Об актуальных вопросах совершенствования профессионального педагогического образования
Автор: Гришаева Ю.М., Божко О.В.
Журнал: Вестник Международной академии наук (Русская секция) @vestnik-rsias
Статья в выпуске: S1, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье обозначены актуальные вопросы подготовки педагогических работников в разных сферах образования. Основной акцент поставлен на противоречиях в реализации преподавательской деятельности специалистами, не имеющими профессиональной педагогической подготовки, кадровом дефиците и ускоренном росте социального запроса на качественную педагогическую деятельность. Приводится анализ обновленной нормативной базы в области кадрового развития системы образования и предварительные результаты деятельности педагогических вузов в рамках утвержденной Концепции подготовки педагогических кадров. Особое внимание уделено текущему состоянию и перспективам предпрофессионального образования в старших классах. На основе ретроспективы отечественных практик XVIII-XX вв. были выявлены основные точки роста и современные возможности внедрения комплекса психолого-педагогических дисциплин в основную общеобразовательную программу.
Подготовка педагогических кадров, педагогические классы, система педагогического образования, психолого-педагогические дисциплины
Короткий адрес: https://sciup.org/143179252
IDR: 143179252
Текст научной статьи Об актуальных вопросах совершенствования профессионального педагогического образования
В утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года обозначен ряд проблем, препятствующих обеспечению высокого качества педагогической деятельности. Среди прочих названы дефицит педагогических работников, недостаточный уровень подготовки выпускников образовательных организаций высшего образования по программам подготовки педагогических кадров; недостаток комплексных мер по ранней профориентации школьников на получение педагогической профессии [9].
В некоторых наших работах [2, 3] мы обращали внимание на недостатки в содержании ФГОС ВО по педагогическим направлениям подготовки в части, например, внимания к акмеологическим (в ракурсе личностнопрофессионального развития специалиста), а также к методическим аспектам будущей профессиональной де- ятельности, что накладывает существенный отпечаток, на наш взгляд, на качество педагогической деятельности на местах и приводит в конечном итоге к недостаточному уровню организации, в том числе, системы профессиональной педагогической ориентации школьников.
Однако, рассматривая новое поколение ФГОС ВО, которые подразумевают включение требований профессиональных стандартов (далее — профстандар-тов) в систему результатов освоения образовательных программ, приходим к выводу о системном снижении требований к квалификации специалиста, занимающегося педагогическим трудом в части его, собственно, педагогического образования.
Например, профессиональный стандарт педагога, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты 18 октября 2013 г. № 544н, не предъявляющий требования к опыту практической работы и допускавший к педагогической деятельности в общеоб- разовательной школе в том числе кандидатов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации [8], уже в 2019 году потребовал от Министерства просвещения разъяснений. В письме Минпросвещения от 28 марта 2019 отмечается, что требование профстан-дарта о наличии высшего образования или среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности «учитель». Условие о получении этой категорией лиц ДПО является избыточным и не соответствует требованиям профстандарта [7].
Можно предположить, что закрепленные в проф-стандарте, как необходимые, знания основных закономерностей возрастного развития и социализации личности, основ психодиагностики девиаций и психодидактики, путей достижения образовательных результатов, основ методики преподавания и принципов деятельностного подхода, видов и приемов современных педагогических технологий кандидат на должность педагога может получить и без педагогического образования. Однако практика найма педагогических работников не регламентирована с точки зрения необходимости и содержания вступительных испытаний, и в условиях зафиксированного дефицита педагогов в общеобразовательных учреждениях собеседование с кандидатом часто носит формальный, организационный характер, а оценка реального соответствия требованиям профстандарта не реализуется.
Между тем, специалисты, задействованные в системе общего образования и опирающиеся в профессиональной деятельности на законные рамки и требования, составляют лишь часть от всего рынка образовательных и педагогических услуг. В реализации дополнительного образования ситуация аналогична общему. Но в тени находится целая «армия просвещения» нового поколения — сотрудники детских досуговых организаций, осуществляющих клубную, кружковую деятельность, репетиторы, няни, гувернеры, тренеры, коучи, менторы, сотрудники городских и выездных лагерей и программ, приравненным к деятельности ДОЛ, преподаватели оффлайн, онлайн и дистанционных курсов, специалисты, реализующие корпоративное обучение и наставничество в самых разных отраслях.
