Объект незаконного оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ

Бесплатный доступ

В статье проанализированы признаки, характеризующие объект как элемент состава преступления, предусмотренного ст. 234.1 УК РФ, введенной Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ. Авторы сформулировали общий, родовой, видовой объекты этого преступления, обосновали классификацию непосредственного объекта, а также внесли предложение по совершенствованию противодействия преступлениям, связанным с незаконным оборотом новых психоактивных веществ.

Уголовно-правовая охрана здоровья населения, объект и предмет преступления, новые потенциально опасные психоактивные вещества

Короткий адрес: https://sciup.org/142197890

IDR: 142197890

Текст научной статьи Объект незаконного оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ

Состояние здоровья населения является важным показателем уровня развития государства, одним из основных факторов развития общества, поэтому охрана здоровья населения есть одна из первостепенных задач всех государственных институтов.

Охрана здоровья людей, несомненно, представляет и стратегическую задачу в успешном формировании и развитии будущего нашего государства. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечается, что «серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения реформ в различных областях государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной государственной политики в социальной сфере, снижение духовно-нравственного потенциала общества являются основными факторами, способствующими росту преступности» [1].

Одним из наиболее актуальных направлений борьбы с преступностью в настоящее время является противодействие незаконному обороту новых потенциально опасных психоактивных веществ, за которое введена уголовная ответственность Федеральным законом от 3 февраля 2015 г. № 7-ФЗ [2].

Распространение на территории России новых потенциально опасных психоактивных веществ, маскируемых под товары народного потребления, получило эпидемический характер. По оценкам экспертов, в настоящее время новые потенциально опасные психоактивные вещества в общей массе изымаемых запрещенных веществ состав- ляют более 60% [3, с.3].

Актуальность исследования обусловлена новизной исследуемой уголовно-правовой нормы, недостатками регламентации ответственности в этой сфере, отсутствием теоретических разработок о признаках состава данного преступления, а также необходимостью его исследования и предупреждения уголовно-правовыми средствами на основе научно-обоснованных рекомендаций.

В доктрине уголовного права под объектом преступления понимаются охраняемые уголовным законом социально значимые ценности, интересы и блага, на которые посягает преступление и которым в результате его совершения причиняется или может быть причинен вред [4, с. 70]. Правомерность использования в вышеуказанном определении понятия «социальные ценности» основывается на ст. 2 Конституции РФ, где человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью. Поскольку интересы личности обозначены в Уголовном кодексе РФ как объект защиты от преступления, то логически и правомерно отнесение законодателем к охраняемым ценностям и других указанных в УК интересов - общества, государства, человечества.

В науке до сих пор высказывают разные точки зрения по поводу понятия и содержания объекта преступления. Наиболее обоснованным представляется традиционное понимание объекта преступления как совокупности общественных отношений.

Общим объектом преступления, предусмотрен-

Статья получена 19.05.2016

ного ст. 234.1 УК РФ, выступает вся совокупность общественных отношений, охраняемых Уголовным законом в целом.

Родовой объект является частью общего объекта. Он представляет собой систему однородных общественных отношений, охраняемых нормами одного раздела УК РФ. Так, родовым объектом исследуемого состава преступления выступают общественные отношения по охране общественной безопасности и общественного порядка.

При этом под общественной безопасностью понимается совокупность общественных отношений, регулирующих безопасные условия жизни личности, общества и государства. Она заключается в создании таких условий, при которых любой человек и все население чувствуют себя социально защищенными [5, с. 5]. Под общественным порядком - система общественных отношений между людьми, правил поведения, общежития, установленных нормативными актами, нормами морали, обычаями, традициями, обстановка спокойствия, защищенность нормальных условий труда, быта и отдыха людей [4, с.478].

Видовой объект, входя в структуру родового объекта, объединяет группу общественных отношений одного вида, охраняемых уголовно-правовыми нормами в рамках одной главы. В соответствии с этим видовым объектом незаконного оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ являются общественные отношения по охране здоровья населения и общественной нравственности.

Здоровье населения в литературе определяется как совокупность общественных отношений, обеспечивающих физическое и психическое здоровье населения, его нормальное функционирование и развитие [6, с.176].

Под общественной нравственностью принято понимать «господствующую в российском обществе систему взглядов и представлений об этических категориях добра и зла, справедливости и несправедливости, определяющих этические нормы поведения человека в обществе и его взаимоотношений с другими людьми» [7, с.167].

Непосредственный объект – это охраняемая уголовным законом конкретная личная, общественная и государственная ценность, которой причиняется вред в результате совершения преступления. При этом встречаются такие преступления, которые одновременно посягают на два и более непосредственных объекта. В этих случаях один из объектов является основным, а другой – дополнительным (в зависимости не от важности, а от его связи с родовым объектом) [8, с.38].

