Образ Аристотеля в древнерусской культуре

Бесплатный доступ

В статье на основе анализа древнерусских текстов реконструирован образ Аристотеля, созданный русскими книжниками XI-XVII веков. Определены две разновидности этого образа: 1) языческий философ, мудрость которого тщетна; 2) совершенный мудрец и учитель. Показана зависимость формирования указанных разновидностей образа от специфики той социальной среды, в которой создавались тексты, а также от ценностей, доминировавших в русской культуре на определённом этапе её исторического развития. Первая разновидность - носитель бесполезной мудрости - была сформирована в монашеской среде и служила для назидания совершенствоваться в аскетических, а не риторических упражнениях. Вторая - совершенный мудрец - имела место в основном в «отречённых», то есть еретических книгах, недопустимых, с точки зрения церкви, для чтения благочестивому человеку, но ставших популярными в русской культуре XVI века. В XVII веке в России происходит смена культурных доминант, и, в связи с организацией образования по опыту европейских коллегий и переводом европейских учебников, образ Аристотеля как мудреца сменяется образом великого учёного, основоположника всех наук.

Еще

Аристотель, древнерусская культура, книжность, мудрец, образ, философ

Короткий адрес: https://sciup.org/144161285

IDR: 144161285   |   DOI: 10.24411/1997-0803-2019-10302

Список литературы Образ Аристотеля в древнерусской культуре

  • Александрия [Электронный ресурс] / подг. текста, пер. и комм. Е. И. Ванеевой // Институт русской литературы (Пушкинский Дом): [веб-сайт]. Электрон. дан. UR: http://lib.pushkinskijdom.ru/ Default.aspx?tabid=512 6
  • Громов М. Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 54-61.
  • Звездина Ю. Н. Образ Аристотеля в России середины XVI и второй половины XVII века // Ари стотелевское наследие как конституирующий элемент европейской рациональности: московская международная конференция, 17-19 октября 2016 года, Институт философии РАН: материалы к докладам / Институт философии РАН [и др.; отв. ред. В. В. Петров]. Москва: Аквилон, 2016. С. 467-476.
  • Истрин В. М. «Книгы временныя и образныя Георгия Мниха». Хроника Георгия Амартола в древнем славянорусском переводе. Текст, исследование и словарь. Том 1. Текст. Петроград: Российская государственная академическая типография, 1920. 634 с.
  • Максим Грек. Возражения против Иоанна Людовика, толкователя священной книги блаженного Августина, епископа Иппонского // Сочинения преподобного Максима Грека в русском переводе: в 3 частях. [Сергиев Посад]: Свято-Троицкая Сергиева лавра, собственная тип., 1910-1911. Часть 3. С. 135-149.
Еще
Статья научная