Обеспеченность организма коров цинком в хозяйствах юго-восточной зоны Белгородской области

Бесплатный доступ

При исследовании 358 коров 4 хозяйств, расположенных в юго-восточной зоне Белгородчины, в сыворотке крови выявлено дефицитное содержание цинка. Наибольший дефицит был зимой у 95,1% коров. Весной снижался до 72,9, летом – до 69,5, осенью – до 59,5%. Отмечали потерю эластичности и складчатость кожи, паракератоз, облысение, нарушение воспроизводительной функции. В почвах, где выращивались кормовые культуры, было мало подвижных форм Zn – 0,51-0,54 мг/кг (низким считают уровень

Коровы, сыворотка крови, цинк, гипомикроэлементоз, дерматоз

Короткий адрес: https://sciup.org/14287871

IDR: 14287871

Текст научной статьи Обеспеченность организма коров цинком в хозяйствах юго-восточной зоны Белгородской области

Белгородская область – один из немногих регионов России, где отрасль животноводства имеет приоритетное значение. Здесь высоки темпы развития свиноводства и птицеводства, неплохие достижения в прудовом рыбоводстве, ведется работа по восстановлению овцеводства. Для интенсификации же молочного скотоводства требуются дополнительные усилия как организационно-экономического, так и узкопрофессионального характера. Сдерживающим фактором развития этой отрасли являются низкие темпы воспроизводства стада и внедрения современных достижений селекции, что связано с биологическими особенностями воспроизводительной функции крупного рогатого скота, высокой стоимостью племенных животных, замедленным и не всегда качественным обновлением стада. Ограниченный выбор молодняка для ремонта стада, введение в оборот стада ранее переболевших животных или животных с бессимптомным нарушением обмена веществ, несоблюдение норм кормления – весомые причины отставания в развития скотоводства [8].

К сдерживающим факторам относятся также гипомикроэлементозы. Обеспеченность коров микроэлементами, если используются корма только местной заготовки, полностью зависит от наличия в почве их подвижных форм и накоплениях в кормовых растениях. Пестрая картина состава почв, сложившаяся в результате естественных геологических процессов и антропогенного влияния, не позволяет с высокой точностью прогнозировать риск заболеваемости животных микроэлементозами, но агроэкологические и агрохимические данные могут служить ориентиром в дифференциальной диагностике массовых заболеваний, обусловленных нарушениями микроэлементного питания. Особенно это касается таких микроэлементов, как йод, медь и цинк.

Согласно агрохимическим исследованиям, по содержанию подвижных форм микроэлементов, включая и перечисленные, почвы Белгородчины можно разделить на три геохимические зоны – западную и центральную и юго-восточную [1].

Цель наших исследований – выяснить, насколько могут совпадать показатели микроэлементной обеспеченности организма коров de facto с данными агрохимических анализов почвы тех зон, где содержались исследуемые животные. Для сравнения взят один из лимитирующих, жизненно важных микроэлементов – цинк.

Материал и методы исследования. Исследование проводили в течение 2006-2011гг. на коровах четырех хозяйств Красногвардейского района Белгородской области (ОАО «Самаринское», «Бирюченский» и «Засосенская нива» и АПК «Большевик»), расположенных, в юго- восточной зоне. Для кормления животных использовались корма местной заготовки. В зимне-весенний период рацион состоял из набора следующих кормов: силос кукурузный, сенаж, солома, сено, зерновые концентраты в виде комбикорма, патока. Для коррекции витаминно-минерального питания применялись премиксы. В конце весны и в летне-осенний период животные получали зеленую массу сеяных трав (горохо-овсяную смесь, эспарцет, в меньшей мере – люцерну, клевер). Животные содержались на привязи в 2-х и 4-х рядных коровниках, к которым примыкали загоны для выгула. Молочная продуктивность составляла 2700-4000кг за лактацию.

Подопытных животных подбирали методом случайной выборки после клинического осмотра всего поголовья фермы. Для взятия проб крови отбирали 5-8% коров от общего поголовья стада. Кровь брали из яремной вены до кормления, отстаивали сыворотку, в которой определяли содержание цинка на атомно-абсорбционном спектрофотометре С-115-М1. Полученные результаты исследования обеспеченности организма коров цинком сопоставляли с данными литературы о содержании этого микроэлемента в почве [4, 6], а также в потребляемых кормах рациона. Содержание цинка в рационе определяли расчетным путем по таблицам норм кормления животных [3] с использованием данных зоохиманализа кормов, выращенных в зоне размещения хозяйства [5].

