Обострение отношений Польши и ЕС: возможные варианты развития и решения дезинтеграционных процессов

Автор: Фадеева И.А.

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Экономика

Статья в выпуске: 5, 2024 года.

Бесплатный доступ

Целью исследования выступает анализ обострения отношений Польши и Европейского союза в 2016-2023 гг. и выявление возможных вариантов развития ситуации. В ходе исследования раскрыто содержание понятия «дезинтеграционный процесс», дана характеристика его форм, имеющих место в отношениях Польши и ЕС. Обозначены ключевые направления действий сторон, ориентированные на преодоление кризиса. Сделан вывод, о том, что проблема традиционных национальных ценностей составляет основу противоречий между Польшей и ЕС. Отмечено, что для нормализации отношений и разрешения проблемы дезинтеграционных процессов в объединении необходимо проведение Польшей реформ в контексте достижения верховенства права Евросоюза над национальным, реализацию которых Европейская комиссия должна счесть эффективной. Только после приведения судебной системы Польши в соответствие со стандартами ЕС страна получит основную часть дотаций, субсидий и грантов из фондов Европейского союза и сможет направить их на поддержку национальных сельхозпроизводителей.

Еще

Интеграционная структура, европейский союз, республика польша, кризис отношений, дезинтеграционные процессы, традиционные национальные ценности, принцип верховенства права

Короткий адрес: https://sciup.org/149145459

IDR: 149145459   |   DOI: 10.24158/tipor.2024.5.17

Текст научной статьи Обострение отношений Польши и ЕС: возможные варианты развития и решения дезинтеграционных процессов

Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия, ,

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia, ,

С 01 мая 2004 г. Республика Польша вступила в Евросоюз, и если на начало интеграции внутренний валовый продукт (ВВП) страны в сфере паритета покупательной способности составлял 50 % на душу населения, то уже к 2021 г. – около 75 %, при этом размер средней заработной платы увеличился более чем в два раза (с 2 300 до 5 250 злотых) (Михалев, 2021). Благодаря инвестициям Европейского союза в Польше были реализованы многочисленные инфраструктурные проекты, оказана значительная поддержка бизнесу, развились образование, наука, культура, туризм, а общественное сознание граждан Польши стало воспринимать ценности демократии как благо для развития страны. Однако в ходе интеграции между ней и объединением обнаружились противоречия, определившие дальнейшее развитие ситуации.

Проблема обострения отношений Республики Польши и Европейского союза взаимоувязана с институциональными факторами, влияющими на внешнюю международную социальноэкономическую политику интеграционной структуры в аспектах надлежащего выполнения национальными государственными институтами действий по поддержанию функционирования моделей объединения на должном уровне на основе соблюдения принципа верховенства права Европейского союза. В противном случае запускаются процессы, противоположные объединению и унификации всех общественных и государственных систем в одно целое.

В соответствии с мнением Я.В. Мищенко, дезинтеграционный процесс – это инициированный на локальных, национальных или наднациональных уровнях процесс трансформации интеграционной структуры экономической системы, свойственной каждому конкретному уровню, частично или полностью модифицирующий степень и характер сложившихся экономических взаимосвязей между ее членами-участниками (Мищенко, 2022).

Раскрывая форму дезинтеграционного процесса, ранее мы обращали внимание на тот факт, что ему свойственно конкретное проявление (количественная или качественная характеристика нарушения целостной структуры интеграции), тенденция (устойчивое во временном периоде дезинтеграционное проявление определенной направленности) и закономерность дезинтеграционного развития (совокупность проявлений и тенденций дезинтеграции нового качества, позволяющая спрогнозировать состояние интеграционной структуры в будущем) (Фадеева, 2023).

М.В. Стрежнева указывала на тот факт, что проявление, тенденция и закономерность дезинтеграционного процесса направлены на ослабление взаимосвязей, нарушение целостности и распад интеграционной структуры экономической системы (Стрежнева, 2022).

Обострение отношений Польши и Евросоюза началось с 2016 г., и связано это было с несколькими аспектами: самостоятельностью правовой системы страны, противоречием ее в ряде случаев интеграционному законодательству; приверженностью страны традиционным ценностям; несогласием с миграционной политикой ЕС; экономическими претензиями в контексте ущемления интересов сельхозпроизводителей Польши за счет предоставления Евросоюзом торговых преференций Украине в этой сфере.

