О влиянии музыкальной терминологии на теорию и практику русского авангарда
Автор: Bouras alexandeR.
Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu
Рубрика: Культурология
Статья в выпуске: 3 (140), 2014 года.
Бесплатный доступ
Исследуется происхождение и значение термина фактура в изобразительном искусстве авангарда, анализируется использование термина в теоретических разработках В. Маркова, В. Кандинского, Д. Бурлюка и Н. Пунина. В начале 10-х годов ХХ века рождается новый взгляд на суть и сущность изобразительного искусства и в связи с этим возникает необходимость разработки новой терминологии в художественной теории и практике авангарда. Термин фактура, наряду с такими терминами, как контрапункт, камертон, консонанс и диссонанс, был заимствован художниками из области музыки, развит и приспособлен к потребностям собственных средств выражения. Следовательно, абстрактный характер музыки послужил в качестве источника вдохновения для художников-авангардистов, создавая тем самым творческие взаимосвязи между разными видами искусства.
Фактура, музыка, авангард, контрапункт, консонанс, диссонанс, терминология
Короткий адрес: https://sciup.org/14750641
IDR: 14750641
Список литературы О влиянии музыкальной терминологии на теорию и практику русского авангарда
- Рыбников А.А. Фактура классической картины. М.: Изд-во ГТГ, 1927. 24 с.
- Марков В. Принципы творчества в пластических искусствах. Фактура. СПб.: Союз молодежи, 1914. 135 с.
- Ослиный хвост и Мишень. М.: Изд. Ц.А. Мюнстер, 1913. 151 с.
- Бурлюк Д. Кубизм//Пощечина общественному вкусу. Д. Бурлюк, Н. Бурлюк, А. Крученых, В. Кандинский, Б. Лившиц, В. Маяковский, В. Хлебников. М.: Изд. Г.Л. Кузьмина, 1913. 112 с.
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 35 (69). СПб., 1902
- Пунин Н.Н. Первый цикл лекций, читанных на краткосрочных курсах для учителей рисования. Пг.: Современное искусство, 1920. 84 с.
- Общество художников «Союз молодежи». СПб., 1912. № 1. Апрель. С. 14; № 2. Июнь. С. 18.
- Шлецер Б. Консонанс и диссонанс//Аполлон. 1911. № 1. С. 54-61.
- Вольдемар Матвей и «Союз молодежи». М.: Наука, 2005. 456 с.
- Дудаков К. Освобождение музыки в России и Италии: шум или «диссонанс»? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.theremin.ru/archive/dudakov.html
- Кандинский В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. 108 с.
- Подземская Н. «Живописный контрапункт» В.В. Кандинского, или Об абстрактном в искусстве//Коваленко Г. Беспредметность и абстракция. М.: Наука, 2011. С. 113-156.
- Синий всадник. М.: Изобразительное искусство, 1996. 192 с.
- Турчин В.С. Л.И. Жевержеев и художники «Союза молодежи»//Вольдемар Матвей и «Союз молодежи». М.: Наука, 2005. С. 235-236.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М.: Прогресс, 1987.
- Футуризм -радикальная революция. Италия -Россия: Каталог выставки к 100-летию художественного движения (ГМИИ им. А.С. Пушкина, 17 июня -28 августа). М.: Красная площадь, 2008. 303 с.
- Hansen-Löve A. «Фактура, Фактурность»//Russian Literature. Vol. 17. № 1. Amsterdam and Oxford, 1985. P. 29-37.
- Howard J. The Union ofYouth: An artists’ society of the Russian Avant-garde. N. Y: Manchester University Press, 1992. 240 p.
- Sangild T. The Aesthetics of Noise. Copenhagen: Datanom, 2002. 32 p.