Результаты исследования. Результаты проведенных исследований обеспеченности организма коров цинком по сезонам года приведены в таблице.

Содержание цинка в сыворотке крови коров по сезонам года

№ п/п

Сезоны года

Исследовано, гол.

Содержание Zn в сыворотке крови, мкг/100мл

Число животных с содержанием Zn в сыворотке крови

в пределах нормы

выше нормы

ниже нормы

1.

Осень

131

137,5 + 32,06

44

9

78

2.

Зима

61

121,6 + 14,83

3

0

58

3.

Весна

107

145,9 + 28,92

27

2

78

4.

Лето

59

139,1 + 22,02

17

1

41

Всего / в среднем

358

136,6 + 27,12

91

12

255

Как видно из таблицы, по всем хозяйствам и сезонам года среднее содержание цинка составило 136,6 + 27,12 мкг/100 мл, что в целом меньше нижней границы нормы на 8,9%. Из всего обследованного поголовья (358 гол) только у 25,4% коров содержание этого микроэлемента колебалось в пределах нормальных показателей, у 71,2% оно было ниже нормы. Коровы с дефицитом цинка к концу зимовки имели нарушения воспроизводительной функции, а при снижении содержания цинка до 102,3 + 5,96 мкг/100 мл сыворотки крови и ниже – поражения кожи.

Характерными изменениями были потеря эластичности кожи, ее складчатость (рис. 1), на гребне шеи в местах, где животные упирались о перекладину, ограничивающую доступ к кормушке, отмечали ее огрубение, потерю волосяного покрова, локальные дерматозы (рис. 2). Эти изменения регистрировались не только у взрослых, но и у молодняка (рис. 3).

А               Б

Рис. 1. Цинкгипомикроэлементозы у коров. Потеря эластичности кожи в области шеи при содержании Zn в сыворотке крови 107,5 мкг/100 мл (А) и 88,7 (Б).

Рис. 2. Изменение кожи у коровы при дефиците цинка в крови: потеря эластичности и кератоз в месте контакта с ограждением кормушки.

Рис. 3. Поражения кожи при дефиците цинка в крови теленка.

Наибольшее количество больных коров в стаде отмечено в зимний период (95,1% от обследованных). К весне доля больных снижалась до 72,9%, к лету – до 69,5, к осени – до 59,5. Однако из-за больших индивидуальных колебаний содержания цинка в сыворотке крови разница по сезонам года при статистическом анализе оказалась низкой. Так, между показателями осеннего и зимнего периодов различие составило всего лишь 19,9 мкг/100 мл, или 13,1% (р>0,05), а между зимним и весенним – 24,3 мкг/100 мл, или 20,0% (р>0,05). Возможно, что в весенний период усвоение цинка из кормов несколько улучшалось в связи с потеплением, более длительным нахождением животных в загонах и интенсивной инсоляцией.

В поисках главной причины Zn-гиповитаминоза мы изучили данные литературы об агрохимической характеристике почв Красногвардейского района. По данным обследования 15762 га пахотных площадей этой зоны средневзвешенное содержание подвижных форм Zn в почвах района очень низкое и составляет 0,51-0,54 мг/кг (низким считается содержание <2,0 мг/кг, средним – 2-5,0, высоким >5,0). За последние годы обеднение почв цинком стремительно растет (1990-1994гг. – 1,44 мг/кг, 1995-1999гг. – 0,66, 2000-2004гг. – 0,51) из-за некомпенсированного удобрением выноса с урожаем и вымывания Zn из верхних горизонтов, чему способствует поверхностный сток и уменьшение гумуса, обычно удерживающего растворимые элементы для питания растений. Корма, выращенные на обедненных Zn почвах, не способны обеспечить потребности животных в этом элементе. Выход из данной ситуации: кардинальный – применение цинковых удобрений, что скажется положительно и на урожаях и на полноценности кормовых рационов [6]; паллиативный – добавки цинка к рационам кормления животных.

