Образ бога Гефеста в «истории Армении» Мовсеса Хоренаци
Автор: Акоп Арутюнян, Инна Саркисян
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 2 т.19, 2025 года.
Бесплатный доступ
Древнегреческие боги, особенно олимпийские, приобрели всемирную известность со времён восточного похода Александра Македонского. Таким образом, эллинистическая эпоха стала трамплином не только для социально-экономического развития стран, но и для их культурно-экономического подъёма. Одним из культурно-экономических феноменов того времени был древнегреческий бог Гефест (его римский аналог Вулкан). Однако, согласно «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, армяне нуждались в «помощи» Гефеста ещё до наступления эллинистического периода. Армянские ремесленники и все представители творческих профессий искали своего покровителя, поскольку верховные армянские божества в основном покровительствовали лишь природным явлениям: Арамазд покровительствовал небу и земле, бог Солнца – соответственно Солнцу, Анаит – плодородию, Ваагн – дождю, Астхик – любви и красоте и т. д. Рабочие, составлявшие большинство населения, не могли долго оставаться без верховного покровителя, что соответствует логике древнего человека. И если национальный (армянский) пантеон не давал своего бога, то его приходилось «импортировать» извне. Таким богом стал Гефест. Поэтому Мовсес Хоренаци напрямую связывает появление Гефеста с появлением армянского народа на исторической арене.
Гефест, древнегреческие (древнеримские) боги, древнеармянские боги, жрец, Мовсес Хоренаци, храм, Армения
Короткий адрес: https://sciup.org/147251484
IDR: 147251484 | DOI: 10.25205/1995-4328-2025-19-2-1100-107
Текст научной статьи Образ бога Гефеста в «истории Армении» Мовсеса Хоренаци
коснулось и древнегреческой мифологии. В разных фрагментах «Истории Армении» мы находим упоминания о древнегреческих богах. Сразу оговорим, что эти упоминания отнюдь не случайны. Среди них особо следует выделить имена Афины (также Афина Паллада), Афродиты, Артемиды, Геракла, Пегаса, Диоса (второе название Зевса Олимпийского), Прометея, Гефеста и др. В упомянутом труде Мовсеса Хоренаци можно найти ответы на вопросы как, когда и по каким причинам греческие, а впоследствии и римские божества оказались в армянском пантеоне. Если до Арташеса I Aршакида (189 – ок. 160 гг. до н.э.), основателя Арташесидской династии в Армении (189 г. до н.э. – 1 г. н.э.) армяне не имели четкого представления о всех богах древних греков (в лучшем случае у них было лишь элементарное представление), то с царствованием Арташеса в мировоззрении населения страны произошел существенный переворот. Однако сказанное ни в коей мере не распространяется на Гефеста.
Процесс эллинизации стремительным образом охватил Армению. Арташес I прекрасно уловил дух времени, осознав, что Армения из-за своего самоизолирования, за которое ратовали правившие до него Оронтиды (на арм. Eрвандуни, Ὀρόντης, ок. 570 или 520 — 201/200 гг. до н. э.) 1, отставала в развитии от соседних государств.
