О значении картины Ф.М. Гране "Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме" для перспективной и портретной живописи 20-х гг. XIX в. в России
Автор: Гудыменко Ю.Ю.
Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana
Рубрика: Мир художественной культуры
Статья в выпуске: 3 (68), 2023 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена восприятию картины французского художника Ф.М. Гране «Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме» русскими художниками в 20-е гг. XIX в., ее влиянию на перспективный и портретный жанры живописи. Рассматривается степень влияния этого произведения на творчество А.Г. Венецианова, в частности на его картину «Гумно». Отражение проблематики полотна Гране заметно в картине «Храм Воскресения Христова в Иерусалиме» М.Н. Воробьева, в академических программах Академии художеств, интерьерных видах, написанных учениками Венецианова, портрете Д.Н. Шереметева кисти О.А. Кипренского. Последний, словно соревнуясь с Гране, развивает в этом произведении анфиладный мотив, на короткое время ставшим модным для портретного жанра. Рассматриваются некоторые образцы портретной живописи середины 20-х гг. XIX в., в том числе недавно введенный в научный оборот «Портрет неизвестной» М. Гомион-Прево из собрания Государственного Эрмитажа; кратко освещается творческий путь этой художницы.
Анфиладный мотив в портретной живописи 20-х гг. xix в, м.н. воробьев, м. гомион-прево, ф.м. гране, о.а. кипренский, перспективная живопись 20-х гг. xix в
Короткий адрес: https://sciup.org/140302343
IDR: 140302343 | DOI: 10.53115/19975996_2023_03_072-076
Список литературы О значении картины Ф.М. Гране "Внутренний вид хоров в церкви капуцинского монастыря на площади Барберини в Риме" для перспективной и портретной живописи 20-х гг. XIX в. в России
- Алексеева Т.В. Художники школы Венецианова. 2-е издание. - М.: Искусство, 1982. - 420 с.
- Алленов М.М. Образ пространства в живописи "á la натура". К вопросу о природе венециановского жанризма // Советское искусствознание. - М., 1983, вып. 1 (18). - С. 123-146.
- Байрд О.А., Гудыменко Ю.Ю. Русская француженка Мария Гомион Прево. Материалы к биографии художницы // Художественный вестник. - СПб., 2021, № 8. - С. 116-135.
- Венецианов Алексей Гаврилович. Статьи. Письма. Современники о художнике. - Л.: Искусство: Ленинградское отделение, 1980. - 392 с.
- Григорович В.И. О выставке произведений в Императорской Академии художеств // Журнал изящных искусств. - 1825. Книжка первая. Часть вторая. № 1. - С. 40-77.
- Гудыменко Ю.Ю. Виртуозность, декоративность и иллюзорность в портретной живописи России 1820-х годов // Культурная жизнь юга России. - Краснодар: Отдел информационных технологий и печати Краснодарского государственного института культуры, 2021, № 1. - С. 63-70.
- Леонтьева Г.К. Алексей Гаврилович Венецианов. - Л.: Искусство: Ленинградское отделение, 1980. - 200 с.
- Леонтьева Г.К. Алексей Гаврилович Венецианов. - Л.: Искусство: Ленинградское отделение, 1988. - 288 с.
- Сборник материалов для истории С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования в 3 т. Изданный под редакцией П.Н. Петрова. Ч. II. - Санкт-Петербург: Типография Гогенфельдена, 1865. - 464 с.
- Федоров Б. Письмо редактора к издателю Отечественных записок, об открытии Императорской Академии художеств для публики, в сентябре нынешнего года // Отечественные записки, издаваемые Павлом Свиньиным. Часть двадцатая. - 1824, СПб. - С. 296-322.