Об особенностях погребальной архитектуры Китая эпохи классического средневековья (династия Тан)

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены основные конструктивные особенности 18 погребальных комплексов (мавзолеев), принадлежавших императорам и членам правящего дома династии Тан (618-907). Все некрополи расположены на территории современной пров. Шэньси, КНР. К настоящему времени раскопан только мавзолей Цзинлин, где был захоронен император Ли Сюань (862-888). Большинство гробниц построено по сходному образцу. Могильные конструкции сооружались в южном склоне холма, над могилой возводили курган высотой ок. 20 м. По периметру комплекс окружен стеной, к южным воротам проложены дороги, между которыми располагалась так называемая аллея духов, образованная каменными скульптурами и колоннами. К южной стене примыкал зал для жертвоприношений, неподалеку от которого находился «нижний дворец», где проживали чиновники, несшие службу при мавзолее. Стены внутри гробниц покрывали росписи. Большая часть некрополей ограблена, однако до нас дошли в большом количестве изделия из глазурованной керамики и фарфора: предметы мелкой пластики, керамическая посуда и лампы, а также изделия из железа, бронзы, нефрита и т. д. Материалы могильных комплексов танских императоров представляют собой ценный источник для изучения не только китайской культуры, но и отдельных аспектов материальной и духовной культуры кочевого населения Северной Азии. Находки последних лет свидетельствуют о влиянии китайской инженерно-технической мысли на формирование комплекса вооружения и конской упряжи, характерного для культуры номадов. В то же время прослеживается и обратное влияние: отдельные элементы погребальной практики кочевых народов включаются в состав традиционного китайского заупокойного обряда и становятся его неотъемлемой частью.

Еще

Археология китая, погребальные комплексы, средневековье, династия тан, кочевники, "аллея духов"

Короткий адрес: https://sciup.org/14522232

IDR: 14522232

Список литературы Об особенностях погребальной архитектуры Китая эпохи классического средневековья (династия Тан)

  • Бай Гэньсин, Фань Инфэн. Юнтай гунчжу юй Юнтай гунчжу му . -Сиань: Саньцинь чубаньшэ, 2004. -323 с.
  • Вайнштейн С.И. Некоторые вопросы истории древнетюркской культуры//Сов. этнография. -1966. -№ 3. -С. 60-81.
  • Горелик М.В. Защитное вооружение степной зоны Евразии и примыкающих к ней территорий в I тыс. н. э.//Военное дело населения юга Сибири и Дальнего Востока. -Новосибирск: Наука, 1993. -С. 149-179.
  • Данилов С.В. Шороон Дов -«земляной бугор»//Наука из первых рук. -2010. -№ 6. -С. 288-299.
  • История Китая с древнейших времен до начала XXI века/Отв. ред. И.Ф. Попова, М.Е. Кравцова. -М.: Наука -Вост. лит., 2014. -Т. 3. -991 с.
  • Комиссаров С. А., Кудинова М.А., Соловьев А.И. О значении «аллеи духов» в ритуальной практике Китая и сопредельных территорий в эпоху древности и средневековья//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Сер.: История, филология. -2012. -Т. 11, вып. 10: Востоковедение. С. 29-40.
  • Лю И. Чжунго гудай линму . -Тяньцзинь: Нанькай дасюэ чубаньшэ, 2010. -195 с.
  • Лю Сянъян. Тандай диван линму . -Сиань: Саньцинь чубаньшэ, 2003. -385 с.
  • Полосьмак Н.В., Богданов Е.С., Цэвээндорж Д. Двадцатый ноин-улинский курган. -Новосибирск: Инфолио, 2011. -184 с.
  • Хуан Чжаньюэ. Чжунго Сиань, Лоян Хань Тан линмудэ дяоча юй фацзюэ //Каогу. -1981. -№ 6. -С. 531-538.
  • Eckfeld T. Imperial Tombs in Tang China, 618-907: The Politics of Paradise. -London; New York: Routledge-Curzon, 2005. -164 p.
  • Fong M.H. Antecedents of Sui-Tang burial practices in Shaanxi//Artibus Asiae. -1991. -Vol. 51, No. 3-4. -P. 147-198.
  • Zhou Xiuqin. Zhaoling: The Mausoleum of Emperor Tang Taizong/University of Pennsylvania. -Philadelphia, 2009. -380 p.
Еще
Статья научная