Образ фотографии и тема памяти в рассказе В. Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Автор: Насонова Анна Владимировна

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Филология @vestnik-bsu-philology

Рубрика: Литературоведение

Статья в выпуске: 1, 2022 года.

Бесплатный доступ

В данной статье рассматривается художественное воплощение темы памяти в рассказе В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» из автобиографической книги «Последний поклон». Анализируется специфика центрального в произведении образа фотографии. Память в этом рассказе «не героизирующая» (что свойственно, по М. М. Бахтину, автобиографиям), однако это относится только к образу центрального героя и его близких (школьного товарища, бабушки). Ближе к финалу повествователь вписывает личный опыт в историю рода и Отечества; рассказ преодолевает границы жанра автобиографии, становится формой выражения философских суждений автора о взаимосвязи личной и исторической памяти, о ценности памяти о простых деревенских людях, реже, чем другие, попадавших на фотографии, но проживших не менее драматичную, достойную памяти, уважения, внимания жизнь, чем жизнь признанных, прославленных героев.

Еще

Память, автобиографический герой, образ учителя, детство, история, в. астафьев, последний поклон, фотография, на которой меня нет

Короткий адрес: https://sciup.org/148324339

IDR: 148324339

Список литературы Образ фотографии и тема памяти в рассказе В. Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

  • Астафьев В. П. Последний поклон. Москва, 1989. Текст: непосредственный.
  • Астафьев В. П. Последний поклон: повесть в рассказах. Комментарии (авторские). Москва, 2010. 795 с. Текст: непосредственный.
  • Астафьев В. П. Последний поклон: повесть, рассказы. Ленинград: Лениздат, 1982. 702 с. Текст: непосредственный.
  • Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / составитель С. Г. Бочаров; примечания С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. Москва: Искусство, 1979. 423 с. Текст: непосредственный.
  • Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. Москва: Художественная литература, 1975. 504 с. Текст: непосредственный.
  • Витык Ю. И. Художественная реализация темы детства в книге Виктора Астафьева Последний поклон»: к постановке проблемы // Филология, социология и культурология. Актуальные научные проблемы: сборник научных докладов. Гданьск, 2015. С. 94–98. Текст: непосредственный.
  • Колпаков А. Ю. Система концовок рассказов и образ мира в «Последнем поклоне» В. П. Астафьева // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2010. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-kontsovok-rasskazov-i-obraz-mira-v-poslednem-poklone-v-p-astafieva (дата обращения: 08.03.2022). Текст: электронный.
  • Николина Н. А. Поэтика русской автобиографической прозы. Москва: Флинта: Наука, 2002. 424 с. Текст: непосредственный.
  • Поззорова Н. Корни и побеги. Проза 60–70 гг. Литературные портреты, статьи, полемика. Москва: Московский рабочий, 1979. 216 с. Текст: непосредственный.
  • Полева Е. А. Жанр автобиографического миниатюрного рассказа о детстве: проза Ангелики Сумбаевой // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. Вып. 2(179). С. 87–92. Текст: непосредственный.
  • Полева Е. А. Приемы визуализации в формировании мотива искушения в рассказе Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» // ПРAΞHMA. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 3. С. 182–196. Текст: непосредственный.
  • Полева Е. А., Писаренко А. Е. Приемы психологизма в рассказе В. Распутина «Уроки французского» // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. Вып. 11(176). С. 131–136. Текст: непосредственный.
  • Чжэн Я. «Последний поклон» В. П. Астафьева (История создания. Жанр. Система персонажей). Москва, 2012. 26 с. Текст: непосредственный.
  • Чжэн Я. «Последний поклон» В. П. Астафьева: история создания. Жанр // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. 2011. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/posledniy-poklon-v-p-astafieva-istoriya-sozdaniya-zhanr (дата обращения: 23.12.2021). Текст: электронный.
Еще
Статья научная