О точности фиксации юридических фактов во времени (на примере регистрации момента рождения человека)

Автор: Булычв Е.Н.

Журнал: Правовое государство: теория и практика @pravgos

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 4 (34), 2013 года.

Бесплатный доступ

В настоящей статье автор обосновывает необходимость более точной фиксации такого юридического факта как рождение человека, а также приводит аргументы в пользу необходимости использования в документах удостоверяющих личность и момент рождения такие единицы измерения времени как часы и минуты, при этом предлагается фиксировать факт появления на свет по всемирному координированному времени (UTC (ранее – GMT)).

Юридические факты, человек, права ребенка

Короткий адрес: https://sciup.org/142232479

IDR: 142232479

Текст научной статьи О точности фиксации юридических фактов во времени (на примере регистрации момента рождения человека)

Право как любой другой социальный продукт теснейшим образом связано со временем и проблемами его исчисления. Правовыми нормами регулируются большое количество отношений, связанных со временем (это и всевозможные процессуальные сроки, установление возрастных цензов, определение момента возникновения право - и дееспособности, фиксация времени работы и отдыха и т.д. и т.п.). Но все эти правовые установления, с точки зрения точности фиксации момента начала правоотношения и, как следствие, правильности исчисления имеющих правовое значение временных отрезков, оказываются вовсе не всегда достаточными и понятными.

Как известно, юридические факты порождают правовые отношения, в связи с чем не могут существовать в неоформленном виде, они должны быть установлены и определенным образом зафиксированы субъектом фактофиксирующей деятельности. Таковыми выступают судебные органы, специальные государственные (ЗАГС, Федеральная миграционная служба и др.) или окологосударственные органы (ВТЭК, Пенсионный фонд России, нотариат, архивы и др.) и иные государственные и негосударственные органы, учреждения и организации, которые наряду с другой деятельностью в пределах своей компетенции занимаются фиксацией фактов (домоуправления, главные врачи больниц и др.).

Насколько наше законодательство о фиксации во времени юридических фактов соответствует современным требованиям? Достаточно ли используемых сейчас субъектами фактофиксирующей деятельности имеющихся в их арсенале единиц времени в условиях, когда правовая жизнь становится все интенсивнее, а число людей (физических лиц) - субъектов права на нашей планете перешагнуло за 7 миллиардов? На эти вопросы мы и постараемся ответить.

Предметом анализа мы избрали факт рождения человека. При этом в настоящей статье мы не ставили целью определиться с точкой отсчета человеческой жизни, то есть, с какого момента человека следует считать рожденным и, соответственно, живым. По данной проблеме существует достаточно много научных публикаций.1 Нас же интересует лишь инструментарий, используемый для фиксации данного факта.

Справедливости ради отметим, что в ряде случаев для установления такого юридического факта как рождение человека вовсе и не требуется большой точности (например, в часах, минутах), так

'О различных подходах к определению момента начала жизни см. например, Агафонов А.В., Ермилов А.А. Начало и конец жизни человека, как уголовно-правовые категории [Электронный ресурс] / Актуальные вопросы теории и практики судебно-медицинской экспертизы, Красноярск 2007 Вып. 5. [веб-сайт]: Судебномедицинский журнал. - Режим доступа: (Дата обращения: 30.05.13).

как правоприменительная    практика выработала юридические    фикции, предотвращающие возможное ущемление прав индивида. К примеру, в уголовном праве действуют следующие правила определения возраста: лицо считается достигшим указанного в законе возраста с начала следующих за днем рождения суток; при отсутствии документов, удостоверяющих дату рождения, таковой считается 31 декабря года, названного экспертами; при отсутствии точного года рождения, названного экспертами, следует исходить из предполагаемого ими минимального возраста лица и т.п..

Перечисленные         способы исчисления возраста вполне обоснованы, но вместе с тем, существует большое количество ситуаций, когда во избежание нарушения прав человека подобные юридические фикции неприемлемы, а фиксируемые юридические факты нуждаются в предельной (максимальной) точности. В некоторых сферах правовой деятельности (например, страхование) уже привычным делом стала фиксация срока действия договора с точностью до секунды (см. Договор ОСАГО).

Итак. Главными документами, фиксирующими время наступления факта рождения человека в нашей стране являются: Свидетельство о рождении и Паспорт гражданина РФ. Данный факт закрепляется в формате - день/месяц/год. От этой даты и идет расчет его возраста. Мы полагаем, что такой точности в современных условиях недостаточно, так как под угрозу могут быть поставлены некоторые личные, социальные или даже 2 политические права человека .