В этот период по инициативе партии «Право и справедливость» была проведена масштабная реформа судебной системы в стране и осуществлено создание Дисциплинарной палаты, чьи полномочия позволяли привлечь к ответственности за содержание выносимых решений, подрывающих традиционные национальные и религиозные ценности польских граждан – судей из судов общей юрисдикции и из Верховного суда (Михалев, 2021). Совет Европы указал на тот факт, что данное решение направлено на нарушение принципа разделения властей, так как по его итогам контроль над судебной системой переходит к президенту и правящей партии (Михалев, 2021).

В 2017 г. Польшу пытались лишить права голоса в Совете ЕС за серьезное и устойчивое нарушение ценностей Евросоюза (ЕС) в соответствии со статьей 7 Договора о Европейском союзе (Кувалдин, 2021).

В 2019 г. Польша приняла закон, положения которого запрещали критику со стороны судей действий органов польской государственной власти, направленных на назначение новых судей (Шишелина, 2020). В ответ Еврокомиссия обратилась в суд ЕС в 2020 г. с просьбой обязать Польшу запретить ведение деятельности Дисциплинарной палаты и немедленно привести свою судебную систему в соответствие со стандартами ЕС1.

В 2018 г. Еврокомиссия, разрабатывающая бюджет Евросоюза на 2021–2027 гг. выдвинула предложение о «заморозке» выделения части денежных средств Польше, попирающей ценности ЕС. Европарламент, Франция и Германия поддержали предложение Еврокомиссии, направленное на сокращение выплаты бюджетных средств Польше (Кувалдин, 2021). В ответ Польшей и Венгрией (странами – нарушителями гарантий принципа верховенства права ЕС) на проект бюджета было наложено вето, при этом Еврокомиссия и Европарламент достигли соглашения с указанными странами, что ситуация в рамках урегулирования ситуации требует диалога и введения против стран санкций, которые возможно будет оспорить в судебной системе Европейского союза (Шишелина, 2020). Компромисс не разрешил сути противоречий между Польшей и ЕС. Республика оспорила правомочность Постановления 2020/2092 Совета ЕС и Европарламента от 16 декабря 2020 г.1, нацеленного на введение ограничения при выплате бюджетных средств стране в судебной системе ЕС. По результатам данных действий между Европарламентом и Еврокомиссией, с одной стороны, и Республикой Польшей – с другой, произошло дальнейшее обострение отношений (Шишелина, 2020).

Член партии «Право и справедливость» вице-премьер Я. Качиньский в 2021 г. заявил, что польское правительство не признает приговора суда ЕС в отношении запрета деятельности Дисциплинарной палаты2. В ответ Еврокомиссия потребовала применить к Польше штрафные санкции за отказ от исполнения приговора суда ЕС от 14.07.2021 г.3

Новый виток обострения отношений между Польшей и ЕС начался после решения, принятого Конституционным судом Польши от 07.10.2021 г., преамбула которого гласила, что «право ЕС может иметь приоритет над национальными законами только в тех сферах, которые были переданы государствами-членами союзу»4. Данное решение ставило национальное право выше интеграционной структуры Европейского союза. В ответ за неисполнение приговора по прекращению деятельности Дисциплинарной палаты от 27.10.2021 г. судом ЕС на Польшу был наложен штраф размером 1 млн евро в день5.

Главный источник, подталкивающий вперед экономическое развитие Польши, представлен дотационными субсидиями. Здесь следует отметить тот факт, что объем их из Европейского Союза в страну за период 2004–2020 гг. составил 127,9 млрд евро. Статьями нового европейского бюджета 2021–2027 гг. на республику предусмотрены дотационные субсидии объемом 137 млрд евро6. При отсутствии подобных выплат теряется ценность пребывания Польши в составе интеграционной структуры.