Профессиональные требования, предъявляемые к данным специалистам, регламентированы весьма поверхностно и по большей части остаются на усмотрение заказчиков рынка педагогического труда, далеко не всегда имеющих компетентное педагогическое мнение, возможность реально оценить уровень кандидата и качество предоставляемых услуг. В связи с чем возникает вопрос, как в условиях активно растущего запроса и рынка педагогических услуг, дефицита профессиональных педагогических кадров даже в рамках реализации основного общего образования, практики найма и дей- ствующей нормативной базы помочь специалистам, выбирающим благородную профессию учителя, овладеть необходимыми для реализации педагогической деятельности качественными знаниями, умениями, навыками, частично фигурирующими в профстандарте педагога.
Помимо дополнительного профессионального педагогического образования, по имеющимся разъяснениям Минпросвещения признанного «избыточным», возникают ретроспективные идеи обратиться к содержанию общеобразовательных и профильных школьных программ.
Отчасти вопрос ликвидации психолого-педагогической безграмотности решается на уровне работы разрастающейся сети педагогических классов. В 2021–2022 учебному году на территории Российской Федерации функционирует уже около 5000 педагогических классов. Начиная с 2019 года в проект «Новый педагогический класс» включается и МПГУ. Организация работы в этом направлении возложена на Управление профессиональной ориентации и преподавателей кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В. А. Сластенина Института педагогики и психологии МПГУ, и носит системный характер:
-
1. Организация программы профессиональноориентированных мероприятий для обучающихся педагогических классов.
-
2. Организация курсов повышения квалификации для учителей «Преподаватель педагогического класса».
-
3. Разработка нормативной и методической документации для педагогических классов образовательных организаций общего среднего образования.
-
4. Организация работы сайта «Педагогический класс» с целью оказания оперативной помощи практикам.
-
5. Организация предпрофильного экзамена по психолого-педагогическому профилю для выпускников общеобразовательных школ. [6]
Проделана огромная работа, которая опирается на весь накопленный в истории российского и советского профильного и предпрофильного педагогического образования опыт и подразумевает активную масштабируемость современной практики в ближайшие годы. Но сейчас стоит задать вопрос, достаточно ли создания и работы профильных педагогических классов для решения более глобальных социальных задач, чем увеличение глубины подготовки и качества работы педагогических кадров. Безусловно, данная практика помогает в раннем профессиональном ориентировании в пользу психолого-педагогических специальностей. Однако, нормативно-правовая база и соответствующий спрос, говорят нам о том, что огромное количество практикующих преподавателей, выбравшие в прошлом другой профильный класс в старшей школе, педагогические знания могут так и не получить.
Хотелось бы также акцентировать внимание на том, что психолого-педагогические знания, умения, на- выки, на наш взгляд, невозможно назвать бесполезными для любого образованного, компетентного в практически любой области человека — будь он топ-менеджером на машиностроительном предприятии, физиком-экспериментатором, регулярно докладывающем о результатах своей деятельности научному сообществу, сотрудником отдела кадров, курирующим корпоративное обучение, или родителем обучающегося в школе ребенка. Какую бы позицию ни занимал вчерашний выпускник российской школы, он так или иначе на протяжении всей своей жизни будет сталкиваться с образовательной деятельностью. И ликвидация психолого-педагогической безграмотности принимает уже более обширный фронт целеполагания.
Обращаясь к истории преподавания педагогики и психологии в образовательных учреждениях с конца XVIII века, следует обратить внимание, что педагогические классы всегда рассматривались как социокультурный и социально-экономический феномен, имеющий более обширные задачи, чем обеспечение системы образования необходимым количественным составом и повышение качества работы педагогического штата [5].
В послевоенное время в основную школьную программу помимо педагогики включались также психология и логика — три кита, на которых стоит педагогическая профессия в частности и любая обучающая деятельность в целом. Идеи, которые получили частичную реализацию в богатые образовательными реформами 40-е годы, по-прежнему не теряют своей актуальности. Но сейчас, в отличие от середины двадцатого столетия, образовательная система с организационной, технологической и научной точки зрения уже готова к их реализации на качественно новом уровне.
Исходя из поставленных Министерством просвещения задач развития непрерывного педагогического образования, включая обеспечение преемственности между школой и вузом, например, в педагогическом институте ТГУ им. Г. Р. Державина разработаны следующие вариативные модели педагогических классов:
-
1. Модель «Педагогический класс на базе профильных классов педагогического института».
-
2. Модель «Педагогический предуниверсарий».
-
3. Модель «Сетевой педагогический класс» (для не имеющих возможности регулярно посещать очные учебные занятия) [4].
