Об организационном аспекте современной технологии всеобщей ДНК-регистрации граждан

Автор: Аминев Фарит Гизарович, Анисимов Владимир Александрович

Журнал: Правовое государство: теория и практика @pravgos

Рубрика: Колонка главного редактора

Статья в выпуске: 2 (60), 2020 года.

Бесплатный доступ

Изучение практики расследования преступлений свидетельствует о необходимости использования системы криминалистической регистрации, в том числе базы данных ДНК-профилей биологического материала человека (геномной регистрации), в повышении эффективности борьбы с преступностью. Цель: анализ не только вопросов нормативного регулирования, технического обеспечения геномной регистрации, но и проблем организационного характера функционирования ДНК-учетов с разработкой путей их решения. Методы: эмпирические методы наблюдения, сравнения, описания, интерпретации, толкования правовых норм, подкрепленные результатами анкетирования жителей г. Уфы. Результаты: проведенное исследование различных подходов, включая отношение различных слоев населения к идее всеобщей геномной регистрации граждан Российской Федерации, позволило разработать пути повышения качества раскрытия и расследования преступлений за счет продуманной организации формирования, накопления, обработки и использования системы всеобщей геномной регистрации населения России.

Еще

Геномная регистрация, раскрытие и расследование преступлений, снип, организационные проблемы, идентификация личности

Короткий адрес: https://sciup.org/142232916

IDR: 142232916

Текст научной статьи Об организационном аспекте современной технологии всеобщей ДНК-регистрации граждан

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта РФФИ-МК № 18-29-14076

Согласно данным ГИАЦ МВД России в 2019 году в стране зарегистрировано 2 024 337 преступлений, или на 1,6% больше, чем в 2018 году. Из них раскрыто 1 052 441 преступление (или около 52% от общего числа зарегистрированных преступлений). Выявлено 884,7 тыс. лиц, совершивших преступления 1 . Вышеперечисленные статистические данные свидетельствуют о сложной криминогенной обстановке в стране, которая требует принятия адекватных мер со стороны государства и общества. Одной из самых результативных мер в борьбе с преступностью является использование различных баз данных по установлению лиц, совершивших преступления. И перспективнейшим в этом направлении является реализация возможностей геномной регистрации как системы научнотехнических средств и методов по сбору, накоплению, обработке и использованию базы данных ДНК человека.

В настоящее время база данных ДНК-профилей биологического материала лиц (полученных из крови, спермы, слюны, волос, фрагментов ткани человека), связанных с совершенными преступлениями, ведется как часть системы криминалистической регистрации в экспертнокриминалистических центрах МВД Российской Федерации в соответствии с ведомственным приказом МВД РФ от 10 февраля 2006 г. № 70 2 .

С принятием Федерального закона «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» от 3 декабря 2008 года № 242-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 11 октября 2011 г. № 828 «Об утверждении Положения о порядке проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы» в 70 лабораториях экспертнокриминалистических центров регионов страны стала формироваться Федеральная база данных ДНК-профилей, в основном лиц, осужденных за тяжкие насильственные преступления. К середине 2019 года в этой базе данных содержалась геномная информация на 676 тыс. лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, что составляет около более 0,4% населения России 3. В то же время базы данных ДНК уже формируются в 60 странах мира: в Китайской Народной Республике (КНР) – 40 млн образцов (ДНК-профилей), в США – свыше 17 млн (причем начало формирования базы данных ДНК было заложено в 1990 году), в Великобритании – более 6 млн образцов, в Таиланде – 145 тыс. и т.д.

Вместе с тем в организации проведения системы геномной регистрации (технологии осуществления этой деятельности в виде сбора, накопления, обработки и использования) в Российской Федерации имеются существенные проблемы, одна из которых выражается в озабоченности населения по поводу гарантий обеспечения защиты данных о персональном геноме человека.

