О "втором слое" одной истории о Цзыгу

Бесплатный доступ

Сунские авторские сборники бицзи являются одним из важнейших источников по истории китайской литературы, а также различным областям знания эпохи Сун (960-1279). С недавнего времени эти сборники стали рассматривать также и как источники по истории и этнографии. Сборники являются также важным источником и по истории религиозных представлений эпохи Сун. Одним из таких сборников является «Записи бесед в Мэнси» (Мэнси битань) автора Северной Сун (960-1127) Шэнь Ко (Гуа) (1032-1096). В этом сборнике содержится одно из самых известных повествований, посвященных божеству отхожего места «Пурпурная дева» Цзыгу. Этот текст всегда служил источником данных о почитании данного божества в эпоху Сун в среде шэньши. В статье предпринимается попытка рассмотреть этот текст не только как источник по истории религиозных верований шэньши, но также как источник по социальной истории. Рассматриваемый текст представляет собой личное воспоминание, а автор текста предстает как непосредственный участник описываемых событий. Разбору подвергается фрагмент, где говорится о событиях, произошедших в доме главы Ведомства императорских жертвоприношений Ван Луня. Предположительно, эта часть текста раскрывает обстоятельства жизни отдельной семьи.

Еще

Китай, цзыгу, авторские сборники, популярная религия, северная сун

Короткий адрес: https://sciup.org/147219719

IDR: 147219719   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2017-16-10-76-81

Список литературы О "втором слое" одной истории о Цзыгу

  • Алимов И. А. Китайские авторские сборники X-XIII вв. в очерках и переводах: Автореф. дисс. … д-ра ист. наук. СПб., 2010. 44 с.
  • Алимов И. А. Лес записей: Китайские авторские сборники X-XIII вв. в очерках и переводах. СПб.: Петерб. востоковедение, 2009. 912 с.
  • Алимов И. А. О культе Цзы-гу (по материалам сунского времени)//Религиозный мир Китая. Исследования. Материалы. Переводы (Orientalia et Classica: Тр. Ин-та вост. культур и античности. Вып. XLVIII). М.: РГГУ, 2013. С. 98-100.
  • Белозерова В. Г. Эстетика каллиграфии//Духовная культура Китая. Энциклопедия в 5 т./Гл. ред. М. Л. Титаренко. Т. 6 (доп.). Искусство. М.: Вост. лит., 2010. С. 171-177.
  • Белозерова В. Г. Традиционное искусство Китая. В 2 т. Т. 1. Неолит -IX век/Отв. ред. М. Е. Кравцова (Orientalia et Classica: Труды Института восточных культур и античности. Выпуск LX). М.: Русс. фонд содействия образованию и науке; Ун-т Дмитрия Пожарского, 2016. 629 с.
  • Го Ли. Цзыгу цэ шэнь таньси . Исследование духа отхожего места Цзыгу//Oriental Humanities. 2010. Vol. 9. № 1. С. 1-15. (на кит. яз.)
  • Гроот Я. Я. М. де Война с демонами и обряды экзорцизма в Древнем Китае/Пер. с англ. Р. В. Котенко. СПб.: Изд. группа «Евразия», 2001. 448 с.
  • Ма Шутянь. Чжунго миньцзянь чжу шэнь . Полный свод народных божеств Китая. Тайбэй: Гоцзя чубаньшэ, 2005. 380 с. (на кит. яз.)
  • Мыльникова Ю. С. Правовое положение женщин в истории средневекового Китая (VII-XIII). СПб.: НП-ПРИНТ, 2014. 336 с.
  • Филонов С. В. Золотые книги и нефритовые письмена: даосские письменные памятники III-VI веков. СПб.: Петерб. востоковедение, 2011. 656 с.
  • Шэнь Ко. Записи бесед в Мэнси. Средний раздел//Собрание трудов Шэнь Ко . Мэнси битань. Чжун. Шэнь Ко чжу. Чжунго гудянь мин чжу. Цинпинго дяньцзы тушусиле. Бэйцзин: Дяньцзы чубаньшэ, 2001. C. 92-155 (на кит. яз.)
  • Davis E. L. Society and the Supernatural in Song China. Honolulu: University of Havai'i Press, 2001. 355 p.
  • Ebrey P. B. Women and the Family in Chinese History. London; NY: Routledge, 2003. 291 p.
  • Groot, J. J. M. de The Religious System of China, its ancient forms, evolution, history and present aspect. Manners, customs and social institutions connected therewith/E. J. Brill, éditeur. Leiden, 1910. Vol. VI. Réimpression par Literature House, Ltd, Taipei, 1964. 424 p.
  • Huang Chi-chiang. Pure Land Hermeneutics in the Song Dynasty: The Case of Zhanran Yuanzhao (1048-1116)//Chung-Hwa Buddhist Journal. Taipei: The Chung-Hwa Institute of Buddhist Studies, 2000. № 13. P. 385-429.
Еще
Статья научная