Важно отметить, что формы работы, представленные в модели «Сетевой педагогический класс» представляют особый практический интерес для внедрения психолого-педагогических дисциплин в общее образование. Дистанционное обучение, доступ к бесплатным и свободным электронным ресурсам учебного назначения, самостоятельное создание сетевого учебного контента, наблюдение за деятельностью других участников, создание проблемных, поисковых, исследовательских и других совместных проектов позволят успешно выйти за рамки профильного класса и реализовать всеобщее обучение в старших классах по дисциплинам педагоги- ка, психология, логика в обход сложностей, которые вынуждали завершить подобные эксперименты в предыдущие периоды.
В качестве основных проблем историки образования называют нехватку профессиональных педагогических кадров для реализации обучения по данным дисциплинам, отсутствие качественной проработки методологической базы, высокую почасовую нагрузку на систему общего образования.
Частичное использование компонентов модели сетевого педагогического класса может помочь без значительной нагрузки на основной штат школы теоретические изыскания и самоподготовку по дисциплинам вывести в общее цифровое образовательное пространство, а часы очного обучения непосредственно в школе посвятить отработке практических навыков под руководством ведущих преподавателей по единым методическим материалам. Доступность организации педагогических проб, тематических круглых столов, конференций, совместный с преподавателями школы разбор педагогических кейсов, взаимопосещение уроков, двойной анализ уроков даст возможность не только старшеклассникам освоить необходимые психологопедагогические знания, но и позволит получить положительный эффект в виде повышения качества работы основного педагогического штата, который выступит в новой для себя роли наставника [1].
Следует отметить, что формирование федеральной базы методических материалов и не сепарированный по психологической пригодности обучающегося доступ к универсальным метапредметным знаниям в области педагогики и психологии, позволит, на наш взгляд, говорить о реальной доступности этих знаний и поможет улучшить отношение общего количества обучающихся к преподавательской деятельности, которое за последние 40 лет стремительно ухудшалось и дошло до унизительных 64% респондентов исследовательского центра Superjob, не считающих педагогическую деятельность престижной (2015). Стоит отметить, что ограниченность профильными классами, возможный отбор по результатам психологической диагностики потенциально пригодных для педагогической работы в будущем для массового изучения педагогики создают социальные сложности и по большей части вводят учеников в заблуждение, а предельно возможной пользы не несут. Именно замкнутым, некоммуникабельным, не имеющим развитых социальных связей старшеклассникам, многие из которых отдают предпочтение точным наукам, педагогический класс, на наш взгляд, может обеспечить максимальную отдачу, так как маловероятно, что при наличии выбора профильного класса он будет сделан в пользу педагогического направления, а в итоге мы можем потерять в будущем в его лице не только гармонично развитого, образованного гражданина, но и, например, прекрасного учителя математики, физики, информатики — тех учителей-предметников, чья под- готовка в рамках утвержденной Правительством РФ Концепции значится, как приоритетная.
Таким образом, принимая во внимание оформившуюся в последнее время стратегию государственной политики в области вопросов совершенствования профессионального педагогического образования, целенаправленную деятельность государства, ориентированную на возрастание престижа учительской профессии, важно развивать системную работу по
Список литературы Об актуальных вопросах совершенствования профессионального педагогического образования
- Базарнова Н. Д. Эффективные отечественные практики педагогического наставничества в период с 1931 по 1953 гг. Саранск: Гуманитарные науки и образование. 2022; 1 (49): 7-12.
- Гришаева Ю. М. О проблеме подготовки педагогических кадров в вузе в условиях модернизации образования. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2016; 3: 6-9.
- Гришаева Ю. М., Ткачева З. Н., Евстафьева Н. С. Профессиональное педагогическое образование и экологическая культура будущего учителя: задачи и возможности реализации. Алма-Матер (Вестник высшей школы). 2017; 10: 58-60.
- Гущина Т. И., Макарова Л. Н., Курин А. Ю. Сетевой педагогический класс как форма профессиональной ориентации старшеклассников. Тамбов: Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2018; 23 (174): 27-34.
- Якимов О. Г. Педагогические классы как социокультурный и социально-экономический феномен в историческом аспекте. Чебоксары: Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2020; 2 (107): 235-239.
- Korepanova N. V., Starodubova E. A. Pedagogical Class in the Russian School as a Form of the Specialized Education. Cross-Cultural Studies: Education and Science, 2021; 6 (3): 99-108.
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 28 марта 2019 г. № ТС-817/08 О направлении разъяснений https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minprosvescheniya-Rossii-ot-28.03.2019-N-TS-817_08.
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) https://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р http://government.ru/docs/45881.