Принято различать дополнительный основной и дополнительный факультативный объекты преступления, первому из которых причиняется вред или создается угроза причинения вреда всегда при совершении преступного деяния (так называемые «двуобъектные» или «многообъектные» преступления), а второму – только в некоторых случаях. Поэтому факультативный объект, в отличие от основного дополнительного, на квалификацию преступления не влияет.

Точное установление непосредственного объекта позволяет правильно раскрыть характер и степень общественной опасности преступления, определить специфические признаки каждого преступления. Что, в свою очередь, является необходимым условием правильной квалификации содеянного и назначения справедливого наказания.

Представляется, что основным непосредственным объектом исследуемого преступления является здоровье населения.

Дополнительным объектом данного деяния выступает здоровье личности. Думается, что во всех случаях совершения действий по незаконному обороту новых потенциально опасных психоактивных веществ создается угроза причинения вреда здоровью отдельного человека, личности. При этом под здоровьем человека в уголовном праве понимается состояние организма, которое характеризуется отсутствием каких-либо болезненных изменений [9].

Кроме этого, в исследуемом составе преступления обнаруживается и факультативный объект – права и законные интересы несовершеннолетних, их нормальное физическое развитие и нравственное воспитание. Это общественное отношение в данной норме уголовного закона, на наш взгляд, охраняется попутно. При совершении исследуемого преступления ему причиняется вред, в частности, когда виновный осуществляет сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ несовершеннолетнему либо при осознании виновным последующего их потребления несовершеннолетним лицом.

Криминообразующим признаком состава незаконного оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ является предмет.

Под предметом преступления понимаются вещи материального мира или интеллектуальные ценности, влияя на которые, преступник нарушает общественные отношения, охраняемые уголовным законом. Им признается все то, что доступно для восприятия, измерения, фиксации, а в некоторых случаях и оценки [8, с. 67].

Предметом преступления, предусмотренного ст. 234.1 УК, являются новые потенциально опасные психоактивные вещества, оборот которых в Российской Фдерации запрещен.

Понятие новых потенциально опасных психоактивных веществ введено в Уголовный кодекс Федеральным законом Российской Федерации от 3 февраля 2015 г. N7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2]. Вышеуказанным законом внесены также изменения в Федеральный закон N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». [10]. В частности, в действующей его редакции в ст. 1 данного закона определено, что данным понятием охватываются вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ. Отмечается, что их оборот в Российской Федерации запрещен.

Список психоактивных веществ, запрещенных к обороту на территории Российской Федерации, – Реестр опубликован на официальном сайте Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков [11]. Он изложен в виде таблицы с указанием химических формул основных видов психоактивных веществ и их производных.

В настоящее время в Реестр занесены четырнадцать видов основных психоактивных веществ с общим количеством производных не менее ста пятидесяти четырех. Например, 2-(1-Бензил-1Н-ин-дазол-3-карбоксамидо) уксусная кислота и её производные.

Порядок формирования и содержание Реестра регламентированы приказом ФСКН России от 18.02.2015 №69 «Об утверждении Порядка формирования и содержании Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен» [12].

Так, вышеуказанный нормативный правовой акт устанавливает, что должностные лица органов прокуратуры, Следственного комитета Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внутренних дел, таможенных органов, органов федеральной службы безопасности в пределах своей компетенции передают данные о соответствующих веществах в Оперативно-разыскной департамент ФСКН России [10].

Подразделения ФСКН России устанавливают химическую структуру вещества и отсутствие санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом. [13]. Затем принимается решение (в форме распоряжения) о включении вещества в Реестр. Реестр и соответствующие решения ФСКН о включении веществ в Реестр подлежат официальному опубликованию, а также размещению (опубликованию) на официальном сайте этого органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По действию, которое оказывают исследуемые вещества, выделяют:

  • а) синтетические каннабиноиды (например, «спайсы»), б)стимуляторы (воспроизводят действие кокаина, амфетаминов и MDMA, к ним относятся, например, мефедрон и т.п., получившие название «соли», так как одно время продавались под видом солей для ванн) [13, с. 19].

  • а) Cинтетические каннабиноиды в первоначальном виде представляют собой реагент (концентрат). Этот реагент – порошок, по внешнему виду похож на обычную соду. Его разводят различными способами и наносят (опрыскивают) на «основу». Чаще всего «основа» – обычная аптечная ромашка, может использоваться мать-и-мачеха или любая аптечная трава.

Основным способом их употребления является курение [13, с. 20]. Так, в конце октября 2015 года ФСКН России проведена широкомасштабная специальная операция «Эстонский ноктюрн» по ликвидации транснационального организованного преступного сообщества, занимавшегося поставками оптовых партий концентрата синтетических наркотиков из стран Юго-Восточной Азии в Российскую Федерацию. Из незаконного оборота изъято более 970 кг концентрата синтетических наркотиков. Среди изъятых в ходе операции веществ было обнаружено и психоактивное вещество AB-CHIMINAKA. Из изъятого количества сырья можно было изготовить около 19 тонн курительных смесей [14].

