Образ иранского политического деятеля А.А. Хашеми-Рафсанджани в официальных СМИ Ирана после его смерти
Автор: Кокликов Владимир Олегович
Журнал: Власть @vlast
Рубрика: Политика в фокусе
Статья в выпуске: 3, 2024 года.
Бесплатный доступ
Али Акбар Хашеми-Рафсанджани - выдающийся иранский политический и религиозный деятель. Он еще в молодости начал борьбу с шахским режимом и вместе со своими единомышленниками и соратниками из числа духовенства в 1979 г. пришел к власти в Иране, создав исламский режим. Рафсанджани занимал множество руководящих должностей в исламском режиме, в т.ч. спикера парламента (1980-1989 гг.) и президента (1989-1997 гг.). Он был известен как представитель лагеря прагматиков и выступал за компромиссы и разрешение разногласий в иранской политической системе. После его смерти множество иранских политиков и духовных лиц говорили о выдающихся качествах и талантах Рафсанджани и о его роли в сохранении и укреплении исламского правления.
Иран, али акбар хашеми-рафсанджани, исламская революция, президент, прагматизм, духовенство
Короткий адрес: https://sciup.org/170204490
IDR: 170204490 | DOI: 10.24412/2071-5358-2024-3-313-318
Текст научной статьи Образ иранского политического деятеля А.А. Хашеми-Рафсанджани в официальных СМИ Ирана после его смерти
А ли Акбар Хашеми-Рафсанджани – один из самых известных и выдающихся деятелей Исламской революции в Иране и возникшего на ее базе исламского режима, существующего до сих пор, несмотря на внутренние проблемы и давление Запада, с которым сталкивается страна в борьбе за независимый политический курс. Роль А.А. Хашеми-Рафсанджани в оформлении и укреплении исламского режима невозможно переоценить. Этот человек фактически заложил основы внутренней и внешней политики Исламской Республики на протяжении десятилетий, хотя не все его принципы и идеи принимаются нынешним политическим и религиозным истеблишментом. Для начала нужно привести краткую справку о жизнедеятельности этого бесспорно яркого и волевого политического деятеля.
А.А. Хашеми-Рафсанджани родился в 1934 г. в деревне Нуг в провинции Керман в консервативной религиозной семье. Он хотел стать шиитским священнослужителем и проповедником и много лет (с 1948 по 1963 г.) учился в кум-ской духовной семинарии, где познакомился с такими ключевыми фигурами в истории иранского исламского движения, как будущие верховные лидеры аятолла Хомейни и аятолла Хаменеи, известные религиозные и политические деятели Х.А. Монтазери, М.К. Шариатмадари, А. Мешкини и многие другие. В начале 1960-х гг. Рафсанджани активно подключается к оппозиционной борьбе шиитского духовенства против шахского режима, начав писать книги с антиколониальной направленностью и выпускать журнал о шиизме «Мактабе Ташайо», среди авторов которого были видные представители религиозной оппозиции [Кокликов 2020: 206-210]. Духовенство и значительная часть иран- ского народа считали шахский режим слишком секулярным, деспотичным, проамериканским и откровенно враждебным по отношению к мусульманам [Филин, Ходунов 2019: 137]. За свою политическую позицию и за свои смелые проповеди Рафсанджани несколько раз был заключен в тюрьму и подвергался пыткам [Хашеми-Рафсанджани 1998: 205-209].
Рафсанджани также принял активное участие в революционных демонстрациях 1978–1979 гг. против шахского режима. После победы Исламской революции он занялся организацией основных институтов нового исламского режима. Рафсанджани стоял у истоков формирования Корпуса стражей Исламской революции (КСИР), который превратился в военную опору исламского режима, и успел побывать на нескольких важных должностях: был исполняющим обязанности министра внутренних дел в ноябре 1979 г. – феврале 1980 г., спикером парламента в 1980–1989 гг., был и.о. главнокомандующего армией в войне с Ираком в 1984–1988 гг., а после смерти Хомейни был избран на должность президента, которую занимал в 1989–1997 гг. В течение трех десятилетий, с 1981 до 2009 г., Рафсанджани был также пятничным имамом-проповедником в одной из тегеранских мечетей, рассказывая прихожанам об исламе, исламском режиме в Иране и выдающихся примерах из исламской истории [Хашеми-Рафсанджани 2012]. В 2007–2011 гг. Рафсанджани занимал пост председателя Совета экспертов (орган, выбирающий Верховного лидера и контролирующий его деятельность), а с 1989 г. и до самой своей смерти занимал должность председателя Совета по определению целесообразности принимаемых решений – очень важного политического органа, разрешающего противоречия между парламентом и надзирающим за его деятельностью Наблюдательным советом.
