О творческой деятельности московского мастера музыкально-письменного искусства XVII в. Луки Ивановича Тверитина
Бесплатный доступ
В ходе многовекового развития древнерусское музыкально-письменное искусство стало выдающимся достижением не только национальной, но и мировой культуры. Высокий профессиональный уровень его мастеров нашел выражение в появлении своеобразных музыкальных стилей с их нотациями, авторских распевов и «разводов». В данной области работал целый ряд выдающихся распевщиков (композиторов), дидаскалов (теоретиков, учителей певческого дела), уставщиков (руководителей хоров). Однако известны имена лишь очень немногих из них, и русское средневековое искусство остается в основном анонимным. Исходя из того, что любое из открытых имен деятелей древнего искусства и обнаружение сведений о них и их творчестве представляют собой культурно-историческую ценность, автор статьи продолжает публикацию результатов своих поисков в данном направлении.
Древнерусское музыкально-письменное искусство, авторство выдающихся мастеров, биографические сведения, теория творчества
Короткий адрес: https://sciup.org/147150626
IDR: 147150626
Список литературы О творческой деятельности московского мастера музыкально-письменного искусства XVII в. Луки Ивановича Тверитина
- Лукошково учение, и ин же: Баскаков перевод, а ин: Дуткино пение, а ин: Усольской, а ин: Крестьянинов» (Музыкальная эстетика России XI-XVIII вв./сост. А.И. Рогов. -М„ 1973. -С. 71
- Парфентьев Н.П., Парфентьева Н.В. Хроника творческой деятельности Федора Крестьянина в 1598-1607 гг.//Культура и искусство в памятниках и исследованиях: сб. науч. тр. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2006. -Вып. 4 -С. 100-129
- РНБ. Кир.-Бел. № 605/862, 612/869, 617/874; Сол. № 277/292; Соф. № 492; РГБ. Ф. 210. № 1; ф. 379. № 29; РГАДА. Ф. 381. № 289,316
- РГБ. Ф. 299. № 212. -Л. 173
- РГБ. Ф.379.№1.Л. 5 об. -боб
- ГИМ. Синод, пев. №219. Л. 376 об. -378.
- РГАДА. Ф. 181, № 600. Л. 90 об
- БРАН. Осн. 32.16.18. Л. 205
- БРАН. Тек. № 280. Л. 289-291
- РГБ. Ф. 205. № 355. Л. 154 об. -Аллилуйя «малая»
- РНБ. Титова. № 4455. Л. 107, 129 об., 146 об., 150
- Парфентьев Н.П. О деятельности комиссий по исправлению древнерусских певческих книг в XVII в.//Археографический ежегодник за 1984 г.-М.: Наука, 1986. -С. 128-139.
- ГИМ. Синод, пев. № 219. Л. 377 об.
- РГАДА-Ф-396. Оп. 2. № 529 (1628/29 г.). Л. 27 об.; № 530 (1629/30 г.). Л. 57 об.; № 531 (1630/31 г.). Л. 65 об.; № 532 (1631/32 г.). Л. 67; № 533 (1632/33 г.). Л. 66; № 534 (1633/34 г.). Л. 54; № 535 (1634/35 г.) Л. 54.
- РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. № 536 (1640/41 г.). Л. 93 об.; № 537 (1641/42 г.). Л. 102 об.; № 538 (1645/46 г.). Л. 91 об.; № 539 (1647/48 г.). Л. 24 об.; № 540 (1648/49 г.). Л. 84 об.
- Забелин, И.Е. История города Москвы/И.Е. Забелин. -М.: Кушнерев и К0, 1905. -Ч. 1. -С. 162.
- РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. № 540 (1649/50 г.). Л. 189.
- ГИМ. Синод, пев. № 219. Л. 424.
- РНБ. Титова. № 4455. Л. 161. Текст строки песнопения срезан.
- РНБ. Кир. Бел.. № 638/895. Л. 97 об. -98 об. Ремарка «Лукин роспев».
- ГАЯО. Кол. рукоп. Оп. 1. № 459 (97).
- Описание коллекции рукописей Государственного архива Ярославской области XIV-XX вв./сост. В.В. Лукьянов. -Ярославль, 1957. -С. 88-89.
- РГАДА-Ф-396. Оп. 2. № 536 (1640/41 г.). Л. 93 об.; №537 (1641/42 г.). Л. 103; № 538 (1645/46 г.). Л. 91 об.
- Парфентьев, Н.П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства XVI-XVII вв.: Школы. Центры. Мастера/Н.П. Парфентьев. -Свердловск: УрГУ, 1991. -С. 179.
- Парфентьев, Н.П. Усольская (Строгановская) школа в русской музыке XVI-XVII вв./Н.П. Парфентьев, Н.В. Парфентьева. -Челябинск: Книга,1993. -348 с.