О содержании основных экологических прав граждан
Автор: Трубникова О.А.
Журнал: Вестник Алтайской академии экономики и права @vestnik-aael
Рубрика: Гражданско-правовое регулирование общественных отношений
Статья в выпуске: 1 (19), 2011 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются вопросы содержания экологических прав граждан, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
Благоприятная окружающая среда, экологическая информация, возмещение вреда, экологическое правонарушение, экологическая ответственность
Короткий адрес: https://sciup.org/142178519
IDR: 142178519
Текст научной статьи О содержании основных экологических прав граждан
К теме выделения экологических прав наряду с традиционно существующими и юридически оформленными правами человека впервые в отечественной науке экологического права обратился О.С. Колбасов, предложивший поставить вопрос о четком определении прав на благоприятные условия жизни, труда и отдыха людей [1]. Однако на законодательном уровне в Российской Федерации экологические права граждан впервые были закреплены в законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Ст. 11 данного закона предусматривалось право каждого гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий [2].
В настоящее время закрепление в ст. 42 Конституции Российской Федерации основных экологических прав человека следует считать методологическим основанием развития экологического права и законодательства. Так, к основным экологическим правам относятся: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды; право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением [3]. Действующий Федеральный закон «Об охране окружающей среды» наряду с другими экологическими правами также устанавливает эти права [4].
Среди основных факторов, определяющих состояние и перспективы развития общества и права, М.М. Бринчук называет следующие: экологический, правовой, политический, экономический, социальный, цивилизационный [5]. В контексте нашей темы, анализируя содержание права на благоприятную окружающую среду, остановимся на двух взаимосвязанных факторах: экологическом и социальном. Общество ни в коей мере не оспаривает роль природы как основы жизнедеятельности самого общества, однако на современном этапе общественного развития деградация природы приняла ужасающие формы. Экологическая обстановка в России оценивается как кризисная [6]. В этой связи и социальный фактор может расцениваться как кризисный, поскольку налицо неблагоприятные социальные последствия деградации природы в процессе общественного развития: ухудшение здоровья населения, сокращение продолжительности жизни, преждевременная смертность людей.
В настоящее время особое значение приобретают осмысление и научная обоснованность содержания продекларированных Конституцией Российской Федерации экологических прав. Основные экологические права имеют так называемый национальный режим, поскольку распространяются на всех субъектов, находящихся на территории Российской Федерации: граждан, апатридов, иностранцев.
Право на благоприятную окружающую среду обычно связывают с правом на охрану здоровья человека, хотя вполне можно говорить и о связи с таким правом, как право на жизнь. Так, например, И.Х. Бабаджанов определяет право на жизнь как одно из важнейших личных прав, гарантирующих существование человека как биологического существа и субъекта общественных отношений [7]. Очевидно, что без благоприятной окружающей природной среды человек не сможет существовать ни как биологическое существо, ни как субъект общественных отношений. Государство должно принимать соответствующие меры для устранения угроз человеческой жизни, в том числе и угроз, связанных с воздействием неблагоприятных экологических факторов.
По мнению М.И. Васильевой, право на благоприятную окружающую среду в системе экологических прав занимает центральное место, все иные экологические права вытекают из него, гарантируют его. Ядром же права на благо- приятную среду признано право на здоровую среду [8].
Следует признать приоритетность таких личных прав, как право на жизнь, здоровье, благоприятную окружающую среду, без обеспечения которых иные права, в том числе имущественные, не могут быть реализованы.
В доктрине и законодательстве не в полной мере уделяется внимание той терминологии, к которой обращается законодатель, устанавливая право на благоприятную окружающую среду. Какая среда будет благоприятной, что понимать под термином благоприятная окружающая среда ? В словаре юридических терминов А.К. Голиченкова благоприятная окружающая среда – это такая окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов [9]. Такое же понятие содержится в действующем Федеральном законе «Об охране окружающей среды».
Поскольку благоприятная окружающая среда должна обеспечить функционирование человека, то с данным понятием связывается понятие благоприятных условий жизнедеятельности человека. Под такими условиями понимается состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека [10].
Таким образом, объектом права на благоприятную окружающую среду будет являться такая окружающая среда, в которой состояние всех природных компонентов соответствует нормативам, определяющим качество окружающей среды для обеспечения жизнедеятельности человека. Само конституционное право на благоприятную окружающую среду по содержанию гораздо шире других субъективных прав в экологической сфере. Данному праву корреспондирует обязанность государства обеспечить такое качество окружающей природной среды, которое позволяло бы вполне объективно установить безвредные условия среды обитания человека.
Условия и порядок реализации основных конституционных экологических прав уточняются законодателем, который фактически и определяет содержание этих прав. Так, в рамках реализации субъективных прав на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду гражданам должны быть обеспечены: здоровая среда обитания; качественные продукты питания, питьевая вода и др.