Во время своего президентства Рафсанджани пошел на коренную либерализацию экономики и стал стимулировать иностранные инвестиции, что привело к серьезному экономическому росту, успешному послевоенному восстановлению страны и существенному укреплению частного сектора [Ульченко, Мамедова 2006: 147-153]. После президентских выборов 2009 г. Рафсанджани фактически поддержал реформаторов – противников действовавшего президента Ахмадинежада, обвинив режим в фальсификации выборов [Филин 2017]. В результате испортились его отношения с консервативным политическим крылом – наиболее влиятельным в стране. В дальнейшем Рафсанджани постепенно снижал свое присутствие в активной политической жизни. В целом, А.А. Хашеми-Рафсанджани был ярким представителем прагматичного (или центристского) направления в политической жизни Ирана и выступал за поиск компромиссов и сглаживание противоречий между различными партиями, течениями и ветвями власти. Его очень большое влияние в иранской политической жизни, даже несмотря на оттеснение от активных политических процессов, проявилось в избрании его политического союзника и друга Хасана Роухани на пост президента Ирана (2013–2021 гг.) – за Роухани в 2013 г. агитировал лично Рафсанджани1. После смерти А.А. Хашеми-Рафсанджани провожать его в последний путь вышли больше 3 млн иранцев2, что наглядно иллюстрирует огромную популярность этого политика в иранском обществе.
Этот деятель также удостоился редкостной чести быть похороненным в одном мавзолее с аятоллой Хомейни.
Теперь можно перейти к анализу сообщений официальных иранских СМИ (большей частью – агентства ИРНА), в которых приводится характеристика роли и деятельности Рафсанджани после его смерти, данная наиболее известными иранскими политиками, учеными и духовным лицами. Все высшее руководство Ирана выразило соболезнование в связи со столь скорбным событием, а многие произнесли хвалебные слова в честь Рафсанджани. Бывший президент Ирана Хасан Роухани перечислял множество выдающихся качеств Хашеми-Рафсанджани, назвав его в т.ч. достойным лидером, национальным героем борьбы с тиранией и колониализмом, давним соратником Хомейни и Хаменеи, выдающимся деятелем Исламской революции, сочувствующим народным нуждам, образцом смирения и терпимости, веры и умеренности, одним из выдающихся создателей режима Исламской Республики Иран1.
Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи, в свою очередь, назвал Рафсанджани своим старым другом и единомышленником, соратником по оппозиционной антишахской борьбе и близким сотрудником в период исламского правления. Он перечислил такие качества умершего политика, как «выдающийся ум», «редкая искренность» и «редкий пример первого поколения борцов с шахским гнетом и тех, кто пострадал на этом опасном и почетном пути». По его словам, хотя у них с Рафсанджани и были определенные разногласия, они не смогли поколебать их долгую и искреннюю дружбу, так что у врагов исламского режима не получилось поссорить их2.
Министр внутренних дел в правительстве Роухани Абдольреза Рахмани Фазли выразил сожаление в связи со смертью «друга имама, прочной опоры революции и принципа велаят-е факих (власть самого выдающегося богослова)» и назвал его «человеком, чье имя сияет, как яркая звезда, в истории революции», а его уход счел большой утратой, которой не будет альтерна-тивы3. Министр иностранных дел в правительстве Роухани Джавад Зариф отметил конструктивную и плодотворную роль Рафсанджани во внешней политике Ирана4. Сейед Хосейн Мараши, официальный представитель партии Каргозаране Сазандеги (Прорабы созидания), чьим лидером являлся Рафсанджани, оценивая роль умершего деятеля в послереволюционный период, отметил вклад Рафсанджани в установление стабильности и выход страны из кризиса в первые годы после революции5.
По мнению известного иранского политолога Садека Зибакаляма, Рафсанджани отличался от других выдающихся политиков исламского режима тем, что, несмотря на свой радикализм в 1980-е гг., он иногда мог продемонстрировать прагматизм, реализм и стремление обеспечить интересы страны и не был готов идти на слишком большие жертвы ради идеализма. Это демонстрирует ситуация с закупками оружия у США во время ирано-иракской войны, а также стремление Рафсанджани добиться окончания войны, несмотря на его непримиримые речи против Ирака и Саддама Хусейна на пятничных проповедях1.
Многие авторитетные представители духовенства также отреагировали на смерть Хашеми. Абдолла Джавади Амоли, один из марджа-ат-таклидов (высший богословский титул шиитов), выразил соболезнования в связи со смертью Хашеми и назвал его «столпом исламской революции, праведным, терпеливым и искренним соратником имама Хомейни и праведником исламской уммы». Марджа-ат-таклид Хосейн Мазахери использовал по отношению к Рафсанджани такие эпитеты, как «сияющее лицо ислама и Ирана, просвещенный комментатор Священного Корана, неустанный борец на пути Аллаха, знающий богослов, рассудительный политик, праведный и сострадательный слуга народа». Насер Макарем Ширази, один из известных шиитских марджа-ат-таклидов , также выразил соболезнования в связи со смертью Хашеми-Рафсанджани, назвав его «неустанным борцом, очень серьезным, умным, храбрым и волевым, верным другом революции»2.
