Об идеологии (историко-философский очерк)
Автор: Машекуашева Маргарита Хасанбиевна, Бозиев Альберт Тахирович
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 4, 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены вопросы, связанные с определением феномена идеологии, выявлением ее объекта, целей, механизмов воздействия, проблем реализации в государствах и обществах разных типов. Как наиболее перспективные для российского общества выделяются идея национального единства и религиозная идея. Авторы предлагают определить методологию новой общероссийской идеологии, основываясь на принципах консерватизма с его общими положениями: быть против кардинальных, резких, революционных изменений, не принимать никаких теорий, провозглашающих фундаментальную реорганизацию системы.
Идеология, общественное сознание, механизм воздействия, политика, идея национального единства, религиозная идея, методология новой общероссийской идеологии, консерватизм
Короткий адрес: https://sciup.org/14940603
IDR: 14940603
Текст научной статьи Об идеологии (историко-философский очерк)
Сущностное содержание идеологии включает в себя идеи, которые в той или иной степени оказываются связанными с решением вопросов, касающихся прихода к власти, иными словами политических. Любая система убеждений, называемая идеологией, несет в себе безусловный заряд политизации. Поскольку в общественном сознании сложилось и поддерживается убеждение в том, что «политика – грязное дело», то имеет место и представление о спекулятивности идеологии. Из предлагаемых сегодня основ новой общероссийской идеологии выделяются как наиболее перспективные идея национального единства и религиозная идея.
Специфика России состоит в том, что наше государство, во-первых, полиэтническое, а во-вторых, светское, т. е. ни первая, ни вторая идеи не смогут утвердиться в общественном сознании иначе, как в интересах определенной части общества: по национальному признаку или по религиозному основанию. Означает ли это, что идеология на сегодня фикция, спекуляция или обыкновенный пережиток?
Как понимается идеология? Это машина, которая призвана решить определенную задачу определенной части населения и исходит из того, что на данном этапе развития общества подошло время решительной интервенции в сознание населения, которое в силу множества обстоятельств своим большинством не так остро воспринимает текущий момент, но, безусловно, нуждается в направляющей силе. Чему способствует идеология? Склонению людей на свою сторону и организованности, объединению вокруг идей, пропагандируемых как благостные. Каковы механизмы идеологии? Неуклонное повторение идей, носящих лозунговый характер. Какова конечная цель? Цель достигается в том случае, когда достигается ожидаемый эффект.
Объектом деятельности идеологов является сознание людей данного общества. При этом идеология не преследует цели изучить сознание, она занимается воздействием на него. Если речь идет о государственной идеологии, то она стремится выработать стратегию идейного сохранения общества. Сознание общества должно стать таким, как себе это представляли идеологи, разрабатывавшие первоначальные программы. Опорой для таких программ выступает многолетний накопленный жизненный опыт самого общества. Данный опыт может носить стихийный характер. Воздействие на него не может оказываться всесторонне, а лишь происходит целенаправленная корректировка отдельных частей сознания (если, конечно, это сознание не чистое). Воздействие оказывается таким образом, что оно отвечает интересам и запросам общества, особенностям времени и места.
На всем протяжении развития человечества всегда были люди, выполнявшие функции, близкие к тем, которые выполняют идеологи. К ним относились колдуны и шаманы, жрецы и священнослужители и т. д. В настоящее время основные идеологические функции выполняют средства массовой информации – телевидение, радио, газеты и журналы, Интернет. В последнее время особую популярность получили передачи на политические темы, в частности передачи, в которых рассматриваются проблемы разрешения межэтнических и межнациональных конфликтов во всех частях земного шара, передачи о мироустройстве в обозримом будущем. Неизгладимое впечатление на россиян произвела организация и проведение зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. Не меньший эффект дало то, как Игры освещались в СМИ. Каждый гражданин России почувствовал себя причастным к тем грандиозным событиям, которые удивили мир и позволили России заявить о себе громко не только на спортивных площадках, но и на мировой политической арене, на которую она вернулась практически через четверть века.
Большой вклад в идеологическую копилку вносят научные деятели – политологи, социологи, философы – и специализированные академические учреждения – институты и академии. Вся идеологическая машина работает как одно целое, которая строго следит за тем, чтобы не было сбоев. Промахи и ошибки в идеологии потом бывает трудно исправить.
Организация идеологической работы в различных обществах может разниться. Выделяют два разных типа обществ. К первому типу относят общества, в которых существует иерархия организаций снизу доверху – от крупных организаций до относительно мелких. Отличительной особенностью данного типа является то, что он безальтернативный и господствующий. К нему обычно относят теологические и коммунистические государства.
Второй тип можно наблюдать в современной России и западных странах. Принципиально он мало отличается от первого. Их объединяет то, что они оба не способствуют формированию самостоятельного или объективного (в широком смысле этого слова) взгляда на окружающую действительность. Идеологическая машина представлена не столь ярко и весомо, но она довольно эффективна и действенна.