Наиболее полно основные направления деятельности государства по обеспечению благоприятной среды обитания в целях реализации права на благоприятную окружающую среду нашли отражение в Указе Президента РФ «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»: создание здоровой среды обитания; развитие системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного значения; обеспечение населения качественной питьевой водой; улучшение качества продуктов питания; предотвращение загрязнения атмосферного воздуха и водных объектов; обеспечение радиационной безопасности; предупреждение и уменьшение опасного воздействия природных явлений, техногенных аварий и катастроф; экологическое воспитание и образование населения [11].
Развитие указанных направлений деятельности государства и общества отражено в действующем экологическом законодательстве. Полагаем, что содержание права на благоприятную окружающую среду можно определить как комплекс субъективных возможностей человека, реализуемых при взаимодействии его с природой и обеспечиваемых законодательством.
Право на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды является еще одним из основных экологических прав человека. Понятие экологической информации также неоднократно рассматривалось в научной литературе, определение его содержания является неоднозначным.
Так, Г.В. Выпханова предлагает понимать экологическую информацию как любые сведения (сообщения, данные о состоянии окружающей среды и ее компонентов, их изменении под влиянием негативной хозяйственной и иной деятельности, источниках такой деятельности, принимаемых мерах и др.), независимо от формы представления, характеризующие состояние и специфические особенности сферы взаимодействия общества и природы, необходимые для охраны окружающей среды, рационального природопользования, обеспечения экологической безопасности, охраны жизни и здоровья граждан, а также имеющие значение для обеспечения общественных, частных и государственных экологических интересов, осуществления и защиты экологических прав граждан и юридических лиц [12].
Для реализации этого права предполагается соблюдение ряда юридических предписаний: запрашиваемые сведения действительно должны быть необходимы лицу для определения состояния окружающей среды либо информировать о фактах, непосредственно затрагивающих его права и свободы, должен быть определен порядок и процедура доступа к информации, обеспечивающие ее сохранность в целях последующего использования, установлен режима и цели использования полученной информации во избежание причинения вреда другим субъектам права. Понятие экологическая информация является новым, дискуссионным и разрабатывается в доктрине экологического права.
Однако следует согласиться с теми авторами, которые считают, что информация о состоянии окружающей среды должна носить массовый характер: «В демократическом информационном обществе массовая информационная деятельность должна осуществляться на постоянной основе, например в зонах высокого экологического риска». В данном случае правовым основанием для создания системы массовой информационной деятельности в государственном управлении является норма ст. 42 Конституции РФ: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Для СМИ данная норма является основанием, но не обязанностью получать такую информацию от всех возможных источников и доводить ее до всеобщего сведения с целью вынуждения соответствующих субъектов к принятию мер, направленных на недопустимость экологических правонарушений. Однако для органов государственного управления данная норма становится обязанностью как в целях предупреждения возможных экологических проблем, так и минимизации ущерба от уже случившихся. Таким образом, посредством массовой информационной деятельности исполнительная власть реализует свою социальную ответственность перед гражданами и российским обществом в целом» [13].
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» относит экологическую информацию к информации, непосредственно затрагивающей права и свободы граждан, и устанавливает невозможность ограничения доступа к такой информации [14].
Право на возмещение ущерба, причиненного экологическим правонарушением, реализуется в рамках гражданского деликта, что является, по мнению некоторых ученых, недостаточным, для того чтобы данное конституционное право могло быть реализовано в полной мере. По мнению С.В. Королёва, цивилистическая (юридико-либеральная) идеология не способна регламентировать систему экологической и антропологической защиты [15]. В законодательстве отсутствует презумпция экологической опасности при совершении экологических правонарушений, поэтому практически не учитывается специфика таких правонарушений при разрешении споров по возмещению вреда. В теории экологического права неоднократно рассматривался весьма спорный вопрос об определении в законодательстве нового вида юридической ответственности – эколого-правовой, предоставлении данному виду ответственности верховенствующего положения во всей системе правовой ответственности в области охраны окружающей среды, что требует специфической формы правового регулирования, кардинально отличной от других форм юридической ответственности за экологические правонарушения [16].
Содержание права на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, можно понимать как обеспеченную законом меру возможного поведения в рамках гражданско-правового деликта. Однако, как справедливо отмечает Н.А. Духно, не все объекты или компоненты окружающей среды становятся собственностью или имуществом гражданско-правового регулирования [17]. Таким образом, осмысление сущности эколого-правовой ответственности как новой правовой категории, по мнению многих юристов-экологов, на данном этапе развития общества, государства и права является необходимым.
Очевидно, что закрепление на конституционном уровне экологических прав граждан хотя и является шагом вперед на пути построения правового государства, однако не может служить панацеей от возрастающих вызовов и угроз современного мира. В этой связи актуальным является совершенствование правового механизма, а также разработка и реализация методологии экологического права, способствующей формированию современных и эффективных нормативно-правовых основ, направленных на установление и реализацию экологических прав.
