Образ антигероя в современной прозе: от традиционализма к метафизическому реализму
Автор: Ларина М.В., Орешина Л.Е.
Журнал: Сибирский филологический форум @sibfil
Рубрика: Литературоведение. Современная литература: ее герои и антигерои
Статья в выпуске: 4 (25), 2023 года.
Бесплатный доступ
Постановка проблемы. Образы культурного героя и антигероя в отечественной словесности второй половины XX в. существенно трансформируются. В прозе традиционализма на первый план выходит бытийная проблематика, при этом вновь актуализируется образ антигероя как представителя человечества, потерявшегося в хаосе истории. Во многом пересекаясь с экзистенциальными поисками традиционализма, метафизический реализм исследует генезис и формы доступного человечеству знания о лежащем вне эмпирического, но мыслимом целом. Исследователи метафизического реализма обращают внимание на стремление авторов переосмыслить наследие русской классики с ее пристрастием к «лишним людям», «парадоксалистам», «маленьким людям». При этом не учитывается пародийный характер образов антигероев метафизического реализма. Данную особенность нам видится целесообразным отследить на примере творчества Ю. Мамлеева. Цель исследования - выявить истоки и проследить эволюцию образа антигероя метафизического реализма на примере прозы Ю. Мамлеева. Методология. Используются историко-культурный и структурно-семиотический методы. Результаты исследования. К концу XX в. актуализируются философские поиски художников слова в попытке осознать и исправить кризисное состояние действительности и мироощущения человека. В результате появляются индивидуальные творческие методы на стыке философии и искусства. Одним из таких методов является метафизический реализм Юрия Мамлеева, описывающий как черты видимой, осязаемой жизни, так и невидимую человеку трансцендентную реальность. Настоящий герой метафизического реализма имеет все черты антигероя: обособленность от мира, близость к смерти - «обрыв в Ничто», болезненную пассивность. Потребность высказаться, описать собственную внутреннюю жизнь определяет форму большинства произведений - «антиисповедь». Патологическое состояние нарратора - основа для создания сюжета отчуждения. Идея чуждости сознания материально-эмпирическому миру в известной мере объясняет выбор специфической позиции: в рассказе «Яма» после перехода героя в пустоту следуют его рассуждения из потустороннего мира. Трагический субстрат повествования сочетается с комическим, пародийным, что позволяет создать образ героя морально ужасного, но способного совершить трансгрессию.
Антигерой, традиционализм, метафизический реализм, юрий мамлеев
Короткий адрес: https://sciup.org/144162898
IDR: 144162898 | DOI: 10.24412/2587-7844-2023-4-45-53
Список литературы Образ антигероя в современной прозе: от традиционализма к метафизическому реализму
- Васильев Д.В. Роль архетипа трикстера в повести Ф.М. Достоевского «Записки из подполья» // Вестник Таджикского педагогического университета. 2019. № 4 (81). С. 136-144. URL: https://www.elibrary.ru/title_about_new.asp?id=31830
- Воглер К. Путешествие писателя. Мифологические структуры в литературе и кино. М.: Альпина нон-фикшн, 2015.
- Горелова Т.А., Хлопонина О.О., Безрукова О.В. Динамика системы «Герой -Антигерой» в истории культуры // Знание. Понимание. Умение. 2022. № 2. С.179-197.
- Заманская В.В. Экзистенциальная традиция в русской литературе ХХ века. Диалоги на границах столетий. М.: Флинта: Наука, 2002. 304 с.
- Зенкин С.Н. Законы трансгрессии // Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. III, № 4. С. 59-74.
- Ковтун Н.В. Герои-мужчины в поисках мудрости (на материале прозы В.Г. Распутина) // Сибирский филологический форум. 2022. №2 3 (20). С. 4-19.
- Ковтун Н.В., Степанова В.А. Проблема гендерной идентификации мужских образов в творчестве В. Распутина: дуализм психически-интеллектуальных доминант // Филологический класс. 2014. № 2 (36). С. 7-14.
- Ковтун Н.В. Трикстер как герой нашего времени (на материале русской прозы второй половины ХХ-ХХ1 века): монография. М.: ФЛИНТА, 2022. 408 с.
- Кореневский А.В. «Герой нашего времени» в саду расходящихся тропок // Новое прошлое. 2019. № 1. С. 8-30.
- Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2000.
- Мамлеев Ю.В. Собрание сочинений. Русская электронная библиотека [Электронный ресурс]. URL: https://rvb.ru/20vek/mamleev/contents.htm (дата обращения: 08.11.2023).
- Мамлеев Ю.В. Статьи и интервью: сб. М.: Традиция, 2019.
- Мережинская А.Ю. Художественная парадигма переходной культурной эпохи: русская проза 80-90-х годов XX века. Киев: Киевский университет, 2001. 433 с.
- Нагорная Н.А. Онейросфера в русской прозе ХХ века: модернизм, постмодернизм. М.: МАКСПРЕСС, 2006. 260 с.
- Романовская О.Е. Постмодернисткая версия антигероя в рассказах Юрия Мамлеева // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 23. С. 59-64.
- Cybulska E. Nietzsche's Übermensch: A Hero of Our Time? // Philosophy Now. 2012. № 93 [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/337155113_Nietzsche's_Ubermensch_A_Hero_of_Our_Time (дата обращения: 10.10.2023).