Образ физического я испытуемых с разными типами привязанности к матери

Бесплатный доступ

В статье представлены результаты исследования образа физического Я у лиц с разными типами привязанности к матери (озабоченный, надежный, дистанцированный, испуганно-избегающий). Показано, что привязанность к матери является фактором, в условиях которого формируется когнитивная составляющая образа тела, что определяет особенности физического Я во взрослости. Взрослые с надежной и озабоченной привязанностью к матери, в отличие от лиц дистанцированного и испуганно- избегающего типов эмоциональной привязанности, имеют более объективный образ физического Я.

Привязанность к матери, образ физического я

Короткий адрес: https://sciup.org/14120065

IDR: 14120065

Текст научной статьи Образ физического я испытуемых с разными типами привязанности к матери

О браз физического Я изначально изучался отечественными (Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, Е.В. Лисина, Л.И. Божович, И.С. Кон, Е.Т. Соколова, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, Н.И. Чеснокова, Е.В. Шорохова) и зарубежными (Э. Эриксон; Р. Бернс) учеными как компонент образа Я . В 90-х годах прошлого века выделилась новая отдельная дисциплина – психология телесности (А.Ш. Тхостов; Е.В. Лисина; Г.А. Арина; В.В. Николаева и др.), предметом которой стал психический образ тела. Однако, несмотря на давнюю историю изучения образа физического Я , до сих пор не раскрыты механизмы, формирующие его особенности, отсутствует описание факторов, обусловливающих его содержание, не найдена мишень психотерапевтического воздействия на лиц, обеспокоенных своим телом.

В соответствии с концепцией Л.С. Выготского, формирование осознанных и рефлек-сируемых представлений о собственном теле определяется взаимодействием ребенка и взрослого. С позиции культурно-исторического подхода психическое развитие человека понимается как переход извне внутрь системы связей социальных объектов. Сам переход представляется как интериоризация взаимоотношений индивида с персонажами ближай- шего окружения путем знаково-символического опосредования. Роль межперсональных отношений в развитии самосознания признают как отечественные (Л.С. Выготский, А.А. Бодалев, В.Н. Мясищев, Е.Т. Соколова, Я.Б. Наровская и др.), так и зарубежные исследователи (З. Фрейд, Э. Эриксон, Ч. Кули, Дж. Мид), что представлено в концепции отношений, культурно-исторической концепции, психоаналитическом подходе и символическом интеракционизме. Показано, что важным фактором формирования самооценки тела являются усвоенные оценки значимых других. Привязанность ребенка к матери задает особую социальную ситуацию развития личности, являясь феноменом стабильным на протяжении жизни, формирует базовое отношение к себе и телу, которое человеку трудно изменить.

Анализ имеющихся данных позволил выделить несколько направлений исследования роли межперсональных отношений в формировании самосознания1.

•    Культурно-историческое направление. Кроме контакта с миром предметов, ребенок взаимодействует со значимыми другими и через них познает окружающую реальность. Контакт ребенка с действительностью опосредован взрослыми, при этом, в соответствии с концепцией Л.С. Выготского, для формирования осознанных и рефлексируемых представлений о собственном теле весьма важна роль матери2 . •    Психоаналитическое направление объясняет возникновение самосознания путем отделения ребенка от матери. К концу первого года ребенок может отделять себя от матери, а до этого находится в полном телесном и психическом слиянии с ней3. •    Исследователи Ч. Кули и Дж Мид объясняют зарождение самосознания способностью вставать на место другого человека и под воздействием этого оценивать себя4;

•    В соответствии с концепцией отношений В.Н. Мясищева самосознание формируется путем возникновения эмоциональных отношений между людьми5.

Отмеченные теории признают важность межперсональных отношений в развитии самосознания.

Важным фактором формирования самооценки являются усвоенные оценки других лю-дей6. В большинстве случаев человек оценивает себя так, как оценивают его другие люди. Привязанность к матери, будучи феноменом неизменным на всем протяжении жизни, формирует базовое отношение к себе, которое нелегко осознать и изменить человеку в буду-щем7. Привязанность к матери может быть надежной и ненадежной. Надежная привязанность бывает безопасного типа, ненадежная – трех типов: испуганно-избегающего, дистанцированного и озабоченного. Надежный тип привязанности к матери характеризуется низким уровнем тревоги и низким уровнем избегания в отношении с матерью.Озабоченный тип – высоким уровнем тревоги и низким уровнем избегания. Испуганно-избегающий – высоким уровнем тревоги, высоким уровнем избегания. Дистанцированный – низким уровнем тревоги, высоким уровнем избегания.

