Объективная, трансцендентальная, формальная истина: вопрос об истине в метафизике и схоластической теологии иезуитов раннего Нового времени

Автор: Иванов Виталий Львович

Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole

Рубрика: Статьи

Статья в выпуске: 2 т.16, 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуется трансформация традиционного перипатетического понятия истины в метафизике и схоластической теологии иезуитов раннего Нового времени. Существо этой трансформации описывается как усиливающаяся тенденция к сближению классического для схоластики понятия «трансцендентальной истины вещей» и нового понятия «объективной истины» и к замещению первого понятия вторым. Во-первых, в статье описывается и анализируется классическая для более поздней традиции иезуитов диспозиция понятия истины в метафизическом трактате об истине в рамках VIII-й «Метафизической диспутации» Фр. Суареса, показывается традиционная оппозиция формальной истины познания или суждения и трансцендентальной истины как атрибута сущего как такового. Во-вторых, в статье показывается, что существенной характеристикой метафизического понятия истины у Суареса является ее реальность, а не объективность как мыслимость, не ограниченная реальной существенностью. Указывается, что Суарес знаком с понятием объективной истины, но применяет его только в теологии, одновременно исключая из метафизики. В-третьих, в статье исследуются теологические мотивы формирования понятия объективной истины как ключевого для теологии «среднего знания» иезуитов. Наконец, в статье рассматривается и анализируется содержание трактата об «объективной истине» вещей в «Маяке наук» С. Искьердо, а также демонстрируются мотивы и следствия отождествления объективной и трансцендентальной истины в онтологии Искьердо.

Еще

Понятие истины, метафизика и теология иезуитов, истина познания, трансцендентальная истина вещи, объективная истина, Суарес, Искьердо

Короткий адрес: https://sciup.org/147237653

IDR: 147237653   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2022-16-2-592-633

Список литературы Объективная, трансцендентальная, формальная истина: вопрос об истине в метафизике и схоластической теологии иезуитов раннего Нового времени

  • Aristoteles (1957) Aristotelis Metaphysica. Recognovit W. Jaeger. Oxonii: e typographeo Clarendoniano.
  • Aristoteles latinus (1995) Aristoteles latinus. Metaphysica. Lib. I–XIV. Recensio et translation Guillelmi de Moerbeka. Ed. G. Vuillemin-Diem. Editio textus. Leiden-New York- Köln: E.J. Brill.
  • Hamesse J. (1974) Auctoritates Aristotelis. Un florilège médiéval. Étude historique et édition critique. Éd. par J. Hamesse. Louvain: Publications universitaires; Paris: Béatrice-Nauwelaerts.
  • Avicenna latinus (1977) Avicenna latinus. Liber de philosophia prima sive de scientia divina. I–IV. Édition critique de la traduction latine médiévale par S. Van Riet. Louvain: E. Peeters; Leiden: E.J. Brill.
  • Bolzano B. (1837) Dr. B. Bolzanos Wissenschaftslehre. Versuch einer ausführlichen und größtentheils neuen Darstellung der Logik. Band I. Sulzbach, in der J.G. v. Seidelschen Buchhandlung.
  • Fasolus SJ (1629) Hieronymi Fasoli e Societate Jesu In primam partem Summae D. Thomae Commentariorum Tomus secundus. Lugduni: Sumptibus Andreae, Iacobi, et Matthaei Prost.
  • Heidegger M. (1996) Wegmarken. Frankfurt am Main: Vittorio Klostermann.
  • Izquierdo SJ (1659) R. P. Sebastiani Izquierdo SI Pharus scientiarum. Lugduni: Sumptibus Claudii Bourgeat et Mich. Lietard.
  • Kant I. (1990) Kritik der reinen Vernunft. R. Schmidt (Hg.). 3. Ausgabe. Hamburg: Felix Meiner Verlag.
  • Kant I. (1998) “Logik. Jäsche.” Werke in sechs Bänden. W. Weischedel (Hg.). Bd. III. Darmstadt: Wisseschaftliche Buchgesellschaft. S. 421–582.
  • Lugo Fr. SJ (1647) R.P. Francisci de Lugo e Societate Jesu Theologia scholastica In I p. D. Thomae. Lugduni: Sumpt. Haered. Petri Prost, Philippi Borde, et Laurentii Arnaud.
  • Suárez SJ (1597) Metaphysicarum disputationum, in quibus et universa naturalis theologia ordinatè traditur, & quaestiones omnes ad duodecim Aristotelis libros pertinentes accuratè disputantur. Tomus Prior et Posterior. Autore R. P. Francisco Suarez è Societate JESU. Salmanticae: Apud Ioannem et Andream Renaut, fratres.
  • Suárez SJ (1858) R.P. Francisci Suarez e SJ Opera omnia. T.XI. «Opuscula theologica sex». Ed. C. Berton. Parisiis: Apud Ludovicum Vives.
  • Thomas Aquinas OP (1888) “Sancti Thomae de Aquino OP Summae Theologiae Pars I, a quaestione I ad quaestionem XLIX”. Thomas Aquinas OP. Opera omnia (edition Leonina). Tomus IV. Romae: Ex Typographia Polyglotta S. C. de Propaganda Fide.
  • Thomas Aquinas OP (1970) — “Sancti Thomae Aquinatis OP Quaestiones disputatae de veritate. Q. 1–7”. Thomas Aquinas OP. Opera omnia (editio Leonina). Tomus XXII, fasc. 1/2. Romae: Editori di San Tommaso.
  • Thomas Aquinas OP (1976) «Sancti Thomae de Aquino OP De ente et essentia». Thomas Aquinas OP. Opera omnia (editio Leonina). Tomus XLIII. Romae: Editori di San Tommaso. P. 369–381.
  • Иванов В. Л. (2021) «Формирование онтологического понятия «статуса вещей» в метафизике и теологии иезуитов конца XVI – первой половины XVII вв.», ΣΧΟΛΗ (Schole) 15.2, 716–744.
  • Ivanov V. L. (2021) «Formirovanie ontologicheskogo ponyatiya «statusa veshhej» v metafizike i teologii iezuitov koncza XVI – pervoj poloviny XVII vv.», ΣΧΟΛΗ (Schole) 15.2, 716–744.
  • Guidi S. (2020) Baroque Metaphysics. Studies on Francisco Suárez. Coimbra: Palimage.
  • Knebel S. K. (2004) “Wahrheit, objektive”. Historische Wörterbuch der Philosophie. J. Ritter/ K. Gründer/G. Gabriel (Hg.) Basel: Schwabe Verlag. Bd. 12. Sp. 154–163.
  • Knebel S. K. (2011) Suarezismus. Erkenntnistheoretisches aus dem Nachlass des Jesuitengenerals Tirso González de Santalla (1624–1705). Amsterdam: B. R. Gruener Publ.
  • Knebel S. K. (2021a) Scientia Media. Der Molinismus und das Faktenwissen. Mit einer Edition des Ms. BU Salamanca 156 von 1653. Amsterdam, Philadelphia: J. Benjamins.
  • Knebel S. K. (2021b) „Cognoscibilitas intrinseca. Suarezismus und Idealismus“. Freiburger Zeitschrift für Philosophie und Theologie 68. S. 67–97.
  • Schmutz J. (2009) «Quand le langage a-t-il cessé d’être mental ? Remarques sur les sources scolastiques de Bolzano», Le langage mental du Moyen Age à l’Age classique. Éd. J. Biard. Louvain-la-Neuve: Editions de l’ISP. P. 306–337.
Еще
Статья научная