Весьма интересны сведения Хоренаци о Гефесте. До сих пор никто из предшествующих исследователей не обращал внимание на этого бога в творчестве армянского историографа. Однако автор постоянно упоминает его при перечислении всех вышеупомянутых нами богов. Все они окружают Гефеста, находятся рядом с ним. Таким образом, в тексте Хоренаци нет отдельного упоминания о действующем Гефесте на исторической арене, поскольку его всегда окружают другие древнегреческие боги. Подобное упоминание о Гефесте наводит на мысль, что о нем в царстве Великой Армении знали и раньше, поэтому Хоренаци не объясняет читателям, кем был этот бог 2, какие у него права, сфера деятельности, полномочия и пр. Для армянского историка Гефест в иерархии сомна всех богов вселенной (и не только древнегреческих) занимает одно из почетных мест. Это подтверждается буквально в первом же упоминании Хоренаци о Гефесте: «О Беле, современником которого был предок наш Хайк, повествуют многие и многообразно. Я же говорю, что носящий имя Кроноса и Бела – это Неброт, как сходно с Моисеем перечисляют египтяне – Гефест, Солнце, Кронос, то есть Хам, Хуш, Неброт, – опуская Местраима. Ибо они говорят, что первым человеком и изобретателем огня у них был Гефест. Почему же он – изобретатель огня или Прометей – похититель огня у богов, даровавший его людям, что является иносказанием, – к порядку нашего повествования не относится. При этом и очередность египетских династий, и сумма лет от династии пастухов до Гефеста сходятся с тем, что отмечается у иудеев от времени Иосифа и до Сима, Хама и Иафета» (Хоренаци I, 7). Этот фрагмент подтверждает наше предположение, что Гефест был одним из первых богов как у греков, так и у армян. Однако Гефест в произведении Хоренаци – это не просто искусный кузнец и покровитель всех ремесленников, а божество, которое равняется с Солнцем и Кроносом и имеет высочайший авторитет и среди египтян, которые одни из первых среди всех народов мира создали пантеон своих богов. Да, Гефеста с давних времен, кроме его родной Эллады, почитали и в древнем Египте (как минимум со времен Моисея – XIII в. до н.э.), однако Хоренаци сравнивает его с Солнцем, Кроносом и остальними богами, даже с Местраимом. Страна древних египтян в «Истории» Хоренаци названа Мест-раимой, однако здесь огонь передал людям именно Гефест, который был богом в человеческом обличии.
Хоренаци доказывает важность Гефеста, сравнивая его с Прометеем. Эти имена связаны с передачей людям огня, однако Гефест двуликий, он одновременно и бог, и человек, в то время как Прометей – один из титанов. Что касается Местраима, то он из рода Хама, который родил Хуша, а последний – Местраима. Сыном Местраима был Неброт. Но Гефест страше их всех. Хоренаци находит, что во всех этих преданиях, какими бы аллегоричными они не были, непременно есть рациональное зерно. Они не были созданы на пустом месте, а имели определенную почву. Перечисленные имена в течение веков не были забыты, как, например, имя Местраима.3
Мовсес Хоренаци в отрывке, посвященном разъяснению важности персоны Гефеста, старается убедительно доказать читателю, что этот бог одним из первых появился на исторической арене. Поэтому он считает его ровесником Сима (по православной традиции жил в 3345–2745 гг. до н.э.) и его братьев, затем сравнивает его с библейским Иосифом (1864–1754 гг. до н.э.) и доводит до правления пастушеской династии в древнем Египте. Так называлась основанная гиксосами XV династия в древнем Египте (по всей вероятности, правили ок. 110 лет, с 1648/1645 по 1539/1536 гг. до н.э.). Их впервые назвал пастухами (ποιμένες) древнеегипетский историк Манефон4. Пастушеской династией была и XVI династия гиксосов, правившая в этой стране с 1649 по 1582 гг. до н.э. Иногда XV династию называют династией «великих гиксосов», а XVI, наоборот, «малой»5.
В истории Египта были и другие пастухи сугубо египетского происхождения: пастухи коров или буколы, о которых упоминают Геродот, Страбон и др. авторы6. Одно из устьев Нила так и называлось – Буколийским. Буколы активно участвовали в антиримском восстании в 154 г. и в 174-175 гг. организовали новое восстание против римского гнета.
Перейдем ко второму сообщению Хоренаци о Гефесте: «В Азии он (царь Арташес) находит отлитые из меди и позолоченные статуи Артемиды, Геракла и Аполлона и велит перевезти в нашу страну с тем, чтобы они были установлены в Армавире.... Но Арташес захватил статуи Зевса, Артемиды, Афины, Гефеста, Афродиты также в Элладе и повелел увезти в Армению. Не успели еще ввезти их в нашу страну, как услышали печальную весть о смерти Арташеса и в бегстве бросили статуи в крепости Ани. Но жрецы, (бывшие) при статуях, остались с ними» (Хоренаци II, 12). В заглавии этого отрывка наблюдается анахронизм, а именно: лидийский царь из династии Мермнадов (680–546 гг. до н. э.) Крез (560-546 гг. до н. э.) представлен как современник армянского царя Арташеса «Доброго» или «Благочестивого» (на древнегреч. Эвергет- Eυεργέτης): «Поход Арташеса на Запад и взятие в плен Креза; захват в добычу и пересылка в Армению статуй богов». Мы предполагаем, что из «Истории» Хоренаци утеряна начальная часть 12-ой главы, поэтому получилось, что Арташес арестовал Креза. На самом деле, согласно сведениям Геродота, Крез был ярым эллинофилом (Her. I, 6, 7, 26, 27 и дал.) и после завоевания малоазийских греческих городов стал распространять там культ греческих богов. В Армении, параллельно с восстановлением территориальной целостности страны, Арташес I также стал распространять культ греческих богов.