Обострение отношений с республикой вызывает существенные ограничения со стороны объединения, направленные на снижение уровня государственного суверенитета страны и признание главенства наднациональных институтов ЕС. Интеграционные процессы затрагивают традиционные семейные и религиозные ценности граждан Польши, они направлены на разрушение последних путем легализации права на аборты и распространения в обществе идеологии образа жизни сексуальных меньшинств. Ряд польских муниципалитетов (воеводств) в 2019 г. объявил свои территории «зоной, свободной от идеологии ЛГБТ», в результате чего Еврокомиссией был остановлен транш в размере 120 млн евро на нужды системы польского здравоохранения. Однако ни одно из воеводств не отменило своего решения7. Проблема ценностей лежит в основе всего конфликта Польши и ЕС.

Еще одним камнем преткновения служат миграционные процессы и отношение к ним в Евросоюзе. Принятие в этом вопросе позиции объединения для Польши связано с риском утраты национальной идентичности, поэтому страна категорично выступает против расселения на своей территории беженцев из Африки, Азии и Ближнего Востока (Tsekera, 2017). Однако многие депутаты Европарламента осудили политику Польши «push back», практика реализации которой предусматривает выталкивание мигрантов обратно через границу и противоречит законодательству интеграционной структуры ЕС8.

С началом специальной военной операции Российской Федерации на Украине Польша активно поддержала последнюю. Так, затраты республики на помощь ей с 2022 по 2024 гг. составили $23,5 млрд и при этом на пособия беженцам с Украины страна затратила $550 млн1. Однако принятое в конце 2022 г. решение, подготовленное Еврокомиссией и нацеленное на предоставление льгот торговой политики Украине, стало причиной усиления напряжения между ЕС и Польшей. Так, по итогам его произошло снятие с экспорта Украины в ЕС всех таможенных пошлин, квот и мер, направленных на торговую защиту сельхозпроизводителей Европейского союза от негативного воздействия украинского экспорта2. Польским еврокомиссаром Я. Войцеховским, имеющим полномочия в сфере сельского хозяйства Европейского союза, в начале 2023 г. было направлено специальное письмо, адресованное Еврокомиссии, содержание которого раскрывало возможности наступления негативных событий, связанных с организацией Евросоюзом свободной торговли с Украиной в сфере сельского хозяйства3.

02 мая 2023 г. возникли первые рыночные дестабилизирующие последствия, обусловленные поставками Украиной сельскохозяйственной продукции в ЕС на льготных условиях: 5 государств – членов объединения, граничащих с ней, настаивали на срочном введении ряда правовых мер по лицензированию экспорта Украины в целях стабилизации рынка. Европейская комиссия в ответ на их обращение ввела эмбарго на поставку зерновых культур в ЕС4. Однако уже 15 сентября 2023 г. она вновь разрешила транспортировку Украиной сельскохозяйственной продукции через территорию европейских стран, отменив действующий запрет5.

Многочисленные акции протеста фермеров, начиная с осени 2023 г. охватили Республику Польши, так как ее сельскохозяйственная продукция по отношению к украинской оказалась неконкурентоспособной в условиях организации свободной торговли между ЕС и Украиной и снятия с экспорта ею сельскохозяйственной продукции всех таможенных ограничений, то есть предоставления Украине значительных торговых преференций.

ЕС отказался продлить истекший 15 сентября 2023 г. запрет на поставки из Украины в Болгарию, Венгрию, Польшу, Румынию и Словакию четырех видов зерновых и масличных культур – пшеницы, кукурузы, рапса и семян подсолнечника. Республика Польша ввела в 2024 г. собственный бессрочный запрет на транспортировку украинской сельскохозяйственной продукции через территорию страны, мотивируя свое решение тем, что Украина вытесняет Польшу с европейского рынка зерна на фоне либерализации торговой политики ЕС6. До настоящего времени польские фермеры непрерывно организовывают протесты, перекрывая контрольно-пропускные пункты на территории границ Украины и Польши и требуя возобновления контроля за ввозом украинской сельскохозяйственной продукции. В феврале 2024 г. Польша была вынуждена пойти на временное закрытие границ с Украиной7, отстаивая, по сути, основные интересы польских фермеров-производителей. Министерство сельского хозяйства Польши подготовило и опубликовало меморандум, содержание которого гласило, что страна не выдавала своего согласия на дальнейшую либерализацию торговли с Украиной, которая представляет угрозу польским фермерам. Меморандум был направлен на отмену продления особых торговых мер в торговой политики Европейского союза, нацеленной на оказание помощи сельхозпроизводителям Украины, и обеспечение продовольственной безопасности Республики Польши8. Европейский союз на этом фоне сохранил преференции для украинского экспорта до 2025 г.9

