Образ и негация: "протоапофатика" и проблема типологии негативности в "Теогонии" Гесиода

Бесплатный доступ

Цель настоящей статьи - историко-философская реконструкция проблемы негативности в «Теогонии». Показывается, что негативность не сводится только к учению о Хаосе, поскольку в тексте Гесиода наличествуют и иные мифологические образы, которые наделены своими апофатическими характеристиками. К их числу следует отнести Эреб, Ночь, Тартар, а также «пределы и начала». При этом Хаос, безусловно, имеет особый статус. Хаос порождает другие негативные образы - Ночь, Эреб. Следовательно, три мифологических образа находятся в родо-видовых отношениях, а значит являются отличными друг от друга видами негативности. «Начала и пределы» также имеющие свои апофатические характеристики, суть то, что содержит Хаос в себе. Следовательно, в мифе Гесиода содержится не только протоапофатическая проблематика, но имплицитно наличествует различие в понимании негативности.

Еще

Апофатика, негативность, история античной философии, гесиод, протоапофатика, небытие

Короткий адрес: https://sciup.org/147243525

IDR: 147243525   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2023-17-2-888-898

Список литературы Образ и негация: "протоапофатика" и проблема типологии негативности в "Теогонии" Гесиода

  • Ахутин, А.В. (2005) “Введение. Дело философии”?, «Поворотные времена». С.-Петербург: Наука, 22–87.
  • Богомолов, А.В., Светлов, Р.В. (2021) «Беседа с ничто: апофатический дискурс в античной философии», Платоновские исследования 15.2, 41–73.
  • Богомолов, А.В., Светлов, Р.В., Шмонин, Д.В. (2022), «Онтология и эпистемология Ничто в философии Платона: истоки и природа платоновской апофатики», ΣΧΟΛΗ (Schole) 16. 2, 763–772.
  • Драч, Г.В. (2003) Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. Москва: Гардарики.
  • Лосев, А.Ф. (1996) Мифология греков и римлян. Москва: Мысль.
  • Светлов Р.В., Галанин Р.Б, Никулин М.С. Приходько М.А. (2023) Истоки рациональной теологии. С.-Петербург: РХГА.
  • Bussanich, J. A (1983) “Theoretical Interpretation of Hesiod's Chaos. Classical Philology,” 78.3, 212–219.
  • Clay, J.S. (2003) Hesiod’s Cosmos. New York: Cambridge University Press.
  • Fränkel, H. (1975) Early Greek Poetry and Philosophy: A History of Greek Epic, Lyrica, and Prose to the Middle of the Fifth Century. Oxford.
  • Johnson, D.M. (1999) “Hesiod's Descriptions of Tartarus ("Theogony" 721–819),” Phoenix 53, 8–28.
  • Hadot, P. (1987) “Apophatisme et théologie negative,” Exercices spirituels et philosophie antique. Paris. Études augustiniennes, 185–193.
  • Millsaps, K.T. (2006) The Development of Apophatic Theology from the Pre-Socratics to the Early Christian Fathers. East Tennessee State University.
  • Most, G. W., ed. (2006) Hesiod: Theogony. Works and Days. Testimonia. Harvard University Press.
  • Roisman, H. (1983) “Hesiod's ῎Ατη,” Hermes 111, 491–496.
  • Solmsen, F. (1949) Hesiod and Aeschylus. Ithaca, New York.
Еще
Статья научная