2 Еще в Древнем Риме для определения момента наступления совершеннолетия считали необходимым обращаться к такой единице времени как час. Заслуженный профессор Императорского Казанского Университета Г.Ф. Дормидонтов приводил следующий пример из римского права: «наступление совершеннолетия лица, которому сегодня исполнилось 25 лет, должно считаться с 12 часов прошедшей ночи, хотя бы было известно, что рождение имело место в 12 ч. дня, но когда для достигшего 25 лет от такого счета последовал бы ущерб, тогда применяется computatio naturalis, и момент наступления совершеннолетия будет отнесен на 12 ч. дня. Так, например: если это лицо до 12 ч. дня сегодня совершило бы невыгодную для себя

Приведем гипотетический пример: предположим, что на Камчатке и в Калининграде одновременно (или на Камчатке даже на несколько часов раньше) рождаются два ребенка, но на востоке нашей страны уже наступил новый день, а западные регионы России продолжают жить в предшествующих ему сутках. При существующей системе фиксации времени рождения в основных документах, удостоверяющих личность гражданина, - в свидетельстве о рождении и в паспорте, человек, родившийся западнее de иге будет считаться на один день старше человека родившегося на востоке, даже если фактически второй появился на свет на несколько часов ранее первого.

Правовые последствия описанного выше обстоятельства могут вызвать проблемы правоприменения в самых различных отраслях права.

Например, в конституционном праве: уроженец Калининграда, являясь фактически младше уроженца Камчатки, тем не менее, может быть признан старейшим по возрасту депутатом и стать председательствующим на первом заседании Государственной Думы нового созыва. При определенном стечении обстоятельств политические права уроженца Владивостока могут быть ущемлены при подаче заявления на регистрацию в качестве кандидата в Президенты РФ или в кандидаты на пост парламентария федерального или регионального уровня в связи с «недостижением» соответствующего возраста или этот гражданин может быть лишен возможности принять участие в голосовании, референдуме и т.д..

Возможны проблемы в сфере наследственных отношений (например, если в завещании будет указано, что наследство полагается старшему из внуков сделку без согласия попечителя, оно могло бы ее отсрочить теми средствами, какие претор дает для этой цели недостигшему 25 лет, т. е. получит restitutio in integrum.». Дормидонтов Г.Ф. Система римского права. Общая часть. [Электронный ресурс] - Казань, 1910. // - 2005 г. - Режим доступа: http://www.allpravo.ruAibrary/doc2527p0/instrum4145/item4 (Дата обращения: 30.05.13).

или первому россиянину, родившемуся в 2014 году), не исключено несправедливое решение об определении дня выхода на пенсию (особенно если в ходе пенсионной реформы с определенной даты будет повышен пенсионный возраст).

Описываемая ситуация не безразлична для уголовного права и процесса. Так, точное знание возраста человека может иметь значение и для определения момента, с которого он может являться субъектом правонарушения или при определении круга лиц попадающих под амнистию (акт об амнистии зачастую указывает на такие категории людей, как несовершеннолетние, женщины, имеющие несовершеннолетних детей, лица старше определённого возраста и т.д.), или при решении вопроса о применении/неприменении правил уголовного производства в отношении несовершеннолетних и др.

Как видим, при существующем ныне порядке фиксации факта рождения человека (день/месяц/год) создаются условия для нарушения принципа равноправия, поскольку человек, фактически являющийся биологически старше ряда своих сограждан, может быть отстранен от возможности реализации целого ряда политических, экономических, семейных и иных прав и законных интересов.

Предотвратить все эти возможные проблемы нам представляется несложно. Достаточно лишь ввести в правило фиксировать не только во внутренних документах медицинского учреждения, но и в основных удостоверяющих личность документах (Свидетельстве о рождении и Паспорте гражданина) часы и, по возможности, минуты появления на свет ребенка, причем, во избежание разнотолков, данное время должно фиксироваться как по местному времени, так и по всемирному координированному времени (UTC (ранее - GMT)). Помимо того, что более точная фиксация такого важного юридического факта как рождение человека снимет ряд проблем в области правоприменения, данная мера послужит еще и дополнительным идентификационным показателем гражданина.

Оппоненты могут возразить, что приведенные выше ситуации редки и при необходимости могут быть урегулированы правоприменительными органами. Мы же полагаем, что в условиях, когда руководители государств достаточно часто по собственному усмотрению подкручивают стрелки часов, устанавливая/отменяя летнее время, не церемонясь делят страну на часовые пояса, меняют календарь (только в XX веке россиянам удалось пожить по трем календарям: Юлианском, Григорианском и советском революционном (19301940 гг.)), не задумываясь, что смещение временных координат усложнит кому-то жизнь, лучше предотвратить возможные споры и тяжбы и привязать фиксацию юридических фактов к чему-либо относительно постоянному (UTC, кстати, не переводится ни зимой, ни летом), чем создавать условия для нарушения чьих-либо прав.

Статья научная