У Хоренаци есть два списка греческих богов. В первом представлены Артемида, Геркулес и Аполлон, статуи которых были привезены в Армению из
Малой Азии и установлены в Армавире (Хоренаци II, 12). Во втором списке мы находим имена Зевса, Афины, Афродиты, Гефеста, причем имя Артемиды повторяется дважды7. Статуи этих богов были перевезены из Эллады. В двух списках наличествуют имена семи богов, однако среди них самым известным и близким для древних армян был именно Гефест. Как видно из двух списков, боги второго списка не получили в Малой Азии такого распространения и не пользовались таким авторитетом, каким пользовались боги первого списка.
Эллинизация Великой Армении продолжалась и вошла в завршающую фазу при правлении Тиграна II Великого (95–55 гг. до н.э.). О религиозной политике Тиграна Хоренаци свидетельствует: «Первым делом он решил соорудить храмы (Г.Х. Саркисян перевел «храмы», однако более точным переводом является «капище» – А.А., И.С. ). Жрецы, прибывшие из Греции, озабоченные тем, чтобы их не увезли в глубинные области Армении, стали ссылаться на прорицателей, якобы говоривших о желании богов оставить их на прежнем месте. Согласившись, Тигран установил статую Зевса Олимпийского в крепости Ани, Афины – в Тиле, статую Артемиды – в Еризе, Гефеста же – в Багайариндже. Статую Афродиты, как возлюбленной Геракла, он велел установить рядом со статуей Геракла в местах жертвоприношений. Разгневавшись на род Вахуни за то, что те посмели поставить статую Геракла, присланную его отцом, в своих собственных владениях, Тигран лишил их (род) должности жреца, а деревню, в которой были установлены статуи, конфисковал» (Хоренаци II, 14). Выбранный для Гефеста населенный пункт если не самый главный, то один из главных и, вероятно, это тоже не случайно. Повторимся: первым из греческих богов в Армении появился именно Гефест и здесь его «знали» как минимум 2500 лет. Багайариндж находился в провинции Дерджан (Дерксне – Δηρξήνη у античных авторов) губернии Высокая Армения. Багайариндж в переводе с древнеармянского языка означает место богов. Оговорим, что исследователи считают, что это объяснение не окончательное8. Упоминание об этом святом месте можно найти у многих древних историков. Здесь следует отметить Страбона, который упоминает Багайариндж в варианте Βαριζα (Strabo. XI, XIV, 14).
C.Т. Еремян находит, что по истечению веков название было искажено и, вероятно, у Страбона изначально фигурировал вариант Βαγαιζα 9. Вышеназванное место упоминает также армянский церковный историк Агатангехос (см. Агатантелос, § 790).
Таким образом, в сомне древнегреческо-древнеримских богов, распространенных в государстве Великая Армения, особе место занимал именно Гефест. Возникает правомерный вопрос: почему среди всех богов греческо-римского пантеона именно Гефест первым «обосновался» в Армении? Для ответа следует обратиться к социально-экономическому состоянию страны. Армения с самого начала славилась своим ремесленным производством. Cреди всех ремесел армянское царство славилось также производством красок (особенно красного цвета: добывали из араратской кошенили, лат. Porphyrophora hamelii )10, лекарств, драгоценных камней и пр.11 Итак, Гефест играл огромную роль в вопросе социально-экономического развития страны. Как свидетельствуют древние историки, Армения в экономическом аспекте занимала ведущее место среди цивилизованных стран того времени, и все это также «благодаря» Гефесту.