Образ будущего: привлекательность города в оценках молодежи
Автор: Антонова Наталья Леонидовна
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 11, 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье представлен анализ привлекательности города как места проживания в образе будущего молодого поколения крупного промышленного города. Социологическая интерпретация образа будущего предполагает изучение характеристик проектируемого в сознании жизненного сценария. С опорой на результаты опроса (N = 750) и интервью (N = 22), объектом которых выступила молодежь Екатеринбурга, автор утверждает, что молодые люди активно заявляют право на потребление/присвоение городского пространства. Идеальный город - город с прекрасной архитектурой и особой атмосферой. Вектор потенциальной территориальной мобильности смещен от периферии к центру, а лидирующими факторами выбора места для проживания становятся социально-экономические факторы. Ведущими показателями в рейтинге комфортности городской среды являются качественное жилье, развитая транспортная система и наличие парков и скверов.
Образ будущего, город, право на город, комфортная городская среда, территориальная мобильность, молодежь
Короткий адрес: https://sciup.org/149132797
IDR: 149132797 | DOI: 10.24158/tipor.2019.11.1
Текст научной статьи Образ будущего: привлекательность города в оценках молодежи
Будущее и его образ – один из важных вопросов социологического осмысления современной реальности и места в ней человека. Активные социальные изменения, наблюдаемые во всех сферах общественной жизни, актуализируют разработки прогнозных сценариев, в которых так или иначе отражается будущее общества, социальных групп и индивидов.
Обращаясь к интерпретативным схемам образа будущего на уровне повседневных обыденных представлений, можно утверждать, что образ будущего есть мыслительный эксперимент, который проводил хотя бы раз в жизни каждый человек. В кантианской традиции образ предстает как результат размышлений субъекта о будущем [2].
Образ будущего в социологическом толковании является следствием человеческого мышления, его формирование связано с имеющимися у индивида опытом и совокупностью знаний о мире/мироустройстве, он имеет ценностные основания, выступающие фундаментом социальных действий и взаимодействий индивидов и групп. Образ будущего – это совокупность типических ха-рактеристик/черт/свойств/направлений проектируемого в сознании жизненного сценария. Определяя образ будущего через установки и ориентации на социальную перспективу, Я.В. Дидковская и коллеги полагают, что главная функция образа будущего – ориентационная: на ее основе люди выстраивают как личные, так и групповые стратегии, жизненные программы [3, с. 141].
Представления о будущем у молодежи, по оценкам С.Б. Абрамовой [4, с. 8], имеют позитивную направленность: молодое поколение выказывает уверенность в достижении целей и замыслов. Молодежь – это самая активная и целеустремленная социальная группа, выступающая драйвером общественного развития. Территории конкурируют за качественные человеческие ресурсы, поскольку «менее развитые регионы покидают наиболее талантливые и профессиональные кадры» [5, с. 40].
Социологическое исследование, объектом которого стала молодежь в возрасте от 18 до 30 лет, было проведено в 2019 г. в Екатеринбурге. Основными его задачами стали анализ представлений молодого поколения об образе будущего и имплементации жизненных планов, а также оценка города, планируемого для проживания. Для реализации поставленных задач в методическую базу были включены следующие исследовательские вопросы: во-первых, выяснить основные характеристики идеального города / города мечты; во-вторых, определить наиболее привлекательные города; в-третьих, выявить факторы выбора города для проживания.
Всего методом анкетирования было опрошено 750 молодых людей (40 % юношей и 60 % девушек; 47 % студентов, 53 % работающих). Полученные результаты были обработаны с помощью программы SPSS. Для глубинного понимания образа будущего мы также провели 22 интервью с молодыми людьми (9 – со студентами, 13 – с работающими; 7 информантов – юноши, 15 – девушки). Интервью были транскрибированы, тексты обобщены и сгруппированы в соответствии с выдвинутой задачей.
Материалы исследования свидетельствуют о том, что город мечты должен удовлетворять эстетическим запросам молодого поколения. 57,2 % опрошенных отмечают в идеальном городе его особую архитектуру и красоту в целом. Такое видение поселения связано, на наш взгляд, с желанием окружить себя и свою жизнь прекрасным, потребностью включения в жизненное пространство изящных архитектурных форм, которые призваны обеспечить ментальное благополучие горожан и повышение качества жизни [6]. Сегодня можно наблюдать формирование различного рода рейтингов красивых городов, рекомендуемых к посещению (Forbes, The Daily Telegraph, ЮНЕСКО, LifeGlobe, Times Magazine и пр.). Подобные рейтинги становятся ориентиром не только для туристов, но и для молодежи, определяя образ города, в котором хотелось бы жить в будущем.