Вышесказанноедаетоснование полагать, что испытуемые с надежной привязанностью к матери имеют адекватный образ тела, соответствующий типу конституции, не имеющий серьезных искажений. У ненадежно привязанных испытуемых к матери наблюдается количество искажений восприятия собственного тела, которое отражается в несоответствии объективной конституции тела. Таким образом, от лиц с испуганно-избегающим и дистанцированным типами привязанности к матери, в силу негативной социальной ситуации развития, правомерно ожидать наличие измененного образа тела.

Предметом нашего исследования стал образ физического Я у лиц с разными типами привязанности к матери. В исследовании приняли участие 230 человек в возрасте 18–20 лет.

В результате оценки эмоциональной привязанности к матери у взрослых людей получены 4 группы испытуемых по типу эмоциональной привязанности к матери:

  • 1.    115 человек – с озабоченным типом эмоциональной привязанности к матери;

  • 2.    53 человека – с надежной эмоциональной привязанностью к матери;

  • 3.    53 человека – с испуганно-избегающим типом эмоциональной привязанности к матери;

  • 4.    9 человек – с дистанцированным типом эмоциональной привязанности к матери.

Изучение образа физического Я испытуемых надежного типа привязанности к матери показало, что величина искажений варьируется в низких пределах границ. Образ тела в сознании испытуемых преувеличен в пределах нормы. Три параметра из шести искажены. Верхний, максимальный предел (12%) получен по параметру голова, незначительные искажения (4%) наблюдаются по параметрам талия и бедра. Плечи, грудная клетка, шея отражаются субъектами без искажений. Полученные данные дают основание сделать вывод о том, что надежный тип привязанности к матери имеет адекватное восприятие схемы тела.

В табл. 1 показаны значения корреляций шкал привязанности и искажений параметров образа физического Я надежного типа привязанности к матери.

Таблица 1

Корреляция шкал привязанности и искажений отдельных параметров тела испытуемыми с надежным типом привязанности к матери

Параметры

Шкала привязанности

Талия

Бедра

Грудная клетка

Плечи

Тревога

-0,49*

-0,6**

-0,7***

-0,6**

Избегание

-0,7***

-0,6**

-0,8***

0,01

Найдена отрицательная корреляция шкал привязанности с параметрами тела: талия (р = -0,49, р = -0,7), бедра(р = -0,6, р = -0,6), грудная клетка(р = -0,7; р = -0,8) и плечи(р = -0,6).Срав-нение субъективных и объективных показателей ширины параметров тела показано в табл. 2.

Из табл. 2 видно, что максимально искажены размеры головы (на 3,4 см). Все остальные параметры тела не имеют значимых искажений. Степень соответствия образа тела физическому телу высокая. Количество искажений телесного образа Я минимальны, адекватность отражения высокая. Заботливое внимание матери к ребенку, положительное подкрепление его автономии, чувствительность к потребностям, адекватная соматосенсорная стимуляция

Таблица 2

Параметры

Субъективная ширина

Объективная ширина

Голова

23,4

20,7

Шея

15,3

15,3

Плечи

40,6

40,6

Грудная клетка

40,7

40,7

Талия

39,5

37,9

Бедра

46,07

48,15

Сравнение субъективной и объективной ширины параметров тела в группе с надежным типом привязанности к матери (в см)

надежного типа привели к минимальным искажениям восприятия тела. Для сравнения были сделаны рисунки субъективного и объективного образа тела испытуемых.

Рис. 1. Субъективный образ тела и объективные показатели конституции испытуемых с надежной привязанностью к матери

По рис. 1 заметно, что субъективный образ тела конституционально не отличается от его объективных показателей. Феминный тип конституции наблюдается в обоих рисунках, что говорит о том, что субъекты точно отражают свое тело, схема тела не имеет отличий от реального тела. Феминный тип конституции в субъективной картине испытуемых отличается женственностью, все женские черты подчеркнуты, мужские – минимизированы. Соответственно и на уровне психики мужские качества минимизированы, женские – сконцентрированы.

Граница когнитивного искажения испытуемых испуганно-избегающего типа привязанности к матери составляет от -10 до 43%. Выявленные показатели означают, что испытуемые переоценивают ширину своего тела (max 43%) и уменьшают его (max -10%). Все 6 из 6 параметров искажены. Максимальные искажения обнаружены по параметрам голова и шея. Самый низкий процент искажения получен по параметру плечи -10%. Средний диапазон в отмеченной границе принадлежат талии и бедрам – 14 и 16 %. Корреляция шкал привязанности и искажения параметров образа физического Я испуганно-избегающего типа показаны в таблице 3.