-
1. Колбасов О.С. Экология: политика-право. М., 1976. С. 80–81.
-
2. Об охране окружающей природной среды: закон РСФСР от 19 декабря1991 г. №2060-1 // ВСНД и ВС РФ, 1992. №10. ст. 457.
-
3. См: Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. №237 (25 дек.).
-
4. См.: Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10 января 2002 г. №7–ФЗ // Собрание законодательств РФ. 14 января 2002. №2. Ст. 11, 133.
-
5. См: Бринчук М.М. Методологические основания экологического права: сущность, роль и структура // Экологическое право. 2010. №2. С. 2–5.
-
6. См.: Об Экологической доктрине Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2002 г. №1225-р // Собрание законодательств РФ. 9 сентября 2002. №36. Ст. 3510.
-
7. Бабаджанов И.Х. Право на жизнь как юридическая квинтэссенция витальных общечеловеческих ценностей // Юридический мир. 2010. №1. С. 49–53.
-
8. Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. М., 2003. С. 99.
-
9. См.: Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов. М., 2008.
-
10. Там же.
-
11. См.: О государственной стратегии Российской Федерации по охране и обеспечению устойчивого развития: указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. №236 // Российская газета. 1994. №26 (3 сент.).
-
12. Выпханова Г.В. Правовая категория «экологическая информация»: дискуссионные вопросы // Экологическое право. 2008. №3. С. 7–9.
-
13. Устинович Е.Г., Проскурников Р.И. Конституционно-правовая природа массовой информационной деятельности в сфере государственного управления современной России // Конституционное и муниципальное право. 2010. №1. С. 3–36.
-
14. См.: Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 24 января 2006 г. №149 // Собрание законодательств РФ. 2006. №31. Ст. 8, 3448.
-
15. См.: Королёв С.В. Экологический императив sine qua non цивилистики XXI в. // Экологическое право. 2010. №2. С. 33–35.
-
16. См.: Ивакин В.И. Классификация юридической ответственности // Аграрное и земельное право. 2010. №3. С. 109–115.
-
17. Духно Н.А. К вопросу о соотношении экологического права и природоресурсного права // Право собственности на природные ресурсы и эффективность природопользования: сборник тезисов докладов и выступлений на научно-практической конференции 13–14 апреля 2006 г. / сост. С.А. Боголюбов, И.И. Широкорад, Д.О. Сиваков. М., 2006. С. 173–174.
Список литературы О содержании основных экологических прав граждан
- Колбасов О.С. Экология: политика-право. М., 1976. С. 80-81.
- Об охране окружающей природной среды: закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. №2060-1//ВСНД и ВС РФ, 1992. №10. ст. 457.
- Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.//Российская газета. 1993. №237 (25 дек.).
- Об охране окружающей среды: федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ//Собрание законодательств РФ. 14 января 2002. №2. Ст. 11, 133.
- Бринчук М.М. Методологические основания экологического права: сущность, роль и структура//Экологическое право. 2010. №2. С. 2-5.
- Об Экологической доктрине Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 31 октября 2002 г. №1225-р//Собрание законодательств РФ. 9 сентября 2002. №36. Ст. 3510.
- Бабаджанов И.Х. Право на жизнь как юридическая квинтэссенция витальных общечеловеческих ценностей//Юридический мир. 2010. №1. С. 49-53.
- Трофимова Т.В. Классификация нематериальных благ и ее правовое значение. Гражданское право. 2005. С. 22-26.
- Васильева М.И. Публичные интересы в экологическом праве. М., 2003. С. 99.
- Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов. М., 2008.
- Голиченков А.К.//Там же.
- О государственной стратегии Российской Федерации по охране и обеспечению устойчивого развития: указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г №236//Российская газета. 1994. №26 (3 сент.).
- Выпханова Г.В. Правовая категория «экологическая информация»: дискуссионные вопросы//Экологическое право. 2008. №3. С. 7-9.
- Устинович Е.Г., Проскурников Р.И. Конституционно-правовая природа массовой информационной деятельности в сфере государственного управления современной России//Конституционное и муниципальное право. 2010. №1. С. 3-36.
- Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 24 января 2006 г. №149//Собрание законодательств РФ. 2006. №31. Ст. 8, 3448.
- Королёв С.В. Экологический императив sine qua non цивилистики XXI в.//Экологическое право. 2010. №2. С. 33-35.
- Ивакин В.И. Классификация юридической ответственности//Аграрное и земельное право. 2010. №3. С. 109-115.
- Духно Н.А. К вопросу о соотношении экологического права и природоресурсного права//Право собственности на природные ресурсы и эффективность природопользования: сборник тезисов докладов и выступлений на научно-практической конференции 13-14 апреля 2006 г./сост. С.А. Боголюбов, И.И. Широкорад, Д.О. Сиваков. М., 2006. С. 173-174.