Обоснование необходимости совершенствования нормы, предусматривающей уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
Автор: Шаганова О.М.
Журнал: Вестник Алтайской академии экономики и права @vestnik-aael
Рубрика: Юриспруденция: теория и практика
Статья в выпуске: 1 (33), 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье автором исследуются проблемы законодательной регламентации состава неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. На основе проведенного анализа формулируются предложения по совершенствованию действующей нормы, закрепленной в ст. 156 УК РФ.
Уголовное право, уголовная ответственность, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
Короткий адрес: https://sciup.org/142178988
IDR: 142178988
Текст научной статьи Обоснование необходимости совершенствования нормы, предусматривающей уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
Ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего предусматривается ст. 156 Уголовного Кодекса Российской Федерации (УК РФ). Согласно статистическим данным Главного информационноаналитического центра МВД России, в 1997 г. было зарегистрировано 1313 рассматриваемых преступлений; в 2002 г. – 2751 преступление; в 2007 г. было зафиксировано 6063 преступления; в 2010 г. – 4757; в 2012 г. – 2912. Несмотря на то что в последние годы наблюдается значительный спад числа зарегистрированных преступлений указанной категории, все же их количество достаточно велико.
Поскольку уголовно-правовые средства являются важной составляющей борьбы с преступностью, то нормы, закрепленные в УК РФ, должны исключать проблемы, порождающие сложности в деятельности правоприменителей. В этой связи для улучшения результативности предупредительного воздействия нормы, устанавливающей ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, и повышения эффективности защиты прав несовершеннолетних необходимо внести предложения, направленные на ее доработку.
Исследование материалов уголовных дел по ст. 156 УК РФ свидетельствует о том, что в 32,8% случаев данное преступление совершается в отношении двух и более несовершеннолетних1. Это позволяет сделать вывод о достаточной степени распространенности подобных фактов на практике. Как правило, такие преступления совершаются в неблагополучных многодетных семьях, где родители жестоко обращаются не с одним, а с несколькими детьми. Полагаем, что негативное воздействие сразу на двух и более потерпевших приводит к тому, что возрастает количество лиц, которые не только не могут в будущем принести пользу обществу, но и сами будут являться источником потенциальной опасности для других. Неблагоприятные изменения определенных личностных качеств в детстве напрямую влияют на дальнейшую социализацию, например, приводят к нарастанию агрессии в межличностных отношениях или к формированию пристрастия к алкоголю, наркотикам, асоциальному поведению. Отдельные исследователи отмечают, что опасным социальным последствием насилия по отношению к детям является дальнейшее воспроизводство самой жестокости [1]. Следовательно, чем больше появляется жертв ненадлежащего воспитания, тем гораздо больше усилий требуется со стороны государства для корректировки отрицательных последствий развития личности. Эти обстоятельства существенно повышают степень общественной опасности преступления и увеличивают масштаб последствий для общества. В теории уголовного права распространено мнение, согласно которому существенный перепад в уровне общественной опасности деяния по сравнению с зафиксированным в основном составе преступления дает основание для конструирования квалифицированного состава в уголовном законе [2]. В связи с этим считаем необходимым ввести в ст. 156 УК РФ квалифицирующий признак «те же деяния, совершенные в отношении двух и более несовершеннолетних».
При этом неисполнение обязанностей по воспитанию двух и более потерпевших может быть совершено как одномоментно, так и в разное время. Показательными являются следующие примеры. Мать, не надлежащим образом выполнявшая обязанности по воспитанию двух малолетних детей, оставила их на две недели одних в неотапливаемом доме [3]. Примером совершения престу- пления в отношении нескольких потерпевших в разное время выступает следующая ситуация. С., являясь отцом сына и дочери, ненадлежащим образом исполнял обязанности по воспитанию, допуская жестокое обращение с последними. Так, в начале ноября виновный забрал тарелку с пищей у дочери, после чего взял в руки резиновый шланг и нанес ей не менее трех ударов; 26 ноября, в ходе ссоры с сыном, взял электрический шнур и нанес ему не менее двух ударов, а затем стал наносить удары кулаками и ногами по спине, ягодицам и другим частям тела [4].