Таблица 3

Корреляция шкал привязанности и искажений параметров образа физического Я у испытуемых испуганно-избегающего типа привязанности к матери

Параметр

Шкала

Грудь

Шея

Талия

Бедра

Тревога

-0,8

-0,5

-0,4

-0,8

Избегание

-0,5

-0,002

-1

-0,001

Искажение талии и груди связаны со шкалой привязанности к матери избегание(р = -1 р = -0,5). Искажения шеи, талии, бедер и груди связаны с шкалой привязанности к матери тревога (р =-0,5, р =-0,4, р = -0,8, р =-0,8).

Результаты исследования субъективной и объективной ширины параметров тела в группе с испуганно-избегающим типом привязанности показаны в таблице 4.

Таблица 4

Субъективная и объективная ширина параметров тела испытуемых испуганно-избегающего типа привязанности к матери (в см.)

Параметры

Субъективная ширина

Объективная ширина

Голова

19,2

13,4

Шея

16,2

13

Плечи

43,3

48

Грудная клетка

30,6

31

Талия

39

34

Бедра

39,8

34,2

Из таблицы 4 видно, что максимальное соответствие ширины отраженного тела объективной ширине тела наблюдается по параметру грудная клетка (разница 0,4 см). Такое соответствие демонстрирует высокую степень понимания ощущений, и осознания данной части тела в схеме тела. В структуре когнитивного компонента внешности испытуемых наименьшую степень осознанности и понимания имеют параметры голова и шея (разница 5,8 и 3,2 см). Данные параметры искаженно отражаются испытуемыми. Наличие многочисленных искажений объясняется тем, что матери испуганно-избегающих испытуемых в сенситивный период формирования образа физического Я проявляли несдержанность в воспитании, негативные чувства к ребенку, отвержение, жесткое обращение в виде телесных наказаний были нечувствительны к потребностям ребенка. На основании данной таблицы спроектированы рисунки образа физического Я, представленные для сравнения: объективный образ тела сравнивался с субъективным образом восприятия тела.

Рис. 2 Субъективный образ тела и объективные показатели конституции испытуемых испуганно-избегающего типа привязанности к матери

Образ тела в выборке испуганно-избегающего типа привязанности отличается от реального тела. Объективное тело по сравнению с его субъективным восприятием имеет широкие плечи и значительно суженные бедра, меньшую шею и голову. По данным признакам субъективный образ имеет феминный тип конституции, тогда как объективный – маскулин- ный. Такое несовпадение говорит о серьезной ошибке восприятия схемы тела, присущей данной категории людей. На психологическом уровне происходит компенсация, замена объективно маскулинного телосложения феминным.

Результаты экспертной оценки когнитивного искажения образа физического Я испытуемых озабоченного типа привязанности показали, что 5 из 6 компонентов восприятия тела имеют искажения. Границы величины когнитивного искажения образа физического Я составили от 5 до 17%. Высокий предел искажения в данных границах имеет голова, она преувеличена на 17% и грудная клетка – на 10%. Минимально искажена шея (–2%) и плечи (–5%). Данные параметры преуменьшены в восприятии испытуемых. Средние значения искажения были получены по параметрам грудная клетка (10%) и талия (6%). Бедра в сознании испытуемых представлены адекватно, без искажения. Искажение талии коррелирует со шкалой привязанности тревога (р = -0,6). Результаты исследования когнитивного компонента образа физического Я показаны в таблице 5.

Сравнение субъективной и объективной ширины тела испытуемых озабоченного типа привязанности к матери (в см.)

На основании данных табл. 5 были спроектированы рисунки образа физического Я и реального тела для сравнения.

Рис. 3. Субъективный образ тела и объективные показатели конституции испытуемых озабоченного типа привязанности к матери

Субъективный образ тела от объективного отличается размером головы. Конституция субъективного и объективного тела феминная. Феминный образ физического Я соответствует конституции физического тела.

Изучение когнитивного компонента образа физического Я у группы дистанцированного типа привязанности показало искажение в пределах границ от -10 до 40%. Образ физического Я в сознании испытуемых по отдельным параметрам имеет увеличение (max 40%) и уменьшение (max -10%). Пять параметров образа физического Я из шести искажены, высокое искажение имеют голова (40%) и грудная клетка (36%). Данные параметры получили достоверную связь со шкалой привязанности избегание (р = 0,7, р = 0,8). Шея объективно отражается испытуемыми, без искажений. Бедра искажены на 1% и имеют корреляционную связь с тревогой по шкале привязанности (р = 0,7), плечи – на 10%, талия – на 8 %.

