tire: Inst. of Anatolia & Eurasia, 2010. P. 54-55.
- Ван Кэжун, Цю Чжунлунь, Чэнь Юаньчжан. Гуанси цзоцзян яньхуа [王克荣、邱钟仑、陈远璋。广西左江岩画 ]. Петроглифы [долины] р. Цзоцзян, Гуанси. Пекин: Вэньу чубаньшэ, 1988. 250 с., 16 ил. (на кит. яз.)
- Ли Фуцян. Лоюэжэньдэ лиши юй вэньхуа сису яньцзю [李富强。骆越人的历史与文化习俗研究 ]. Исследование исторических и культурных традиций лоюэ // Цзоцзян хуашань яньхуа яньцзю баогао цзи [左江花山岩画研究报告集 ]. Сборник исследовательских докладов о петроглифах Хуашань [в долине] р. Цзоцзян. Наньнин: Гуанси кэсюэ цзишу чу баньшэ, 2015. Т. 2. С. 203-310. (на кит. яз.)
- Цинь Лидань, Фу Гуанхуа, Цинь Цайлуань, Вэй Шичунь. Гуанси хуашань яньхуавэньхуа шэхуй хуаньцзин яньцзю [覃丽丹、付广华、覃彩銮、韦石纯。广西华山岩画文化社会环境研究 ]. Исследование общественного контекста культуры петроглифов Хуашань в Гуанси // Цзоцзян хуашань яньхуа яньцзю баогао цзи [左江花山岩画研究报告集 ]. Сборник исследовательских докладов о петроглифах Хуашань [в долине] р. Цзоцзян. Наньнин: Гуанси кэсюэ цзишу чубаньшэ, 2015. Т. 1. С. 1-186. (на кит. яз.)
- Цинь Шэнминь, Цинь Цайлуань, Лу Миньфэй, Юй Жуюй. Гуанси цзоцзян лююй ябихуа каоча юй яньцзю [覃圣敏、覃彩銮、卢敏飞、喻如玉。广西左江流域崖壁画考察与研究 ]. Обследование и изучение наскального искусства в бассейне реки Цзоцзян в Гуанси. Наньнин: Гуанси миньцзу чубаньшэ, 1987. 258 с., 32 125 ил. (на кит. яз.)