Архитектурное пространство города, по мнению респондентов (43,2 %), создает особую атмосферу, в которой чтятся традиции и присутствует уникальный менталитет. Это имеет значение для молодого поколения, которое стремится быть включенным в подобного рода сообщество, стать его частью и воспроизводить в повседневных практиках нормы и обычаи городского образа жизни.
В числе лидирующих характеристик идеального города – развитый рынок труда, который предлагает широкие возможности в поиске интересной работы (38,6 %). Важно отметить, что образ будущего для молодого поколения связан со стабильностью и устойчивостью, соответственно реализация в профессиональной сфере становится определяющей, поскольку финансовое благополучие индивида имплицитно предполагается в идеализированной модели города.
В какие реально существующие города стремится молодежь, рассматривая их как идеальные для проживания в своих жизненных планах? Исследование показало устойчивый вектор потенциальной территориальной мобильности от периферии к центру. Наиболее привлекательным городом молодые люди считают Санкт-Петербург, при этом его как территорию потенциальной миграции выбирают в 1,5 раза чаще, чем Москву. На наш взгляд, такой выбор обусловлен представлениями молодого поколения о характеристиках идеального города, которым и отвечает Северная столица: « Я бы уехала в Санкт-Петербург, это сказочный город с прекрасной архитектурой и особым менталитетом жителей... Хочу быть частью его, бродить по улицам, пить кофе в кофейнях... Это город моей мечты. Думаю, и работа там найдется для меня интересная... » (жен., 21 год, студентка). Максимальный интерес молодое поколение проявило к столице Чехии, указывая ее среди городов, находящихся за пределами России: « Прага, только Прага... Это самый красивый город в Европе, да и в мире ...» (жен., 27 лет, фрилансер).
В заявлении молодежи об образе будущего и месте города в нем наблюдается попытка реализации права на город в традиции А. Лефевра [7]. И.А. Вершинина, анализируя концепцию французского социолога и философа, подчеркивает, что право на город должны предъявить те, для кого он является частью повседневной жизни, прежде всего молодое поколение [8, с. 58]. Д. Харви уточняет, что жители города, реализуя право на него, становятся активными субъектами не только потребления, но и преобразования [9]. Как мы отмечали в предыдущем исследовании, современные молодые люди стремятся стать субъектами актуальных изменений в городском пространстве [10].
Идеализированные представления о городе для проживания в нашем исследовании мы попытались преломить сквозь призму факторов, которые стали бы ключевыми при принятии решения о территориальной миграции. По мнению респондентов, ведущими факторами являются социально-экономические: высокооплачиваемая работа, карьерный рост, доступность жилья. Этот факт позволяет наблюдать некоторое расхождение в оценках опрошенных между идеализированными представлениями о городе и реальными возможностями упрочнения профессионально-трудового статуса молодежи, предлагаемыми территорией.
Вторая группа факторов касается самореализации: город должен быть пространством реализации различного спектра потребностей и интересов молодого поколения: « Мне важно, чтобы в городе жили люди, которые разделяют мои интересы, чтобы я могла, например, найти единомышленников для продвижения каких-то проектов ...» (жен., 19 лет, студентка).
Третью группу составляют факторы, связанные с безопасной и комфортной средой. Главным образом речь идет об экологической безопасности. Респонденты утверждают, что благоприятная экологическая ситуация выступает условием комфортной повседневной жизнедеятельности: « Я хочу дышать чистым воздухом, пить чистую воду и т. д. Здоровье для меня является самым важным, поэтому и город, в который я поеду, должен быть прежде всего экологически чистым » (жен., 26 лет, SMM-менеджер).
Вопрос организации комфортного городского пространства выступает одним из актуальных. По мнению ученых [11], возрастающие потребности населения в качественной городской среде определяют траекторию и алгоритм территориального управления поселениями. В нашем исследовании молодежь в качестве лидирующего показателя при оценке города, комфортного для проживания, отметила качественное жилье. Высотные дома, построенные по типовым проектам, формируют большую плотность населения, которую сопровождает дефицит инсоляции (прямого солнечного света) городских пространств [12, с. 29]. Соответственно, качество жилого помещения значительно снижается. Близость парков и скверов частично компенсирует проблему качества жилья, по мнению молодых людей. Наличие зеленых зон в городском пространстве также занимает высокую рейтинговую позицию среди показателей комфортной жизни в городе, уступая место лишь развитой транспортной инфраструктуре. Важно отметить, что наличие в городе магазинов, известных брендов практически не влияет на представления молодежи о комфортной городской среде. Возможно, этот факт связан с процессами цифровизации и трансформацией потребительского поведения из офлайн в онлайн.
