О сходстве древнейших наскальных изображений Южной Сибири и центральной азии и проблеме их атрибуции

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме хронологической атрибуции самых ранних наскальных изображений нескольких сопредельных регионов Южной Сибири и Центральной Азии: Минусинской котловины, Горного Алтая, Северо-Западной Монголии, Западного Саяна и Южной Тувы (рис. 1-4). Рассматривается общность стиля, иконографии и репертуара основных анималистических образов; обсуждаются характер и причины этого сходства. Составлена карта распространения наскальных изображений древнейшего пласта (рис. 5). Актуальность проблемы их датирования заключается в том, что они не имеют археологических «привязок», поскольку до сих пор не обнаружено изобразительных материалов подобного стиля в закрытых комплексах. Можно лишь утверждать, что они древнее изображений окуневско-каракольской традиции. Исследователями предлагались разные датировки - от верхнего палеолита до эпохи ранней бронзы; предлагалась атрибуция афанасьевской культуре, но пока ни одна из версий не выглядит достаточно обоснованной. По мнению автора, вероятность принадлежности этого изобразительного пласта к эпохе камня довольно высока, однако для более узкого определения еще недостаточно данных. Пути решения проблемы требуют пополнения корпуса источников, более точного документирования памятников, применения междисциплинарных исследований, в том числе методов прямого датирования (например, уран-ториевое датирование перекрывающего наскальные рисунки кальцита и др.).

Еще

Наскальное искусство, древнейший пласт, минусинский стиль, южная сибирь, центральная азия

Короткий адрес: https://sciup.org/143175998

IDR: 143175998

Список литературы О сходстве древнейших наскальных изображений Южной Сибири и центральной азии и проблеме их атрибуции

