Об общественном устройстве населения неволинской культуры

Бесплатный доступ

В работе рассматриваются проблемы общественного строя у финно-угров Приуралья (неволинская культура конца IV - начала IX в.). Успехи производящего хозяйства, высокая плотность населения способствовали созданию значительного прибавочного продукта. Этому содействовал высокий уровень металлообрабатывающего ремесла. Возникла особая группа торговцев, поставляющих продукцию на дальние расстояния - в Фенноскандию. В Прикамье систематически поступал импорт из Средней Азии, Византии, Сасанидского Ирана. Зафиксирован институт вождизма, хозяйственное обособление малой моногамной семьи.

Общественный строй, финно-угры приуралья, раннее средневековье, торговые связи, социальная стратификация, вождизм, малая семья

Короткий адрес: https://sciup.org/148201124

IDR: 148201124

Список литературы Об общественном устройстве населения неволинской культуры

  • Генинг В.Ф. Опутятское городище -металлургический центр харинского времени в Прикамье (2-я половина V -1-я половина VI вв. н.э.)//Памятники эпохи средневековья в Верхнем Прикамье. Ижевск, 1980. С.92-135.
  • Голдина Е.В., Голдина Р.Д. «Дальний импорт» Прикамья -своеобразное проявление процессов взаимодействия народов Евразии (VIII в. до н.э. -IX в. н.э.)//Голдина Е.В. Бусы могильников неволинской культуры (конец IV -IX в.). Ижевск, 2010. С.178.
  • Мейнандер Карл Ф. Биармы//Финно-угры и славяне. Л., 1979
  • Callmer J. The beginning of the Easteuropean trade connections of Scandinavia and the Baltic Region in the eighth and ninth centuries A.D.//Internationale Konferenz uber das Fruhmittelalter. Szekszard, 1989. С.22.
  • Carpelan C. Short review of prehistoric and early medieval connections between the Kama region and Finland in the light of archaeological evidence//Путями средневековых торговцев. Пермь, 2004. С.22-23.
  • Дубов И.В. Великий Волжский путь. Л., 1989.
  • Кудряшов А.В. Неволинские древности в бассейне р.Шексны//Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. Т.II. М., 2008. С.240-242. Там же. С.241.
  • Callmer J. Beads as a criterion of shifting trade and exchange connections//Studien zur Sachsenforschung, №7. Hildesheim, 1991. С.27-29. Рис.4.
  • Callmer J. The beginning of the Easteuropean trade connections of Scandinavia and the Baltic Region in the eighth and ninth centuries A.D.//Internationale Konferenz uber das Fruhmittelalter. Szekszard, 1989. С.25.
  • Callmer J. The beginning of the Easteuropean trade connections of Scandinavia and the Baltic Region in the eighth and ninth centuries A.D.//Internationale Konferenz uber das Fruhmittelalter. Szekszard, 1989. С.34-35.
  • Макаров Н.А. О некоторых пермско-финских элементах в культуре Северной Руси//Новые исследования по этногенезу удмуртов. Ижевск, 1989. С.60.
  • Макаров Н.А. Камско-вычегодская керамика на Шексне//Средневековые памятники бассейна р.Чепцы. Ижевск, 1982
  • Леонтьев А.Е. Поповское городище (результаты раскопок 1980-1984 гг.)//Раннесредневековые древности Верхнего Поволжья. М., 1989
  • Рябинин Е.А. Могильник и селище у д.Попово на р.Унже//Раннесредневековые древности Верхнего Поволжья. М., 1989.
  • Голдина Р.Д., Пастушенко И.Ю., Черных Е.М. Бартымский комплекс памятников в эпоху средневековья в Сылвенском поречье. Ижевск-Пермь, 2011. С.128-143.
  • Смирнова О.И. Каталог монет с городища Пенджикент. М., 1963. С.53.
  • Херрман Й. Славяне и норманны в ранней истории Балтийского региона//Славяне и скандинавы. М., 1986. С.80-82.
  • Путешествие Ахмеда Ибн Фадлана на реку Итиль и принятие в Булгарии ислама. М., 1992. С.44.
  • Голдина Е.В. Бусы могильников неволинской культуры (конец IV-IX в.). Ижевск, 2010. С.8.
  • История первобытного общества. Эпоха классообразования. М., 1988. С.216-218.
  • Ковтун С.П. Реконструкция социальной структуры населения Верхнего Прикамья второй половины I тыс. н.э. (по материалам могильников). Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006. Там же. С.239-260.
  • Збруева А.В. История населения Прикамья в ананьинскую эпоху//МИА. №30. 1952. С.150.
  • Ахмедов И.Р. К выявлению индикаторов социальной стратификации в культуре рязано-окских финнов в эпоху великого переселения народов по материалам могильника у с.Никитино//Лесная и лесостепная зоны Восточной Европы в эпохи римских влияний и великого переселения народов. Ч.I. Тула, 2010. С.101-130.
  • Береснева Н.А. Социальная археология: возраст, гендер и статус в погребениях саргатской культуры. Екатеринбург, 2011. С.92-98.
  • Голдина Е.В. Бусы могильников неволинской культуры (конец IV-IX в.). Ижевск, 2010. Табл.46.
  • Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми. ХIХ -начало ХХ в.//ТИЭ. Нов. сер. М., 1958. Т.45. С.290, 313.
  • Соколова З.П. Социальная организация обских угров и селькупов//Общественный строй у народов северной Сибири. М., 1970. С.138-139.
  • Луппов П.Н. Северные удмурты в конце XVII века: Опыт изучения переписной книги 1678 г.//Труды Вятского НИИ краеведения. Т.7. Вып.1. Вятка, 1934. С.5.
  • Пастушенко И.Ю., Макаров Л.Д. Елкинское (Городищенское) городище -памятник неволинской культуры в нижнем течении р.Сылвы//Вестник музея археологии и этнографии Пермского Предуралья. Вып.2. Пермь, 2008. С.63-75.
  • Генинг В.Ф. История населения Удмуртского Прикамья в пьяноборскую эпоху. Ч.I. Чегандинская культура (III в. до н.э. -II в. н.э.)//ВАУ. Вып.10. Ижевск-Свердловск, 1970. С.117. Там же. С.116.
  • Останина Т.И. Население среднего Прикамья в III-V вв. Ижевск, 1997. С.111-142.
Еще
Статья научная