Результаты исследования позволили прийти к следующим выводам. Во-первых, в образе будущего молодого поколения город является территорией, которая рассматривается как планируемое место проживания. Идеальным для молодежи крупного промышленного центра выступает город, имеющий прекрасную архитектуру и особый дух. Опрошенные, таким образом, заявляют свое право прежде всего на повседневное потребление/присвоение городского пространства. Вместе с этим, превращаясь в продукт, город тем не менее остается местом реализации творческих планов и намерений на рынке труда.
Во-вторых, направленность потенциальных территориальных перемещений сдвигается от периферии к центру (Санкт-Петербург, Москва, Прага). Нельзя не согласиться с Д. Лободановой, которая справедливо утверждает, что «образ “постиндустриального города” – глобализированного, наполненного молодыми креативными людьми, которые работают в офисах, а вечера проводят в кофейнях и барах, – стал чуть ли не единственным возможным идеалом современных городов» [13, с. 56]. Именно центральные города представляются респондентам креативными территориями, позволяющими реализовать идеи и начинания, способными стать местом приложения сил и умений, а также следования модным трендам и практикам городского образа жизни.
В-третьих, основными факторами, влияющими на принятие решение о территориальной мобильности, являются социально-экономические. Молодое поколение, идеализируя город, тем не менее мыслит весьма прагматично, поскольку перспективы финансовой устойчивости и возможности карьерного продвижения определяют вектор осуществления жизненных планов. Кроме того, молодежь стремится к качественной городской среде, включая в модель ее интерпретации показатели качественного жилья, развитой транспортной сети, наличия парковых зон.
В целом образ будущего сквозь призму выбора привлекательной территории для жизни имеет интегрированные свойства: город как место притяжения молодежи предстает в виде совокупности статусных, экономических и культурных характеристик.
Ссылки и примечания:
Сер. 18: Социология и политология. 2018. Т. 24, № 2. С. 48–60.
Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 2 (26). С. 160–166.
С. 27–31.
Список литературы Образ будущего: привлекательность города в оценках молодежи
- Кант И. Критика чистого разума: пер. с нем. М., 1994. 592 с
- Молодежь индустриальных регионов России: образ социального будущего и инновационный потенциал / под общ. ред. Я.В. Дидковской, Д.В. Трынова. Екатеринбург, 2018. 215 с
- Абрамова С.Б. Образ будущего: ориентиры современной молодежи // Социокультурное развитие большого Урала: тренды, проблемы, перспективы: материалы юбилейной всероссийской научно-практической конференции "XX Уральские социологические чтения" / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург, 2015. С. 3-8
- Строев П.В., Кан М.И. Пространственная мобильность населения: экономический и социальный аспекты // Экономика. Налоги. Право. 2016. Т. 9, № 6. С. 35-41
- Барковская А.Ю., Янин К.Д. Влияние архитектурного пространства на качество жизни горожан // Манускрипт. 2016. № 11, ч. 2 (73). С. 45-47
- Lefebvre H. Writing on Cities / sel., trans. and introd. by E. Kofman, E. Lebas. Oxford, UK, 1996. 250 p
- Вершинина И.А. Анри Лефевр: от "права на город" к "урбанистической революции" // Вестник Московского университета. Сер. 18: Социология и политология. 2018. Т. 24, № 2. С. 48-60.
- DOI: 10.24290/1029-3736-2018-24-2-48-60
- Харви Д. Социальная справедливость и город / пер. с англ. Е.Ю. Герасимовой. М., 2018. 436 с
- Антонова Н.Л., Ракевич Е.В. Горожане как субъект формирования имиджа города // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 2 (26). С. 160-166.
- DOI: 10.17072/2078-7898/2016-2-160-166
- Петрина О.А., Стадолин М.Е. Комфортная городская среда: тенденции и проблемы организации // Вестник университета. 2018. № 6. С. 34-38.
- DOI: 10.26425/1816-4277-2018-6-34-38
- Мусинова Н.Н. Проблемы урбанизации в контексте формирования комфортной городской среды // Там же. 2019. № 6. С. 27-31.
- DOI: 10.26425/1816-4277-2019-6-27-31
- Лободанова Д. Стратегии развития старопромышленных городов // Вопросы экономики. 2014. № 4. С. 56-76