Кроме того, проведенное нами изучение практики применения ст. 156 УК РФ показывает, что чаще потерпевшими выступают дети в возрасте от 1 года до 9 лет (59,8%). Полагаем, что неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего в отношении малолетнего лица обладает более высокой степенью общественной опасности, поскольку у такого потерпевшего, в отличие от подростков, которые старше по возрасту, только начинается процесс формирования физических качеств и психики, определяющих впоследствии характер, взгляды, наклонности. Данная позиция основывается на мнении психологов, которые утверждают, что психика ребенка, особенно в раннем возрасте, является фундаментом развития личности и те впечатления и эмоции, которые были получены ребенком в детстве, часто сопровождают его всю жизнь, даже будучи забытыми они формируются на подсознательном уровне в некие алгоритмы его поведения во взрослой жизни [5]. Кроме того, в криминологической литературе также подчеркивается, что перенесенное в детстве жестокое обращение содействует формированию склонности к насилию и соответствующего поведения, когда ребенок становится взрослым [6]. Под малолетним в данном случае необходимо понимать лицо от момента рождения до достижения четырнадцатилетнего возраста. Подчеркнем, что признаком состава неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего выступает зависимость малолетнего от взрослого, обязанного защищать и оберегать его (субъект – родитель, воспитатель и т.д.).
Также возрастает степень общественной опасности преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, при совершении его в отношении несовершеннолетнего, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, поскольку таким потерпевшим жизненно важны и необходимы повышенное внимание и забота взрослого человека, кроме того, они, в силу особого физического или психического состояния, не способны защитить себя от применения жестокости. Под беспомощным состоянием в рамках рассматриваемой уголовно-правовой нормы следует понимать наличие у несовершеннолетнего ограниченных возможностей здоровья (физических или психических) либо тяжелого заболевания. Термин заведомо предполагает осведомленность виновного о беспомощности потерпевшего. Такая осведомленность наличествует в силу того, что законодатель предусмотрел ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, сопряженные с жестоким обращением, для специального субъекта преступления.
Отметим, что преступление, предусмотренное ст. 156 УК РФ, совершаемое в отношении несовершеннолетнего, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, распространено не только в семье, но и в специализированных образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Так, Г., являясь учителем русского языка в специальной коррекционной школе-интернате 8-го вида, ненадлежащим образом исполняла обязанности по воспитанию, допускала жестокое обращение в отношении воспитанников Р. и К. (била книгой по голове, хватала за волосы и за шею). Она была признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ [7].
Санкция ст. 156 УК РФ альтернативно предусматривает лишение свободы и несколько наказаний, не связанных с изоляцией от общества, – штраф, обязательные работы и исправительные работы. Учитывая тот факт, что в большинстве случаев неисполнение обязанностей совершается именно в неблагополучной семье, «лишение виновного родителя посредством штрафа дохода ухудшает условия жизни его ребенка, интересы которого уголовный закон собственно и призван защищать» [8; 9]. Кроме того, наказания в виде обязательных и исправительных работ, согласно ч. 4 ст. 49 и ч. 5 ст. 50 УК РФ, не назначаются матерям, имеющим детей в возрасте до трех лет. Получается, что судья в подобном случае может применить наказание только в виде лишения свободы. Данное положение дел вызывает вопрос о возможности дифференциации ответственности с учетом характера, степени общественной опасности преступления и личности виновного лица. Таким образом, считаем необходимым дополнить санкцию ст. 156 УК РФ таким видом наказания, как ограничение свободы. Полагаем, что оно будет особо эффективно в случае, когда родители оставляют своего ребенка либо детей на целый день, а иногда на несколько дней без продуктов, денег, в неотапливаемых квартирах. Изучение правоприменительной практики показывает большую распространенность подобных эпизодов (25%). Особую тревогу вызывают аналогичные случаи в отношении малолетних или несовершеннолетних лиц, заведомо для виновного находящихся в беспомощном состоянии. Внедрение аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы позволит отслеживать местонахождение такого лица в любое время суток в четко очерченных для этого территориальных границах. Отдельные авторы справедливо отмечают, что электронный мониторинг осужденных является средством повышения эффективности защиты несовершеннолетнего от повторного преступного посягательства со стороны взрослого лица [10].