Обсуждение результатов. Проведенные исследования показывают, что животные хозяйств юго-восточной зоны Белгородчины испытывают хронический недостаток в Zn. Этот недостаток не устраняется стандартными премиксами или добавками комплекса микроэлементов к комбикормам, выпускаемым комбикормовыми заводами. Известно, что цинк необходим для функционирования ключевых ферментов организма – дипептидаз, щелочной фосфатазы, РНК- и ДНК-полимераз, карбоангидразы, алкогольдегидрогеназы, супероксиддисмутазы, входит в состав инсулина [7]. При недостаточном алиментарном поступлении его место в ферментных системах может замещаться другими элементами (Mn, Fe, Co, Cu, Cd, Pb), но при этом метаболическая активность цинкзависимых ферментов частично или полностью теряется, что влечет за собою заболевания и снижение продуктивности животного [2]. Чтобы исправить создавшееся положение и профилактировать Zn-микроэлементозы, необходимо проводить корректировку рационов дополнительными добавками Zn или наладить выпуск комбикормов с повышенным его содержанием специально для аномальной, дефицитной по нему геохимической зоны.

Выводы. 1. Обеспеченность организма коров цинком в условиях хозяйств Красногвардейского района находится на низком уровне: в зимний период цинкдефицитное состояние отмечается у 95,1% обследованного поголовья. 2. Число цинкгипомикроэлементозных животных несколько снижается за весенне-летний период, но остается еще высоким осенью (59,5%), из-за чего животные «идут в зимовку» с нарушением микроэлементного обмена. 3. Дефицит рационов по цинку связан с низким уровнем подвижных форм этого элемента в почвах и соответственно в кормовых растениях, поэтому животные испытывают всесезонную хроническую недостаточность, которая a priori отрицательно сказывается на их продуктивности.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Асыка Н.Р. Избранные статьи и рекомендации по земледелию за 2001-2002 года // Концепция системы земледелия Белгородской области на 2001-2005 годы. – Белгород, 2003. – 160с. 2. Герасименко В.Г. Биохимия продуктивности и резистентности животных. – Киев: «Вища школа», 1987. – 224с. 3. Калашников А.П., Фисинин В.И., Щеглов В.В. [и др.]. Нормы и рационы кормления сельскохозяйственных животных: Справочное пособие. – 3-е изд. – М., 2003. – 496с. 4. Корнейко Н.И., Бородаева К.И., Гончарова М.С. [и др.]. Агрохимия на службе урожая:    Выставке-демонстрации    «День Российского    поля-

2008»посвящается // Департамент АПК Белгородской области, ФГУ Центр агрохимической службы «Белгородский». – Белгород: ООО «Г и К», 2008. – 92с. 5. Кулаченко С.П., Кулаченко В.П., Вородова К.В. [и др.].

Рекомендации по химсоставу и питательности кормов для составления рационов сельскохозяйственным животным Белгородской области. – Белгород: Ракитянская райтипография, 1989. – 112с. 6. Лукин С.В.,

Авраменко П.М. Микроэлементы в почвах Белгородской области // Земледелие. – 2008. - № 7. – С.21. 7. Мецлер Д. Биохимия. – Т.2. – М.: Мир, 1980. – С.142-143. 8. Сноз Г.В., Масалыкина Я.П., Яковлева Е.Г. и др. Полигиповитаминоз (А, С, Е) новорожденных телят, его связь с заболеваемостью коров-матерей и коррекция водно-дисперсными препаратами бета-каратина // Российский ветеринарный журнал. – 2009. -№4. – С. 6-8.

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ОРГАНИЗМА КОРОВ ЦИНКОМ В ХОЗЯЙСТВАХ ЮГОВОСТОЧНОЙ ЗОНЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Дронов В.В., Горшков Г.И.

Резюме

При исследовании 358 коров 4 хозяйств, расположенных в юго- восточной зоне Белгородчины, в сыворотке крови выявлено дефицитное содержание цинка. Наибольший дефицит был зимой у 95,1% коров. Весной снижался до 72,9, летом – до 69,5, осенью – до 59,5%. Отмечали потерю эластичности и складчатость кожи, паракератоз, облысение, нарушение воспроизводительной функции. В почвах, где выращивались кормовые культуры, было мало подвижных форм Zn – 0,51-0,54 мг/кг (низким считают уровень <2 мг/кг).

ZINC PROVISION OF COWS ORGANISMS ON THE FARMS OF THE SOUTHEASTERN PART OF BELGOROD REGION

Dronov V.V., Gorshkov G.I.

Статья научная