Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ
Автор: Ефремова В.А.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 10 (41), 2017 года.
Бесплатный доступ
Данная статья посвящена объективной стороне побоев.
Побои, квалификация, проблемы, ответственность
Короткий адрес: https://sciup.org/140234771
IDR: 140234771
Текст научной статьи Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ
Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ, лишь частично раскрывается имеющимся в кодексе названием состава. В полной же мере объективную сторону составляют следующие активные действия: 1) нанесение побоев; 2) совершение иных насильственных действий. Обязательным признаком является физическая боль, которая видится последствием.
Определение понятия «побои» в действующем законодательстве отсутствует. Ранее оно раскрывалось в «Правилах судебно - медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью», утвержденных приказом Минздрава РФ от 10 декабря 1996 г. № 407. Так, в соответствии с пунктом 50 Правил «побои не составляют особого вида повреждений. Они являются действиями, характеризующимися многократным нанесением ударов. В результате побоев могут возникать телесные повреждения. Однако побои могут и не оставлять после себя никаких объективно выявляемых повреждений».
Действующие же «Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека», а также «Медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» непосредственно этот вопрос не раскрывают, однако содержат спорное утверждение, касающееся повреждений, которые расцениваются как не причинившие вред здоровью человека.
Большинство теоретиков уголовного права к нанесению побоев относят действия, характеризующиеся многократным нанесением ударов, избиение потерпевшего. При этом удары наносятся различными частями тела или твердыми тупыми предметами. Также к побоям следует относить толчки, пинки, обхватывание потерпевшего и ударение его о твердые предметы. Примером может служить многочисленная судебная практика.
Единого мнения в теории уголовного права не сложилось по поводу того, какое число ударов признавать побоями. По мнению большинства ученых (А. И. Коробеева, Л. Л. Кругликова и другие), под многократностью следует понимать три удара и более.
Но, например, Г. Н. Борзенков считает, что здесь достаточно и неоднократности (т. е. двух и более ударов). По этому поводу он пишет: «Нанесение одного удара не может называться побоями. При отсутствии последствий, предусмотренных ст. 115 УК, нанесение единственного удара может рассматриваться как оскорбление действием или способ совершения другого насильственного преступления (например, грабежа)».
Автор прав в указании, что один удар побоями признавать нерационально, однако такое действие вполне охватывается понятием «иные насильственные действия». Г. Н. Борзенков ошибочно квалифицирует описанное им действие. Так, если виновный, нанося удар потерпевшему, не имел намерения исключительно унизить его или не имел цели завладеть имуществом, а желал причинить боль, то налицо состав побоев.
По смыслу статьи, устанавливающей ответственность за побои, побои – это лишь частный случай насильственных действий.
В правоприменительной практике Новосибирской области, как и в юридической теории, устоялось понимание побоев как нанесения многократных (три и более) ударов по телу потерпевшего, его избиение.
Так, Советским районным судом г. Новосибирска было рассмотрено дело по обвинению И. В. Орешкова в нанесении побоев Н. В. В ходе ссоры, находясь в комнате вместе с сожительствующей и ведущей с ним общее хозяйство Н.В., действуя умышленно, осознанно и целенаправленно, осознавая противоправный характер своих действий и предвидя наступление общественно-опасных последствий в виде причинения телесных повреждений и физической боли Н.В., зная, что она физически слабее его и не сможет оказать ему сопротивления, и желая этого, применяя насилие не опасное для жизни и здоровья, толкнул рукой в плечо Н.В., отчего последняя упала на пол и испытала физическую боль. Затем Орешков И.В. продолжая реализовать свой преступный умысел, нанес Н.В. не менее трех ударов ногой в область бедра, отчего последняя испытала физическую боль, после чего Орешков И.В, взял Н.В. рукой за волосы и ударил ее головой о столешницу не менее трех раз, от чего последняя испытала сильную физическую боль и стала кричать. После чего Орешков И.В. осознавая общественно-опасный характер своих действий, скрылся с места преступления.
Из указанного приговора следует, что объективная сторона выражена активными действиями подсудимого, состоящими в нанесении потерпевшей повреждений, повлекших физическую боль, посредством применения своей физической силы при помощи подручных средств.
Татарским районным судом (Новосибирская область) было рассмотрено дело по обвинению В. А. Донских в причинении иных насильственных действий несовершеннолетней Н. Объективная сторона выразилась в том, что, находясь в квартире, на почве личных неприязненных отношений, имея умысел, В. А. Донских взял несовершеннолетнюю Н. за одежду и толкнул на пол, отчего последняя упала и, ударившись при этом об дверцу шкафа, испытала физическую боль.
Из данного приговора видно, что подсудимый применил против несовершеннолетней потерпевшей физическую силу, что способствовало последующему удару потерпевшей о предмет меблировки комнаты.
К иным насильственным действиям практика относит причинение боли щипанием, сечением, причинением небольших повреждений тупыми или острыми предметами, воздействием термических факторов и другие аналогичные действия.
В науке уголовного права нет единого мнения относительно конструкции состава преступления «побои». Законодатель указывает, что такие действия должны причинять физическую боль, но не должны влечь последствий, указанных в ст. 115 УК РФ. Для окончательного решения вопроса о конструкции состава необходимо понять, чем является физическая боль – целью указанных действий или последствием?
Что касается физической боли и ее определения, то этот вопрос также крайне неоднозначен. На данном этапе развития науки и техники невозможно объективно оценивать причинение боли потерпевшему в связи с тем, что никто не может предложить какие-либо методики. Однако, очевидно, что физическая боль выступает последствием, находящимся в причинно-следственной связи с указанными в ст. 116 УК РФ действиями, и ее «концентрация» может указывать на причинение человеку незначительного вреда здоровью.
Список литературы Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 116 УК РФ
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ//Собрание законодательства Рос. Федерации. -1996. -№ 25. -Ст. 2954 (ред. от 26.08.2017).
- О введении в практику Правил производства судебно -медицинских экспертиз: приказ Минздрава РФ от 10.12.1996 (№ 407) (ред. от 05.03.1997)//«Медицинская газета». 1997. № 23.
- Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека: постановление Правительства РФ от 17.08.2007 (№ 522) (ред. от 17.11.2011)//Собрание законодательства РФ. № 35. 2007. ст. 4308.
- Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека: приказ Минздравсоцразвития РФ от 24.04.2008 № 194н (ред. от 18.01.2012)//Российская газета. 2008. № 188
- Приговор Советского районного суда г. Новосибирска № 1-354/2016 от 31 октября 2016 г. по делу № 1-354/2016//. -URL: http://sudact.ru/
- Приговор Татарского районного суда (Новосибирская область) № 1-174/2016 от 27 мая 2016 г. по делу № 1-174/2016//. -URL: http://sudact.ru/
- Борзенков Г. Н. Квалификация преступлений против жизни и здоровья: Учеб.-практич. пособие. М., 2006. С. 229.
- Лосев С. Г. Статья 116 УК РФ: проблемный анализ//Российский юридический журнал. 2008. № 3. С. 151-152.