Результаты проведенных нами опросов подтверждают эти опасения. Так, большая часть (54,3%) из числа опрошенных нами представителей молодого поколения г. Уфы в возрасте 20–23 лет считают, что безопасность общества в результате ДНК-регистрации всего населения России повысится (37% полагает, что не повысится, 8,7% – затруднились ответить). В то же время, мнения респондентов относительно личной безопасности граждан в результате всеобщей геномной регистрации разделились: 39,8% опрошенных надеются на ее повышение, 42,2% – считают, что личная безопасность не повысится, 20,8% – затруднились ответить. Такие опасения у населения по поводу гарантий обеспечения защиты персональных данных человека, можно устранить путем решения правовых, научно-методических, а также организационных проблем.

Самой важной организационной проблемой, требующей, по нашему мнению, скорейшего решения, является выбор субъекта (учреждения) проведения всеобщей геномной регистрации населения.

В результате проведенного нами анкетирования, 41,3% опрошенных нами молодых жителей г. Уфы рекомендуют организовать формирование, хранение и проверку базы данных ДНК-регистрации всего населения России в МВД РФ (как это организовано в Великобритании, Республике Казахстан и других странах); по 16,3% – в Следственном комитете РФ и Министерстве юстиции РФ; 6,1% – в Федеральной службе безопасности РФ; 2,5% – в Минздраве РФ; 13,9% – в другом государственном исполнительном органе; 3,6% – против ведения геномной регистрации в государственных исполнительных органах. Такой разброс мнений представляется вполне предсказуемым в связи с тем, что у значительной части населения сложилось устойчивое мнение относительно заинтересованности того или иного силового ведомства в решении своих задач при проведении системы действий по сбору, ведению и использованию баз данных в целях обеспечения интересов государства с возможными элементами нарушения прав граждан.

Однако, возражая тем, кто считает, что геномная регистрация нарушает право человека на личную жизнь, можно представить следующие доводы: для идентификации личности функционирует множество форм государственной регистрации граждан: паспортная, кредитная, по месту жительства, о браке, рождении, смерти и так далее, против которых никто не возражает.

Полагаем таких граждан должно успокоить и удовлетворить положение, содержащееся в пункте 2 ст. 11 Указа Президента РФ от 11 марта 2019 г. № 97 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу», где одним из принципов государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности является «возможность ограничения прав и свобод человека при обеспечении химической и биологической безопасности только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья других лиц, их прав и законных интересов, обеспечения обороны страны и безопасности государства» 4 .

В пункте 8 ст. 13 вышеназванного Указа одной из основных задач государственной политики в области химической и биологической безопасности определено осуществление генетической паспортизации населения с учетом правовых основ защиты данных о персональном геноме человека и формирование генетического профиля населения.

Еще одним аргументом гарантированного обеспечения личной безопасности должны послужить положения Федеральной научнотехнической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы 5. Кроме того, Национальному исследовательскому центру «Курча- товский институт» поручено «обеспечить создание и функционирование информационно-аналитической системы хранения и обработки генетических данных «Национальная база генетической информации», включая разработку форматов хранения и передачи данных, сопутствующих поисковых программ и программных средств»6.

Таким образом, техническая сторона обеспечения сохранности персональных геномных данных гарантируется. Представляется, что имеющиеся вопросы организации геномной регистрации также возможно успешно решить. В связи с большой загруженностью экспертнокриминалистических подразделений органов внутренних дел, отсутствием технической базы в других силовых ведомствах, следует создать отдельный «Федеральный центр генетической информации», который бы имел в своем составе и научное и регистрационно-техническое подразделение. Аналог такого учреждения функционировал в системе Министерства внутренних дел СССР с 1976 г. в виде Центральной научноисследовательской криминалистической лаборатории (ЦНИКЛ) МВД СССР; с 1983 г. – лаборатории криминалистических исследований Всесоюзного научно-исследовательского института МВД СССР; с 1990 г. – Всесоюзного научно-криминалистического центра (ВНКЦ) МВД СССР. Созданный Федеральный центр генетической информации должен иметь региональные филиалы во всех субъектах Российской Федерации, в которых, также как и в Федеральном центре, должны проводиться как генотипоскопические экспертизы по следам биологического происхождения, изъятым с мест происшествий, по трупным материалам неопознанных трупов, так и отбираться образцы ДНК-материала у подозреваемых, осужденных и у лиц, которые будут обозначены в Федеральном законе «О всеобщей геномной регистрации в Российской Федерации» для постановки на генотипоскопический учет. При этом для определения штатной численности Федерального центра генетической информации и мест дислокации его подразделений следует исходить из того, с какого возраста лицо будет поставлено на генотипоскопический учет.