Создаваемое информационно-идеологическое поле всегда наполнено и готово формировать необходимое сознание. Каков его охват? Любое подобное действие не может претендовать на все население. С другой стороны, как успех будет оцениваться, если удается влиять на сознание 70–80 % членов общества. Абсолютные цифры не достижимы. К показанным процентам также подойти нелегко. Но в результате значительной проделанной работы удача реальна. Мы получаем людей, взгляды которых в целом совпадают, механизмы восприятия и оценки информации которых не только не противоречат друг другу, но и максимально приближаются. Единообразие и совпадение взглядов членов общества, осознанное единомыслие – вот конечная цель. В мононациональных государствах данная цель достигается несколько проще, потому что подавляющее большинство общества в подобной ситуации объединяет язык и национальнокультурные традиции. Естественно, что подобная задача в полинациональном обществе решается гораздо сложнее. В любом случае благодаря деятельности идеологии в социуме должна возникать значительная среднестатистическая группа людей с одинаковым сознанием.
По утверждению классика, мысль или идея овеществляется, приобретает силу в том случае, когда она получает распространение в массах. Распространение идеи происходит не стихийно, а носит конкретный управляемый характер – в основном от многократного повторения и специальных способов воздействия на сознание. Механизм работы сознания остается тайной за семью печатями не только для идеологов, но и исследователей, пытающихся разгадать эту тайну. Бесспорно то, что накоплен определенный опыт по осуществлению воздействия на сознание. Цель воздействия – унификация сознания членов общества по наиболее судьбоносным вопросам, создание благоприятных условий для совместного проживания в рамках границ, нарушение которых угрожает самосохранению социума.
Основным инструментом воздействия на сознание выступает языковая система, которая по своей сути является знаковой. Знаковых систем много, но каждая из них обладает своей спецификой. Для достижения большего эффекта прочие знаковые системы употребляются на фоне или параллельно с языковыми знаками.
Идеология поддается фиксации и может быть представлена в виде или форме единой теории, носящей характер системы. В истории человечества к ним относятся религиозные учения, коммунистические учения (с моральным кодексом строителя коммунизма в их центре), а может быть бессистемной, размытой, нефиксированной, разбросанной по разным источникам и в результате трудновоспроизводимой. Но она обязательно присутствует. Такой вариант широко используется во многих странах Запада. Не исключено выделение третьего усредненного типа, обладающего признаками первых двух. Его отличительной особенностью будет нечеткость выраженности характерных признаков.
Теории, в основу которых положена идеология, подробно исследуют и анализируют то, как средства массовой информации доносят до граждан передовую мысль, достижения науки и культуры. Есть несколько способов представления идеологии как общественного явления. Первый способ сводится к тому, чтобы выявить и уточнить обобщающие признаки, характеризующие данный феномен и представить его в виде теории как системы.
Естественно, встает вопрос о том, что принимать во внимание в первую очередь при выделении явлений идеологии. Представляется, что будет предпочтительным следующий выбор. Его суть сводится к тому, что необходимо определить критерий (шкалу, оценку, параметр), который позволит легче оперировать в бесконечном потоке информации и определять отнесенность к конкретному типу или виду информации.
Очевидна взаимосвязь первого пути со вторым. Идеологические теории пишутся по специфичным нормам и законам, которые в целом оформляют характерный способ сознания. Данный способ навязывается всем членам общества, которые обрабатываются идеологически, безусловно, в разной степени. Он способствует тому, что и без вмешательства идеологических работников экзистенционально общество ведет себя подобным образом – оно выступает в качестве наблюдателя, участника, приемника и передатчика информации, как если бы это был результат деятельности идеологов-теоретиков.
Общество стремится освободиться от опеки идеологов и самостоятельно ищет пути необходимой оценки, подключая при этом ту часть сознания, которая отвечает за идеологию. Теоретики не в состоянии контролировать все.
Определенная нагрузка ложится и на самих членов общества, которые пропускают через себя большую часть идеологизированной информации. Когда передаваемая информация усваивается в ожидаемом режиме, когда такой процесс становится обычным, заурядным делом, тогда можно говорить о том, что обществу удалось овладеть определенными идеями и они пронизывают его снизу доверху [1].
Основная цель разработчиков идеологии заключается в том, чтобы заставить членов общества воспринимать все вокруг через призму их учений и теорий, что всегда или часто не соответствует объективной реальности. Теоретики не обучают автономному осознания бытия. Основной упор делается на формирование селективного сознания, принцип работы которого напоминает устройство сита – в голове должна остаться информация о том, какими глазами смотреть на мир, что можно проигнорировать и что не заслуживает внимания.
