Об алетическом значении термина

Автор: Мирошниченко Евгений Игоревич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 3 (86), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуется проблема интерпретации термина ἐνυπόστατος у дохалкидонских богословов. Автор предлагает новое прочтение уже известных текстов, рассматривающих вопросы триадологии и использующих термин ἐνυπόστατος совсем не в том значении, которое ему приписывали позднейшие авторы. Автор анализирует случаи употребления данного термина от Оригена до Кирилла Александрийского и приходит к выводу, что под ἐνυπόστατος следует понимать, прежде всего, нечто реально существующее. Для того чтобы подчеркнуть это значение, авторы дохалкидонского периода используют связку «воипостасное» - «истинное», а также противопоставление ἐνυπόστατος / ἀνυπόστατος. Указанное противопоставление следует рассматривать в контексте теории профорического логоса: Логос воипостасный, в отличие от безыпостасного профорического логоса, имеет свое собственное бытие, которому приписывается статус настоящего, подлинного, истинного бытия. Автор предлагает называть этот смысл «алетическим» и отличать от того смысла, который термин ἐνυπόστατος приобрел в эпоху христологических споров.

Еще

Воипостасное, ипостась, триадология, св. василий великий, алетическое, никейское богословие, ориген

Короткий адрес: https://sciup.org/140246704

IDR: 140246704   |   DOI: 10.24411/1814-5574-2019-10047

Список литературы Об алетическом значении термина

  • Anastasius Sinaitae. Viae Dux. PG 89. Col. 35-327.
  • Athanasius Alexandrinus. De sancta trinitate. PG 28. Col. 1115-1289.
  • Athanasius Alexandrinus. Ep. ad Afros episcopos 4. PG 26. Col. 1029-1049.
  • Basilius Theol. Adversus Eunomium (libri 5). PG 29. Col. 468-774.
  • Basilius Theol. De Spiritu Sancto. PG 32. Col. 67-219.
  • Basilius Theol. Ep. 38. PG 32. Col. 325-340
  • Cyrillus Alexandrinus. Commentarii in Joannem / Ed. P. E. Pusey. In 3 vols. Oxford: Clarendon Press, 1872. Vol. 1.
  • Cyrillus Alexandrinus. Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate. PG 75. Col. 9-1075.
  • Cyrillus Hierosolym. Catecheses ad illuminandos. PG 33. Col. 331-1059.
  • Didymus Caecus. De Trinitate (lib. 1) [Sp.] / Ed. J. Hönscheid. Meisenheim am Glan: Hain, 1975.
  • Didymus Caecus. Fragmenta in Psalmos / Ed. E. Mühlenberg. Berlin: De Gruyter, 1975.
  • Epiphanius. Ancoratus und Panarion. Bd. 1. Ancoratus / Ed. K. Holl. Leipzig, 1915.
  • Epiphanius. Ancoratus und Panarion. Bd. 3. Panarion / Ed. K. Holl. Leipzig, 1933.
  • Irenaei Sancti episcope Lugdunensis libri quinque adversus haereses / Ed. W. W. Harvey. Cambridge, 1857. Vol. 2.
  • Joannes Chrysostomus. In principium Actorum (homiliae 14). PG 51. Col. 107.
  • Leontius Byzantini. Contr. Nest. PG. 86. Col. 1267-1599.
  • Origenes. Expositio in Proverbia (fragmenta e catenis). PG 17. Col. 161-232.
  • Origenes. Scholia in Matthaeum. PG 17. Col. 289-310.
  • [Ps.-Dionysios of Alexandria]. Eine fingierte Korrespondenz mit Paulus dem Samosatener / Ed. E. Schwartz. SbBAW. München, 1927.
  • Мар Исхак Ниневийский. Книга о восхождении инока: Первое собрание (трактаты I-VI) / Общ. ред. и пер. с сир., араб., греч. А. В. Муравьева. М., 2016. литература
  • Бирюков Д. С. Перипатетические линии в учении Григория Нисского о едином человеке // Аристотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности. Материалы Московской международной конференции по Аристотелю. Институт философии РАН, 17-19 октября 2016 г. / Под общ. ред. В. В. Петрова. М.: Аквилон, 2017. С. 315-317.
  • Мефодий (Зинковский), иером. Православное богословие личности: истоки, современность, перспективы развития. Дисс. … докт. богосл. М.; СПб., 2014.
  • Daley B. "A Richer Union": Leontius of Byzantium and the Relationship of Human and Divine in Christ // Studia Patristica. 1993. № 24. P. 239-265.
  • dell'Osso C. Still on the concept of Enhypostaton // Augustinianum. 2003. № 43. P. 63-80.
  • Dörrie H. Ὑπόστασις. Wort- und Bedeutungsgeschichte // Nachrichten der Akad. der Wiss. in Göttingen. Phil.-hist. Kl., Jg. 1955. 3. S. 13-69.
  • Essen G. Die Freiheit Jesu. Der neuchalkedonische Enhypostasiebegriff im Horizont neuzeitlicher Subjekt- und Personphilosophie. Regensburg, 2001.
  • Ferrara D. M. Hypostatized in the Logos: Leontius of Byzantium, Leontius of Jerusalem and the unfinished business of the council of Chalcedon // Louvain Studies. 1997. № 22. P. 311-327.
  • Gleede B. The Development of the Term ἐνυπόστατος from Origen to John of Damascus. Leiden; Boston, 2012.
  • Grant R. M. The Fragments of the Greek Apologists and Irenaeus // Biblical and Patristic Studies in Memory of R. P. Casey. Freiburg, 1963. P. 213-214.
  • Hanson R. P. The Search for the Christian Doctrine of God. The Arian Controversy 318-381. Edinburgh, 1988.
  • Heidegger M. Sein und Zeit. Tübingen, 2001.
  • Lang U. M. Anhypostatos-Enhypostatos: Church Fathers, Protestant Orthodoxy and Karl Barth // JThS. 1998. № 49. P. 630-657.
  • Mühl M. Der λόγος ἐνδιάθετος und προφορικός von der älteren Stoa bis für Synode von Sirmium 351 //Archiv für Begriffsgeschichte. 1962. № 7. P. 7-56.
  • Zachhuber J. Basil and the Three-Hypostases Tradition // ZAC. 2001. № 5. P. 65-85.
  • Zhyrkova A. Jh. Damascene's Conception of Individual: Hypostasis versus Person // Studia Patristica. Peeters. 2012. Vol. LII. P. 375-387.
  • Zhyrkova A. Leontius of Byzantium and the Concept of Enhypostaton // Forum Philosophicum. 2017. 22. Vol. 2. P. 193-218.
Еще
Статья научная