Следует также обратить внимание на такой вид наказания, как лишение свободы. Современная редакция ст. 156 УК РФ такова, что рассматриваемое деяние относится к категории преступлений небольшой тяжести. При назначении данного вида наказания необходимо руководствоваться ст. 56 УК РФ, которая ограничивает применение лишения свободы к лицу, совершившему впервые преступления небольшой тяжести, требуя установления обстоятельств, отягчающих наказание. Анализируя перечень таких обстоятельств, закрепленный в ст. 63 УК РФ, мы пришли к выводу, что судье, при вынесении наказания по ст. 156 УК РФ без совокупности с другими преступлениями, невозможно их использовать. Изложенное позволяет утверждать, что лишение свободы при отнесении преступления к категории небольшой тяжести применяться практически не может. Следовательно, отсутствует превентивная роль данного вида наказания в борьбе с рассматриваемым преступлением. Также необходимо подчеркнуть, что отнесение неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего к преступлениям небольшой тяжести исключает признание повторного его совершения рецидивом. Думается, что подобное положение дел оставляет несовершеннолетнего беззащитным перед преступным произволом взрослых лиц.
Кроме того, составы преступлений, предусмотренных ст. 156 и п. «д» ч. 2 ст. 127 УК РФ, несмотря на различия в объекте и субъекте посягательства, все же обладают схожими признаками потерпевшего, субъективной и объективной сторон. Однако при сравнении санкций можно выявить несоответствие их строгости за деяние, посягающее на один объект (ст. 127 УК РФ), и деяние, причиняющее вред двум объектам уголовно-правовой охраны (ст. 156 УК РФ). Получается, что законодатель считает необходимым в большей мере охранять общественные отношения, обеспечивающие реализацию права несовершеннолетнего на личную свободу, чем совокупность общественных отношений, обеспечивающих как право несовершеннолетнего на воспитание и заботу, необходимые для его нормального развития, так и его право на личную свободу. Данный подход законодателя не отвечает принципам справедливости.
Таким образом, полагаем, что требуется изменить квалификацию преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, переведя его из числа преступлений небольшой тяжести в категорию преступлений средней тяжести, предусмотрев в качестве наказания лишение свободы на срок до пяти лет, а также дополнить статью частью 2 с наказанием в виде лишения свободы от трех до семи лет.
С учетом вышесказанного предлагается изложить редакцию уголовно-правовой нормы, устанавливающую уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, в следующем виде:
« Ст. 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
-
1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанной осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, – наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.
-
2. То же деяние, совершенное:
-
а) в отношении двух или более несовершеннолетних;
-
б) в отношении малолетнего либо несовершеннолетнего лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового».
Считаем, что предлагаемые изменения в уголовно-правовой норме о неисполнении обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего будут способствовать повышению эффективности ее реализации в правоприменительной деятельности.
Список литературы Обоснование необходимости совершенствования нормы, предусматривающей уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего
- Тасаков, С.В. Нормы об уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего нуждаются в дальнейшем совершенствовании/С.В. Тасаков, Ч.Ш. Купирова//«Черные дыры» в российском законодательстве. -2013. -№2. -С. 56.
- Васильевский, А.В. Дифференциация ответственности в уголовном праве/А.В. Васильевский, Л.Л. Кругликов. -СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. -С. 189.
- Архив судебного участка Зонального района Алтайского края за 2008 г. Дело №1-80/2008.
- Архив судебного участка Зонального района Алтайского края за 2007 г. Дело №1-45/2007.
- Би, Х. Развитие ребенка/Х. Би. -9-е изд. -СПб.: Питер, 2004. -С. 729.
- Абызов, Р.М. Криминологическая наука и практика борьбы с преступлениями. Т. 3: Предупреждение преступлений против несовершеннолетних и виктимологическая профилактика: учебное пособие/Р.М. Абызов, К.Р. Абызов. -Барнаул: Изд-во ААЭП, 2012. -С. 29.
- Архив судебного участка №222 Рузского судебного района Московской области за 2007 г. Дело №1-07/2007.
- Ибрагимов, З. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего/З. Ибрагимов, И. Бикеев//Законность. -2010. -№3. -С. 45.
- Холопова, Е.Н. Актуальные проблемы ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего/Е.Н. Холопова, Е.Л. Козлова//Вопросы ювенальной юстиции. -2011. -№2. -С. 27.
- Николаева, Ю.В. Дифференциация ответственности за посягательства на интересы несовершеннолетних в уголовном праве России: автореф. дис. … д-ра юрид. наук/Ю.В. Николаева. -М., 2012. -С. 49.