Конечно, деятельность такой многогранной и влиятельной личности, как Рафсанджани, помимо многочисленных похвал, неизбежно сопровождается и определенной критикой. Наиболее серьезная и обоснованная критика содержится в некоторых книгах и журналах, посвященных анализу деятельности этого политика. Так, некоторые критики обратили внимание на определенные негативные последствия политики правительства Рафсанджани в культурной и социальной областях. Наиболее важными негативными процессами они считают трансформацию ценностей общества, распространение социального неравенства, снижение социальной сплоченности, признание денег и богатства в качестве ведущих ценностей, что противоречило духовному и бескорыстному характеру изначального исламского революционного движения, распространение коррупции и других общественных болезней. По мнению этих критиков, политика правительства Рафсанджани привела к упадку среднего класса, что сопровождалось увеличением социально-политической власти высшего класса, а это, в свою очередь, привело к ослаблению демократических ценностей, отсутствию согласия в обществе и чрезмерной зависимости от мировой экономики [Рафипур 1997: 533-534]. Также со стороны иранских консерваторов подвергается критике и внешняя политика Рафсанджани по нормализации отношений с США и Западной Европой, которую он совершал во имя укрепления торгово-экономических связей с ними: ведь основатель исламского режима Хомейни считал эти страны враждебными Ирану [Парване 2015: 106-114].
В заключение можно констатировать, что Али Акбар Хашеми- Рафсанджани был одним из главных лидеров исламского режима при жизни и остался в памяти народа, руководителей, интеллигенции и духовенства и после смерти как выдающийся деятель и искренний борец за религиозную идею и за укрепление исламского правления, а также как находчивый прагматик, способный идти на уступки и пересматривать взгляды, когда это было полезно для укрепления режима. Масштабное наследие этого многогранного политика будет еще долго изучаться в Иране и в остальном мире. Однако существуют и критические взгляды на некоторые аспекты его деятельности. Так, например, критики упрекают его за недостаточную, по их мнению, поддержку уязвимых слоев общества, а также за сближение с Западом во время его президентства. Как бы то ни было, в любом случае, Хашеми-Рафсанджани оставил огромный след в истории Ирана, и его идеи продолжают влиять на современное развитие этой страны.
Список литературы Образ иранского политического деятеля А.А. Хашеми-Рафсанджани в официальных СМИ Ирана после его смерти
- Кокликов В. О. 2020. Религиозная деятельность Али Акбара Хашеми- Рафсанджани. - Вестник РГГУ. Сер. Политология. История. Международные отношения. № 4. С. 203-217.
- Парване М. 2015. Критика дискурса правительства созидания, основанная на политическом дискурсе имама Хомейни [нахде гофтемане доуляте сазандеги мобтани бар гофтемане сиясие эмаме хомейни р.а.]. - Андишнамее велаят. Т. 1. № 1. С. 87-120.
- Рафипур Ф. 1997. Достижения и противоречия развития [Тоусее ва тазад]. Тегеран: Университет шахида Бехешти. 598 с.
- Ульченко Н.Ю., Мамедова Н.М. 2006. Особенности экономического развития современных исламских государств (на примере Турции и Ирана). М.: Городец. 288 с.
- Филин Н.А. 2017. Вопрос о фальсификации президентских выборов 2009 г. в Иране. - Вестник РГГУ. Сер. Политология. История. Международные отношения. № 1. С. 97-105.
- Филин Н.А., Ходунов А.С. 2019. Некоторые особенности персидской культуры поведения в контексте историко-культурной идентичности персидского народа. - Вестник РГГУ. Сер. Политология. История. Международные отношения. № 3. С. 131-147.
- Хашеми-Рафсанджани А.А. 1998. Эпоха борьбы. Воспоминания, фотографии, документы, хронология [Доуране мобарезе. Хатерат, тасвирха, аснад, гахшомар] (под ред. М. Хашеми). Тегеран: Моарефе энгелаб. Т. 1. 820 с.
- Хашеми-Рафсанджани А.А. 2012. Восстановление и созидание: деятельность и воспоминания Хашеми Рафсанджани. 1989 г. [базсази ва сазандеги: карнаме ва хатерате аятолла Хашеми-Рафсанджани сале 1368]. Тегеран: Моарефе энгелаб. 785 с.