Таблица 5

Параметры

Субъективная ширина

Объективная ширина

Голова

19,2

13,4

Шея

16,2

13

Плечи

43,3

48

Грудная клетка

30,6

31

Талия

39

34

Бедра

39,8

34,2

Корреляция шкал привязанности и искажения параметров образа тела испытуемых дистанцированного типа привязанности отражены в табл. 6.

Таблица 6

Корреляция шкал привязанности и искажений параметров образа тела испытуемых с дистанцированным типом привязанности к матери

Параметры

Шкала

Грудная клетка

Голова

Бедра

Тревога

0,3

0,1

0,7

Избегание

0,7

0,8

0,21

Обнаружена значимая связь шкал привязанности с искажениями грудной клетки, головы, бедер.

Различия субъективной и объективной ширины параметров тела показаны в табл. 7.

Таблица 7

Сравнение субъективной и объективной ширины параметров тела испытуемых дистанцированного типа привязанности к матери

Параметры

Субъективная ширина

Объективная ширина

Голова

21,6

15,4

Шея

11,2

11,2

Плечи

36

40,2

Грудная клетка

41

30,1

Талия

29

26,8

Бедра

35,8

35,6

На основании данных, представленных в табл. 7, построены рисунки образа физического Я и реального тела группы дистанцированного типа эмоциональной привязанности к

Рис. 4. Субъективный образ тела и конституция испытуемых дистанцированного типа привязанности к матери

Психический образ тела отличается от объективного тела по следующим признакам:

1) голова преувеличена в размере;

2) бедра, грудная клетка крупнее в размере;

3) образ тела соответствует андрогинному типу конституции, объективно же тело соответствует феминному типу конституции.

В психике испытуемых данного типа присутствует совмещение несовместимого – они сочетают мужские и женские качества. Возможно, поэтому фигура получается очень расще- пленной. Поведение таких индивидов будет достаточно неустойчивым, свойства амбивалентны. Данные индивиды в своей жизненной стратегии могут использовать как женские, так и мужские стратегии поведения. Однако образ физического Я не является гармоничным, поскольку не равен объективному, при котором субъект точно понимает свое тело, отражает его реальные стороны и особенности, а также ощущает его без искажений и каких-либо помех, правильно понимает размеры, его схему и пропорции. Образ физического Я испытуемых дистанцированного типа привязанности к матери высоко искажен в силу того, что в сенситивный период формирования образа физического Я ребенок подвергался жесткому обращению со стороны матери, его инициативность и чувство автономности подавлялось, телесные потребности игнорировались, совместно разделенные эмоции с опекуном были негативными, соматосенсорная стимуляция недостаточна или избыточна, что и привело к отмеченным искажениям образа физического Я.

Такимобразом, испытуемые с дистанцированным и испуганно-избегающимтипом привязанности имеют большее число дисторций отдельных параметров. Субъекты с надежным типом привязанности имели благоприятный симбиоз с матерью, выражающийся в последовательной соматосенсорной стимуляции. Отношения ребенка и матери были построены на понятных, хорошо определенных ожиданиях, что формировало представление о теле как целостном, четком и определенном, адекватном в отражении. В озабоченном типе привязанности мать в отношениях с ребенком проявляла амбивалентные чувства: как принятие, так и отвержение. Принятие, как положительное чувство, идущее от матери, способствовало более адекватному представлению о собственном теле испытуемых, что наблюдается в исследовании. Тогда как отвержение, навязчивый переизбыток соматосенсорной стимуляции формирует искажение и неадекватность восприятия тела, которые наблюдаются в исследовании в виде когнитивных ошибок и иллюзий восприятия у дистанцированного и испуган-но-избегающего типа привязанности к матери в сторону мнимой феминизации тела.

Адекватное восприятие и понимание тела обнаружено у надежного и озабоченного типов привязанности к матери. В их сознании воображаемый образ приближен к реальному, тогда как у дистанцированного и испуганно-избегающего типов находим проблемы и выраженные нарушения соответствия реального тела представлению о нем, что свидетельствует об искажении восприятия собственного тела в данных группах привязанности к матери.

Список литературы Образ физического я испытуемых с разными типами привязанности к матери

  • Акопов Г.В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа. Самара: Изд-во СН Ц РАН-Сам ИКП, 2002. 206 с.
  • Белугина Е.В. Отношение к своему внешнему облику в период середины жизни: Дис.... канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2003. С. 78.
  • Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М., 2010. 200 с.
  • Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры / Под ред. М.Г. Ярошевского. М.: Издательство «Институт психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. 512 с.
  • Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 2011. 335 с.
Статья научная