Республика Польша, защищая функционирование национальной экономики, отменила льготы для украинских беженцев и поставила запрет на выдачу им семейных пособий, ограничила доступ к бесплатному здравоохранению и школьному образованию, ввела обязательное оформление разрешений на проживание в стране и на трудоустройство10. Кроме того, текущих условиях страна активно вооружает собственную армию, при этом на Украину Республика Польша также передает боеприпасы, технику и вооружение по ранее согласованным контрактам1.

Дальнейшие перспективы развития отношений с объединением, на наш взгляд, связаны с вероятностью ведения Польшей «игры на грани»: ее политики будут аккуратно испытывать терпение ЕС в попытках отстоять национальные интересы, стараясь при этом избежать серьезных последствий развития конфликта с ЕС.

Другой вариант преодоления дезинтеграционных процессов Польши и ЕС связан с приходом к власти в Польше в сентябре 2023 г. Дональда Туска, который, являясь лидером оппозиции, был избран в качестве нового премьер-министра и политика которого нацелена на восстановление гармоничных отношений Польши и ЕС2. Д. Туск поддерживает активное развитие трансатлантических связей и считает, что присутствие США на европейском континенте имеет ключевое значение для безопасности развития Польши и Европейского союза. Следовательно, политика нового премьер-министра будет использоваться в качестве инструмента укрепления экономического и политического влияния Республики Польши внутри ЕС и в мире.

Подтверждением возможной нормализации отношений служит первый транш финансовой помощи Польше со стороны ЕС в конце 2023 г. в размере $5,1 млрд, выделенных республике из замороженных ранее средств. Глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен 23 февраля 2024 г. объявила о планах разблокировки еще 137 млрд евро для Польши и о том, что в 2024 г. Республика Польша может получить €60 млрд из фондов ЕС3.

Таким образом, для нормализации отношений, направленных на разрешение проблемы дезинтеграционных процессов Польши и ЕС, необходимо проведение страной ряда реформ в контексте достижения верховенства права ЕС, реализацию которых Европейская комиссия должна счесть эффективной для возобновления дотационных выплат, необходимых для поддержки национальной экономики Польши.

Список литературы Обострение отношений Польши и ЕС: возможные варианты развития и решения дезинтеграционных процессов

  • Кувалдин С.А. Увязывание бюджетных ассигнований ЕС с соблюдением верховенства права: пример Польши и Венгрии // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. 2021. № 2. С. 38-48. DOI: 10.20542/afij-2021-2-38-48 EDN: FWYLAQ
  • Михалев О.Ю. Куда ведет Польшу кризис в отношениях с ЕС? // Вишеградская Европа. Центральноевропейский журнал. 2021. № 2 (10). С. 78-95. EDN: KEKEPX
  • Мищенко Я.В. Процессы интеграции и дезинтеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе: задачи и перспективы для России // Век глобализации. 2022. № 1 (41). С. 139-151. DOI: 10.30884/vglob/2022.01.10 EDN: RWWTEH
  • Стрежнева М.В. Дифференцированная региональная дезинтеграция после брексита // Вестник МГИМО-Университета. 2022. Т. 15, № 3. С. 39-60. DOI: 10.24833/2071-8160-2022-3-84-39-60 EDN: QSPZGV
  • Фадеева И.А. Влияние дезинтеграционных процессов на мировую экономику в региональном аспекте // Фундаментальные исследования. 2023. № 3. С. 34-38. DOI: 10.17513/fr.43440 EDN: PFWXQR
  • Шишелина Л.Н. Будапешт и Варшава: противостояние с Брюсселем // Современная Европа. 2020. № 7 (100). С. 5-15. DOI: 10.15211/soveurope720200515 EDN: ZCCCAL
  • Tsekera R. Swój i obcy w kontekście współczesnego kryzysu migracyjnego // Doświadczenia i zadania Kościołów i społeczeństwa. Warszawa, 2017. S. 413-424. (на польск. яз.).
Еще
Статья научная