По результатам проведенного опроса студентов Института права Башкирского государственного университета установлено, что 42,2% опрошенных считают, что изъятие биологического материала для введения в базу данных ДНК-регистрации всего населения России лучше произво- дить при рождении; 37% - при получении паспорта; остальные называют иные возрасты (с 7 лет, с 18 лет и т.д.). По нашему мнению, для решения всесторонних, широкого спектра задач (начиная от установления факта подмены, хищения ребенка до установления личности подозреваемого) геномную регистрацию следует начинать с рождения человека путем забора биоматериала в виде мазка защечного эпителия.

Кроме вышеописанной проблемы относительно определения субъекта осуществления геномной регистрации, имеются и иные вопросы организационного характера, требующие решения:

‒ необходимо создание прообразов баз данных, в которых должны будут храниться генетические штрих-коды отдельных людей - граждан Российской Федерации и стран бывшего СНГ;

  • -    закрепление в Федеральном законе о всеобщей ДНК-регистрации населения Российской Федерации обязанностей по геномной регистрации и трудовых мигрантов;

  • ‒    необходимо организовать информационную работу по разъяснению населению страны положительных моментов ДНК-регистрации всего населения, чтобы исключить ненужные опасения и развеять страхи;

  • -    для эффективности ДНК-регистрации населения страны необходимо активизировать международное сотрудничество в сфере геномной регистрации;

  • -    обратить больше внимания на поддержку отечественных разработчиков геномных исследований.

Относительно разъяснения населению страны положительных моментов ДНК-регистрации всего населения и последнего пункта об отечественных разработчиках можно утверждать, что в этом направлении уже проводится определенная работа. Так, для создания баз данных ДНК необходимо использовать нейтральную информацию о полиморфизме ДНК-снипов конкретного человека для исключения в ней любых сведений личного характера, например, о болезнях и о предрасположенности к таковым. В этих целях в Институте биохимии и генетики Уфимского федерального исследовательского центра РАН разработан оригинальный способ оцифровки в бинарном формате сразу всей четверки нуклеотидов в каждом снипе, обладающий целым рядом важных преимуществ, в том числе для формирования баз данных [1, с. 97]. Кроме того, с помощью данного способа достигается максимальный уровень цифровизации: объем введенной в базу данных информации при ДНК-идентификации лич- ности с помощью снипов составляет для одного человека не более 1 килобайта (c помощью STR-локусов – более 200 килобайт).

Этот метод позволяет отойти от дорогостоящих подходов, основанных на VNTR-локусах, предлагаемых фирмами США, и на STR-локусах, предлагаемых Великобританией. Осуществится уход от зависимости в иностранных технологиях и опережающее импортозамещение.

Таким образом, при решении описанных специфических организационных проблем проведения всеобщей геномной регистрации населения Российской Федерации будет создана одна из составных частей биометрической базы данных населения – база данных ДНК граждан страны, решающая проблемы идентификации личности, в том числе в целях повышения качества расследования преступлений.

Список литературы Об организационном аспекте современной технологии всеобщей ДНК-регистрации граждан

  • Аминев Ф.Г. О необходимости принятия федерального закона "О всеобщей геномной регистрации в Российской Федерации" в целях улучшения качества раскрытия и расследования преступлений // Правовое государство: теория и практика. 2019. № 3 (57). С. 94-98.
  • Aminev F.G. O neobkhodimosti prinyatiya federal'nogo zakona "O vseobshchey genomnoy registratsii v Rossiyskoy Federatsii" v tselyakh uluchsheniya kachestva raskrytiya i rassledovaniya prestupleniy (On the need to adopt the federal law "On universal genomic registration in the Russian Federation" in order to improve the quality of the disclosure and investigation of crimes). Pravovoye gosudarstvo: teoriya i praktika, 2019, No. 3 (57), pp. 94-98.
Статья научная