Представляется интересным, что по составу курительные смеси условно делятся на две группы:

  • 1)    смеси (миксы), состоящие из натуральных растений. Травы, обладающие сильнодействующим галлюциногенным действием (шалфей предсказателей, голубой лотос, гавайская роза), кустарным способом перемешиваются между собой в определенных пропорциях;

  • 2)    смеси трав, обработанные химическими веществами (синтетическими каннабиноидами) и полностью произведенные в лабораторных условиях; обычно дают больший эффект (например, обнаруженный в составе курительных смесей синтетический каннабиноид JWH 018 по воздействию в пять раз сильнее марихуаны) [15, с. 67].

  • б)    Стимуляторы - Психостимуляторы фе-нилэтиламины (амфетаминового ряда) получили сленговое название «соли», так как вещество внешне похоже на кристаллы соли. В отличие от синтетических каннабиноидов оказывают стимулирующее воздействие на организм человека. Способы употребления: внутривенные инъекции, вдыхание порошка через нос, курение или перорально, растворив в жидкости, употребле-

  • ние в виде таблеток. Примером этого вида является включенное в Реестр такое вещество, как 1-(1-бутил-1H-индазол-3-ил)-2-фенилэтанон и его производные [13, с. 20].

В частности, о действии подобных энергетических таблеток заместитель главврача Республиканского наркологического диспансера Республики Башкортостан А. Гайнуллин пояснил, что молодые люди после принятия этих средств чувствуют прилив легкость, могут сутками танцевать, ничего не есть; после наступает психическое истощение, появляется нервозность, раздражительность. Он приводит также пример с А.Гайдук , которая, впервые попробовав психотропную таблетку, спустя пару часов шагнула из окна десятого этажа [16, с. 161].

Очевидно, что общественная опасность новых потенциально опасных психоактивных веществ сопоставима с опасностью наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов.

В ст. 230 УК предусмотрена ответственность за склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. Однако за склонение к потреблению новых потенциально опасных психоактивных веществ уголовной ответственности и, соответственно, наказания нет. Это противоречит задачам уголовного законодательства России.

Думается, что не только действия по незаконному обороту, но и склонение к потреблению вышеуказанных веществ должно быть уголовно-наказуемо. Представляется, что соответствующая норма может быть сконструирована по аналогии со ст. 230 УК РФ с выделением тех же квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков.

В связи с этим предлагается дополнить УК РФ статьей 230.1 в следующей редакции:

«Статья 230.1 Склонение к потреблению новых потенциально опасных психоактивных веществ

  • 1.    Склонение к потреблению новых потенциаль но опасных психоактивных веществ - наказывается....

  • 2.    То же деяние, совершенное:

  • а)    группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

  • б)    в отношении двух или более лиц;

  • в)    с применением насилия или с угрозой его применения, - наказывается ….

  • 3.    Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:

  • а)    совершены в отношении несовершеннолетнего;

  • б)    повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, - наказываются … ».

Список литературы Объект незаконного оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ

  • О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537//Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 20. Ст. 2444.
  • О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 3 февраля 2015г. N7. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174848/.
  • Черепанов И. Грязная формула//Особый менталитет. 2015. № 41.
  • Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник/под ред. А.В.Бриллиантова. М.: Проспект, 2015.
  • Дрожжина Е.А. Общественная безопасность как объект преступления: автореф. дис… канд. юрид. наук. М., 2015.
  • Шалагин А.Е. Уголовно-правовая охрана здоровья населения в Российской Федерации: монография/науч. ред. Ф.Р. Сундуров. М.: Юрлитинформ, 2013.
  • Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: учебник для бакалавров/под ред. А.И. Чучаева. М.: НИЦ Инфра-М: Контракт, 2013.
  • Уголовное право Российской Федерации. Общая и Особенная части: учебник/под.ред. В.И. Гладких, В.С. Курчеева. М.: НГУ, 2015.
  • Авдеев В.А., Авдеева О.А. Охрана здоровья человека: вопросы законодательной техники и правоприменения // Российский судья. 2015. № 10 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
  • О наркотических средствах и психотропных веществах: Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 29.12.2015). URL: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_17437/.
  • Официальный сайт ФСКН России. URL:http://www.fskn.gov.ru/.
  • Об утверждении Порядка формирования и содержании Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен: приказ ФСКН России от 18.02.2015 N 69. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_176109/.
  • Грибунов О.П., Герасимов П.А., Косенко В.Н. Психоактивные вещества синтетического происхождения как предмет преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков: некоторые аспекты противодействия их распространению//Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2015. № 4.
  • Эстонский ноктюрн. -URL: http://fskn.gov.ru/includes/periodic/news_all/2015/1105/123740890/detail.shtml(дата обращения 26.01.2016).
  • Бойко О.А., Панов С.Л. Спайсовая наркомания: причины распространения и меры противодействия//Вестник Омской юридической академии. 2015. № 4.
  • Камалиева Л.Н. Опасные для жизни или здоровья потребителей «спайсы»//Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 2.
Еще
Статья научная