Об актуальных изменениях в правовом регулировании деятельности религиозных групп в современной России
Автор: Нащкина Е.В.
Журнал: Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права @vestnik-ael
Рубрика: Проблемы юриспруденции и правоприменения
Статья в выпуске: 6, 2016 года.
Бесплатный доступ
Правовой институт свободы совести и свободы вероисповедания является комплексным и включает в себя нормы различных отраслей российского права. Детальный анализ законодательства в указанной сфере позволяет выделить значительное количество правовых актов (более ста) федерального и регионального уровней, которые напрямую касаются тех или иных вопросов, связанных с реализацией свободы совести и свободы вероисповедания.
Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-фз "о свободе совести и о религиозных объединениях", свобода совести и свобода вероисповедания, религиозные объединения
Короткий адрес: https://sciup.org/14319482
IDR: 14319482
Текст научной статьи Об актуальных изменениях в правовом регулировании деятельности религиозных групп в современной России
Правовой институт свободы совести и свободы вероисповедания является комплексным и включает в себя нормы различных отраслей российского права. Детальный анализ законодательства в указанной сфере позволяет выделить значительное количество правовых актов (более ста) федерального и регионального уровней, которые напрямую касаются тех или иных вопросов, связанных с реализацией свободы совести и свободы вероисповедания. В их числе особо выделяется Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Данный норматив- ный правовой акт является специальным законом, регулирующим правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения. Закон достаточно компактен по своей правовой конструкции. Нормы права в нем объединены в двадцати семи статьях. За время действия в закон неоднократно вносились поправки и дополнения. Одна из последних редакций, принятая Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 261-ФЗ, существенно изменила законодательство в части регулирования деятельности религиозных групп и порядке регистрации религиозной организации в качестве юридического лица. Внесены коррективы и в нормы, устанавливающие правовой статус религиозных организаций.
Концептуальные изменения претерпела ст. 7 Закона. В частности, в части первой статьи уточнен состав участников религиозной группы. Это касается иных лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации. Предусмотрено, что «религиозной группой признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками…».
С 24 июля 2015 г. изменен также и по рядок уведомления о начале деятельности религиозной группы. В соответствии с частью второй ст. 7 Закона о свободе совести руководитель (представитель) религиозной группы или руководящий орган (центр) централизованной религиозной организации в случае, если религиозная группа входит в ее структуру, в письменной форме уведомляет о начале деятельности религиозной группы орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, по месту осуществления деятельности религиозной группы. Такими органами являются территориальные органы Минюста России по субъектам Российской Федерации. Существовавший до этого порядок предусматривал направление уведомления в адрес органа местного самоуправления. В уведомлении о начале деятельности религиозной группы указываются сведения об основах вероисповедания, о местах совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, руководителе (представителе), гражданах, входящих в религиозную группу, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства.
Уведомления представляют также и религиозные группы, ранее уведомившие о создании и начале деятельности органы местного самоуправления, в связи с тем, что ранее представляли только те религиозные группы, которые намеревались в дальнейшем преобразоваться в религиозную организацию. Кроме того, представляемые ранее сообщения религиозных групп в органы местного самоуправления не содержали необходимого объема сведений, предусмотренного в уведомлении.
Уведомление о начале деятельности религиозной группы составляется по форме, утвержденной органом, уполномоченным принимать решение о государственной регистрации религиозной организации. Форма уведомления утверждена приказом Минюста России от 5 октября 2015 г. № 234 «Об утверждении формы уведомления о начале деятельности религиозной группы».
Религиозная группа представляет уведомление о продолжении своей деятельности не реже одного раза в три года со дня последнего уведомления органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации.
Замена уполномоченного органа, а также установление четкой формы уведомления, периодичности последующих уведомлений следует оценивать как позитивное изменение законодательства. Однако правовая неопределенность в отношении момента создания религиозной группы и её правового статуса сохраняется. Так, в Законе обязанность религиозной группы по уведомлению уполномоченного органа не установлена. Нет ни слова и об ответственности за нарушение порядка уведомления. Это, в свою очередь, позволяет предположить, что количество религиозных групп не будет точно известно, так же как и до изменения законодательства. Например, с начала действия правовой нормы в Главное управление Минюста России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области поступило всего четыре уведомления.
В то же время закрепление на законодательном уровне такой обязанности потребовало бы и законодательного закрепления ответственности за ее нарушение. Учитывая нормы ст. 28 Конституции Российской Федерации о том, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, обеспечение конкретными правовыми санкциями неисполнение обязанности по уведомлению о создании и начале деятельности религиозной группы, представляется неправомерным. С другой стороны, отсутствие у государства информации о таких группах, сведений об основах их вероучения и религиозных обрядах, также можно расценивать как угрозу нарушения прав конкретного индивида на свободу совести и свободу вероисповедания. Федеральным законом № 261-ФЗ от 13 июля 2015 г. с 24 июля 2015 г. признан утратившим силу абзац третий п. 9 ст. 8 Закона о свободе совести. Согласно ему религиозная организация обязана была ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности.