Если выразиться иначе, идеологи формируют особый угол восприятия бытия, под которым все члены общества должны оценивать происходящее вокруг них. Поскольку нет теории, которая может быть разработана раз и навсегда, идеологи находятся в постоянном поиске, тем самым косвенно оказывая влияние и на самих себя. Продвигая теорию, идеологи с каждым разом все глубже погружаются в воду и начинают вести себя как любой, оказавшийся в водной среде.
Перед идеологами стоит задача создания всевозможных проектов, лозунгов, агитационных листовок, ярлыков и штампов, которые должны прочно осесть в памяти граждан. Хочешь узнать истину, знакомься с нашей идеологией. Это освободит тебя от нудных трудоемких поисков. Обществу остается только принять понятия идеологов и, лишь согласуясь с ними, смотреть на явления бытия.
Следующей отличительной чертой идеологического влияния является целенаправленность. Идеология решает сверхзадачу – сохранить общество как единое однообразное организованное целое. Она помогает обществу оберегать историческую память и защищает от интервенций. На нее возлагается функция по защите политического, экономического и социального порядка [2]. Создать образ врага, изобличить его, показать его в неприглядном виде, дискредитировать его.
На экзистенциональном уровне идеология вырабатывает ценностные жизненные ориентиры для широких слоев населения. Идеология должна суметь внушить доверие, расположить к себе и пообещать безоблачное будущее с хорошей жизненной перспективой. Идеология должна быть привлекательной, с элементами таинства и мистики.
Прозрачность и простота формулировок идеологических установок являются характерологическими признаками идеологии. Идеология может возникнуть только на высоком уровне сознания человека. Стало обычной практикой, когда идеологи пользуются всеми допустимыми и доступными средствами языка, используя возможности экспрессивного синтаксиса, лексического многообразия и фразеологичности, следуя всем нормам построения дискурса и текста с учетом незыблемых норм логичного повествования.
Любой озвучиваемый или публикуемый материал должен отличаться убедительностью и представлять собой образец высокого интеллектуального искусства. Такие задачи по плечу только большим профессионалам, работающим в сфере идеологии. К данной категории людей можно отнести священников, философов, политологов, политиков и теоретиков, консультантов, референтов, экспертов, аналитиков, репортеров, корреспондентов, чиновников, находящихся на различных государственных должностях и пр.
Отражает ли идеология истину или только имитирует ее? Скорее всего, постановка вопроса неправомерна. Истина – это объективная реальность. Можно ли говорить об идеологии в терминах объективности? По-видимому, нет, она лишь частично, в деталях опирается на реальность. Обычные граждане не всегда в полной мере осознают наличие в обществе идеологии. Это происходит потому, что идеологическая машина в основном работает бесшумно, не мешая гражданам осуществлять функции, необходимые для их полной вовлеченности в социальную сферу [3].
Предназначение идеологии заключается в том, чтобы способствовать облегчению жизни людей и приносить пользу. Может ли общество обойтись без идеологии? Без идеологии людям жилось бы непросто. Такое общество не сможет долго функционировать.
Отказаться от привычного всегда трудно, особенно в области идеологии. Это происходит в силу множества причин. Главным из них является то, что привычное работает, дает результат, отличается стабильностью. При отказе от него наступает чувство потерянности, неопределенности, непредсказуемости и даже страха. Создается вакуум. Рано или поздно встает вопрос о его заполнении, и тогда обнаруживается, что предложить что-то новое взамен не так просто. Ломать – не строить. Необходимо время, может быть, значительное, чтобы создать работающую систему или вернуться к незаслуженно отвергнутому старому, которое нуждалось не в отмене, а в коррекции и совершенствовании.
После отмены коммунистической идеологии представители республик бывшего СССР, а сейчас жители независимых государств столкнулись с большими проблемами в организации и осуществлении государственной идеологической работы. Конституционная манифестация лозунга об отказе от идеологии никак не решает проблему, а, наоборот, усугубляет ее.
Россия только сейчас начинает создавать элементы конструктивной идеологии, которая приходит на смену идеологическому нигилизму и идеологии деструкции, распада, раздробления производственного потенциала по мелким фирмам, а также индивидуальной или клановой наживы за счет окружающих.
Так, возможно, нам сегодня не стоит торопиться с поиском нового сорта идеологии, а определить ее, так сказать, методологию? В данном случае как нельзя лучше может подойти консерватизм с его общими положениями: быть против кардинальных, резких, революционных изменений, не принимать никаких теорий, провозглашающих фундаментальную реорганизацию системы.
Ссылки:
-
1. Данилов А.Н. Социология власти. Теория и практика глобализма. Минск, 2002.
-
2. Гидденс Э. Социология. М., 2005.
-
3. Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства. Минск, 2004.
Список литературы Об идеологии (историко-философский очерк)
- Данилов А.Н. Социология власти. Теория и практика глобализма. Минск, 2002.
- Гидденс Э. Социология. М., 2005.
- Бабосов Е.М. Основы идеологии современного государства. Минск, 2004.