Об устройстве лирического стихотворения: неосуществленность дискурсивных ожиданий как композиционная стратегия

Автор: Зельдович Геннадий Моисеевич

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы

Статья в выпуске: 2 (57), 2021 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена одной из стратегий, используемых лирическими текстами для того, чтобы композиционно разграничить определенный переживаемый лирическим героем непосредственный опыт и его трансценденцию, то обобщение и открытие важной истины, к которым благодаря ему лирический герой приходит. Утверждается, что если соответствующий опыт в трансцендентном фрагменте текста должен стать частью более сложного целого или даже только предпосылкой к обретению текстом своего содержательного итога, то этим значимость эмпирических фрагментов резко умаляется, и потому любое явно обесценивающее тот или иной фрагмент обстоятельство может восприниматься как сигнал о его не-итоговом, дискурсивно не-первоплановом статусе. В статье проанализированы наиболее частые способы подобного обесценивания, к которым относятся (1) нарушение в соответствующем фрагменте исходных читательских ожиданий, касающихся того, какие дискурсивные связи (нарративные, причинно-следственные, пояснительные и проч.) должны в тексте устанавливаться, (2) пренебрежение основными прагматическими принципами, прежде всего принципом релевантности и принципом удовлетворяющей ожидания адресата информативности, а также (3) разрушение нормального свойственного соответствующим высказываниям аргументативного потенциала. Автор приходит к выводу, что рассмотренная композиционная стратегия широко используется лирическими текстами и что конкретные реализующие ее языковые средства, ввиду своего разнообразия и рафинированности, были бы многообещающим предметом для дальнейшего исследования.

Еще

Лирика, композиция, эмпирические фрагменты лирического текста, фокус лирического текста, дискурсивные связи, прагматические принципы, аргументативность

Короткий адрес: https://sciup.org/149136586

IDR: 149136586   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2021-00032

Список литературы Об устройстве лирического стихотворения: неосуществленность дискурсивных ожиданий как композиционная стратегия

  • Жолковский А.К. Еще раз о мандельштамовском «Ламарке» // Вопросы литературы. 2010. № 2. С. 150-182.
  • Зельдович Г.М. О типах семантической информации: слабые смыслы // Известия РАН. Серия лит. и яз. 1998. Т. 57. № 2. С. 27-37.
  • Зельдович Г.М. О типологии квантификаторов // Известия РАН. Сер. лит. и яз. 1999. Т. 58. № 5-6. С. 43-52.
  • Зельдович Г.М. Об одном способе маркировать дискурсивную перспективу в лирической поэзии. Композиция и референциальные связи, или В чем неправы П. Хоппер и С. Томпсон // Lingüistica Copernicana. 2015. № 12. С. 245-270.
  • Зельдович Г.М. «Золотое сечение» и композиция лирического текста // Wiener Slawistischer Almanach. 2016. Band 78. С. 95-148.
  • (a) Зельдович Г.М. Композиция лирического стихотворения и «теснота» стихового ряда: Типологическое богатство информации как маркер первого дискурсивного плана в лирическом тексте // Людмила Савченко. Душа воспламененная. Харьков: ХНУ им. В.Н. Каразина, 2018. С. 287-346.
  • (b) Зельдович Г.М. Целостность авторского сознания как признак главного дискурсивного плана в лирическом стихотворении // Lingüistica Copernicana. 2018. № 15. С. 323-353.
  • (a) Зельдович Г.М. Аргументативные отношения, информативность и композиция лирического текста // Филологические науки. 2019. № 2. С. 3-11.
  • (b) Зельдович Г.М. Словопорядок и композиция лирического текста // Slavia Orientalis. 2019. Tom LXVIII. № 2. С. 365-378.
  • (c) Зельдович Г.М. Информативность тропов и композиция лирического текста // Przegl^d rusycystyczny. 2019. № 168. С. 133-166.
  • Зельдович Г.М. Способность модифицировать содержание предтекста как примета первого дискурсивного плана в лирическом произведении // Труды Института русского языка им. В.В. Виноградова. № 2. От семантических кварков до вселенной в алфавитном порядке. К 90-летию академика Юрия Дерениковича Апресяна. Москва: Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 2020. С. 277-291.
  • Зельдович Г.М. Дискурсивная перспектива в лирической поэзии: Опыт жанровой грамматики. Warszawa: Wydawnictwa UW, 2021. (В печати).
  • Сильман Т.И. Заметки о лирике. Ленинград: Советский писатель, 1977.
  • Тюпа В.И. Очерк современной нарратологии // Критика и семиотика. Вып. 5. 2002. С. 5-31.
  • Ducrot O. Les échelles argumentatives. Paris: Éditions de Minuit, 1980.
  • Ducrot O. Le dire et le dit. Paris: Éditions de Minuit, 1984.
  • Fillmore C.J., Kay P., O'Connor M.C. Regularity and idiomaticity in grammatical constructions: the case of let alone // Language. 1988. Vol. 64. № 3. P. 501-538.
  • Zeldowicz G. Extraverted consciousness, introverted consciousness, and composition of lyrical discourse // Linguistica Copernicana. 2016. № 13. P. 301-318.
  • Zeldowicz G. On composition of lyrical discourse: Completion of a theme as a foregrounding marker // Polrocznik jçzykoznawczy Tertium. 2019. Vol. 4. № 1. P. 3858.
  • Zeldowicz G. Discourse new entities and composition of lyric poem: Foreground as the most informative part of discourse // Znaki czy nie znaki? Struktura i semantyka utworow lirycznych. Warszawa: Wydawnictwa UW, 2020. P. 283-303.
Еще
Статья научная