Также указанным Законом отменено правило «подтверждения существования религиозной группы на протяжении не менее пятнадцати лет», вследствие чего устранено препятствие в получении статуса юридического лица для представителей новых религиозных течений, существующих на территории Российской Федерации менее указанного срока и не имеющих собственных централизованных структур, а также отменены требования о ежегодной перерегистрации, предусмотренные абзацем третьим п. 3 ст. 27 Закона о свободе совести в ранее действовавшей редакции.
Соответствующие изменения внесены в п. 1 ст. 9 Закона о свободе совести, согласно которому учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении, а из перечня документов, представляемых местной религиозной организацией для государственной регистрации в территориальный орган Минюста России (п. 5 ст. 11 Закона о свободе совести), исключен документ, подтверждающий существование религиозной группы на определенной территории на про- тяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления.
Отмена «правила 15 лет» устранила препятствия в получении статуса юридического лица представителями новых религиозных течений, существующих на территории России менее 15-летнего срока и не имеющих подтверждения принадлежности к централизованным структурам. Следует отметить, что в марте 2010 г. вступило в силу решение Европейского суда по правам человека по делу «Кимля и другие против России», которым было установлено несоответствие ч. 1 ст. 9 Федерального закона №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которой обязательным условием для регистрации религиозной организации являлась необходимость существования религиозной группы на протяжении не менее 15 лет, положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Европейский суд указал, что названная норма не отвечает критерию «необходимости в демократическом обществе», которое является одним из условий правомерного ограничения прав и свобод человека. В соответствии с Конституцией Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Данный конституционный принцип был соблюден при регулировании обществен- ных отношений в данной сфере. Вместе с тем установлены определенные правовые ограничения и условия для таких организаций. Территориальный орган Минюста России вправе принять решение о государственной регистрации создаваемой религиозной организации, не имеющей подтверждения о вхождении в структуру централизованной религиозной организации, только после проведения государственной религиоведческой экспертизы в порядке, установленном приказом Минюста России от 18 февраля 2009 г. № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе». При этом в соответствии со ст. 11 Закона о свободе совести орган, принимающий решение о регистрации религиозной организации, вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения религиоведческой экспертизы.
Одновременно с отменой обязанности подтверждать 15-летний срок существования местные религиозные организации, не входящие в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, в течение десяти лет со дня их государственной регистрации при создании не вправе:
– создавать образовательные организации (п. 3 ст. 5 Закона о свободе совести), за исключением права создавать образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы в отношении совершеннолетних граждан;
– обучать детей религии вне рамок образовательной программы (п. 4 ст. 5 Закона о свободе совести);
– иметь при себе представительство иностранной религиозной организации (п. 5 ст. 13 Закона о свободе совести);
– проводить религиозные обряды и церемонии в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, а также в учреждениях, исполняющих наказания, и в помещениях мест содержания под стражей (п. 3 ст. 16 Закона о свободе совести);
– создавать средства массовой информации (п. 2 ст. 18 Закона о свободе совести);
– приглашать иностранных граждан в целях занятия профессиональной, в том числе проповеднической, религиозной деятельностью (п. 2 ст. 20 Закона о свободе совести);
– выступать учредителем централизованной религиозной организации.
Указанные ограничения распространяются на религиозные организации, зарегистрированные (при создании) после вступления в силу данных изменений. После вхождения местной религиозной организации в структуру централизованной организации указанные ограничения прекращают свое действие в отношении соответствующей местной религиозной организации. Наличие указанных выше прав в уставе местной религиозной организации, не входящей в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, при государственной регистрации ее создания является основанием для отказа в государственной регистрации.
В заключение следует отметить, что новеллы законодательства, краткий обзор которых проведен в этой работе, не являются единственными. В Закон о свободе совести вносились и другие изменения.
Однако именно они принципиально изменили подход к вопросу о создании и осуществлении деятельности религиозных объединений в России.
Список литературы Об актуальных изменениях в правовом регулировании деятельности религиозных групп в современной России
- Конституция Российской Федерации//http://www.pravo.gov.ru
- Постановление Европейского суда по правам человека от 01.10.2009 г. «Дело Кимля и другие против Российской Федерации» (жалоба № 76836/01, №32782/03)//Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2010. № 4.
- О свободе совести и о религиозных объединениях: федер. закон от 26.06.1997 г. № 125-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 1997. № 39. Ст. 4465.
- О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»: федер. закон от 13.07.2015 г. № 261-ФЗ//Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (ч. I). Ст. 4387.
- О государственной религиоведческой экспертизе: приказ Минюста России от 18.02.2009 г. № 53//Российская газета. 2009. 13 марта.
- Об утверждении формы уведомления о начале деятельности религиозной группы: приказ Минюста России от 05.10.2015 г. № 234//http://www.pravo.gov.ru