  • Бан П. Г., 2016. Палеолитическое наскальное искусство: история открытия и признания феномена // Уральский исторический вестник. № 4 (53). С. 6–14.
  • Дэвлет М. А., 1976. Петроглифы Улуг-Хема. М.: Наука. 120 с.
  • Есин Ю. Н., 2010. Проблемы выделения изображений афанасьевской культуры в наскальном искусстве Минусинской котловины // Афанасьевский сборник. Барнаул: Азбука. С. 53–73.
  • Есин Ю. Н., Магай Ж., Еруул-Эрдэнэ Ч., Гантулга Ж., 2012. К проблеме выделения наскального искусства афанасьевской культуры Монголии: новые материалы и подходы // Культуры степной Евразии и их взаимодействие с древними цивилизациями. Кн. 1. СПб.: ИИМК РАН. С. 205–211.
  • Зоткина Л. В., 2019. К вопросу о методике изучения палимпсестов (на примере композиции Шалаболинской писаницы, Красноярский край) // АЭАЕ. № 2 (47). С. 93–102.
  • Зоткина Л. В., Миклашевич Е. А., 2016. Трасологический анализ петроглифов минусинского стиля на памятнике Оглахты VI (Хакасия) // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Филология. Т. 15. Вып. 5. С. 31–43.
  • Килуновская М. Е., 2012. Мониторинг археологических памятников Республики Тыва // Археологические памятники России: охрана и мониторинг. Группа археологического мониторинга ИИМК РАН (2001–2010). СПб.: Инфо Ол. С. 102–175.
  • Ковтун И. В., 2001. Изобразительные традиции эпохи бронзы Центральной и Северо-Западной Азии: Проблемы генезиса и хронологии иконографических комплексов Северо-Западного Саяно-Алтая. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН. 184 с.
  • Кубарев В. Д., 2000. Петроглифы Курман-Тау // Древности Алтая. Известия Лаборатории археологии. № 5. Горно-Алтайск: Горно-Алтайский ун-т. С. 15–21.
  • Кубарев В. Д., 2004а. Древнейшие изобразительные памятники Монголии и Алтая: проблемы хронологии и интерпретации // Проблемы первобытной археологии Евразии: Сб. ст. к 75-летию А. А. Формозова / Ред. и сост.: В. И. Гуляев, С. В. Кузьминых. М.: ИА РАН. С. 228–242.
  • Кубарев В. Д., 2004б. О петроглифах скалы Чандмань хар узуур (Ховдоский аймак, Монголия) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. 10. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН. С. 296–300.
  • Кубарев В. Д. 2009. Петроглифы Шивээт-Хайрхана (Монгольский Алтай). Новосибирск: ИАЭТ СО РАН. 420 с.
  • Кубарев В. Д., Цэвээндорж Д., Якобсон Э. 2005. Петроглифы Цагаан-Салаа и Бага-Ойгура (Монгольский Алтай). Новосибирск: ИАЭТ СО РАН. 640 с.
  • Кубарев Г. В., 2003. Исследования в Чуйской степи (Юго-Восточный Алтай) // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Т. 9. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН. С. 384–388.
  • Леонтьев Н. В., 1985. Писаницы устья р. Кантегир // Рериховские чтения-1984 г. Новосибирск. С. 168–179.
  • Липский А. Н., 1962. Наскальные рисунки, выполненные охрой, в Саянах на Енисее. Отчет // Архив ИА РАН. Р-1. № 2553.
  • Маточкин Е. П., 2011. Красные маралы Сатакулара (Горный Алтай) // АЭАЕ. № 4 (48). С. 107–112.
  • Миклашевич Е. А., 2013. К методике документирования наскальных рисунков, выполненных в технике гравировки (на примере композиции памятника Улан-Байтог) // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. № 2. С. 166–175.
  • Миклашевич Е. А., 2015. Древнейшие наскальные изображения Минусинской котловины: проблемы и перспективы исследования // Ученые записки музея-заповедника «Томская Писаница». № 2. Кемерово. С. 66–78.
  • Миклашевич Е. А., Бове Л. Л., 2020. Новые материалы по древнейшим наскальным изображениям горы Курмантау (Юго-Восточный Алтай) // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Вып. XXVI / Отв. ред. А. А. Тишкин. Барнаул: Алтайский гос. ун-т. С. 101–107.
  • Молодин В. И., 1996. Наскальные изображения афанасьевской культуры (к постановке проблемы) // Новейшие археологические и этнографические открытия в Сибири: материалы IV Годовой итоговой сессии ИАЭТ СО РАН. Декабрь 1996 г. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН. С. 178–181.
  • Молодин В. И., Женест Ж.-М., Зоткина Л. В., Черемисин Д. В., Кретэн К., 2019. «Калгутинский» стиль в наскальном искусстве Центральной Азии // АЭАЕ. № 3 (47). С. 12–26.
  • Молодин В. И., Черемисин Д. В., 1999. Древнейшие наскальные изображения плоскогорья Укок. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН. 160 с.
  • Николаев В. С., Мельникова Л. В., 2002. Периодизация петроглифов Верхней Лены // Археологическое наследие Байкальской Сибири: изучение, охрана, использование. Вып. 2. Иркутск: Ин-т географии СО РАН. С. 127–142.
  • Окладников А. П., 1966. Петроглифы Ангары. М.; Л.: Наука. 322 с.
  • Окладников А. П., Запорожская В. Д., 1959. Ленские писаницы. М.; Л.: АН СССР. 200 с.
  • Окладникова Е. А., 1984. Петроглифы средней Катуни. Новосибирск: Наука. 111 с.
  • Подольский Н. Л., 1973. О принципах датировки наскальных изображений. По поводу книги А. А. Формозова «Очерки по первобытному искусству» // СА. № 3. С. 265–275.
  • Пяткин Б. Н., Мартынов А. И., 1985. Шалаболинские петроглифы. Красноярск: Красноярский гос. пед. ун-т. 192 с.
  • Русакова И. Д., 2005. К вопросу о хронологии древнейших петроглифов Минусинской котловины // Мир наскального искусства / Ред. Е. Г. Дэвлет. М.: ИА РАН. С. 214–218.
  • Советова О. С., Мухарева А. Н., Аболонкова И. В., 2012. Местонахождение Тепсей I: история изучения и современное состояние // Археология Южной Сибири. Вып. 26. Сборник науч. трудов, посвящ. 80-летию А. И. Мартынова / Ред.: О. С. Советова, Л. Ю. Китова. Кемерово: Кузбассвузиздат. С. 77–90.
  • Соловьева Н. Ф., Александров С. В., Боковенко Н. А., Горлов К. В., Городилов А. Ю., Килуновская М. Е., Курганов Н. С., Лазаретов И. П., Поляков А. В., Садыков Т. Р., Семенов Вл. А., Смирнов Н. Ю., Шапиро С. Б., 2015. «Дорога длиной в тысячелетия…». СПб.: Любавич. 196 с.
  • Формозов А. А., 1969. Очерки по первобытному искусству. Наскальные изображения и каменные изваяния эпохи камня и бронзы на территории СССР. М.: Наука. 254 с. (МИА; № 165).
  • Цэвээндорж Д., Кубарев В. Д., Якобсон Э., 2005. Петроглифы Арал Толгой (Монголия). Улаанбаатор: Монгол улс. 204 с.
  • Черемисин Д. В., 2000. Петроглифы Узунгура (Горный Алтай) // Обозрение результатов полевых и лабораторных исследований археологов и этнографов Сибири и Дальнего Востока в 1994–1996 годах. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН. С. 52–56.
  • Черемисин Д. В., Молодин В. И., Зоткина Л. В., Цэвээндорж Д., Кретэн К., 2018. Новые исследования раннего пласта наскального искусства Монгольского Алтая // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История. Филология. Т. 17. № 3: Археология и этнография. С. 57–77.
  • Шер Я. А., 1980. Петроглифы Средней и Центральной Азии. М.: Наука. 328 с.
  • Bednarik R. G., 1994. The Pleistocene art of Asia // Journal of World Prehistory. December. P. 351–375.
  • Blednova, N., Francfort, H.-P., Legtchilo, N., Martin, L., Sacchi, D., Sher, J., Smirnov, D., Soleilhavoup, F., Vidal, P., 1995. Sibérie du sud 2: Tepsej I–III, Ust’-Tuba I–VI (Russie, Khakassie). Paris: De Boccard. 246 p. (Répertoire des pétroglyphes d’Asie Centrale; Fasc. 2.)
  • Jacobson-Tepfer E., 2013. Late Pleistocene and Early Holocene Rock Art from the Mongolian Altai: The Material and its Cultural Implications [Электронный ресурс] // Arts. 2. P. 151–181. URL: https://www.mdpi.com/2076-0752/2/3/151
  • Kubarev V. D., Jacobson E. , 1996. Sibérie du Sud 3: KalbakTash I (République de l’Altaï). Paris: De Boccard. 68 p., 662 fig., 15 pl. (Répertoire des pétroglyphes d’Asie Сentrale; fasc. 3.)
Еще
Статья научная