Образ Ивана Грозного и его времени в контексте поисков и воплощения русской национально-культурной идентичности в музыкальном искусстве (к постановке проблемы)

Бесплатный доступ

Важность и актуальность предпринимаемого исследования автором определяется отсутствием специальных трудов, посвященных композиторским поискам русской национальномузыкальной идентичности в раскрытии художественного образа Ивана Грозного и его эпохи. Специфика исторического пути России, во многом заданная царем Иваном, обостряет внимание к проблеме поиска национальной самобытности в искусстве через призму его художественного образа. В качестве исходных репрезентативных источников исследования определяются авторские музыкально-гимнографические «творения» самого царя Ивана. Важнейшими источниками для решения проблемы являются произведения выдающихся отечественных композитов XIX-XX вв. А. Рубинштейна, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, С. Прокофьева, Р. Щедрина, С. Слонимского и др. Музыкальное воплощение ими идеи национальной культурной идентичности в образе Ивана Грозного предлагается рассмотреть с учетом корреляции с фундаментальными основами древнерусской музыкально-письменной культуры и фольклора, с принципами отечественной классической школы, с отражением западноевропейской традиции в рамках их авторского стиля.

Еще

Древнерусские музыкальные традиции, воплощение национально-культурной идентичности в музыке, образ ивана грозного, творчество русских и зарубежных композиторов

Короткий адрес: https://sciup.org/147151252

IDR: 147151252   |   DOI: 10.14529/ssh180213

Список литературы Образ Ивана Грозного и его времени в контексте поисков и воплощения русской национально-культурной идентичности в музыкальном искусстве (к постановке проблемы)

  • Ануфриева, Н.И. «Композиторский фольклоризм» в творчестве П. И. Чайковского (философско-культурологический аспект)/Н. И. Ануфриева, Е. А. Калинина//Приоритетные научные направления: от теории к практике. -2015. -Вып. 18. -С. 7-11.
  • Гаврилова, Л. В. Музыкально-драматическая поэтика Сергея Слонимского: парадигмы метатекста: дис. … д-ра искусствоведения/Л. В. Гаврилова. -СПб., 2001.
  • Гордеева, Е. Об историзме в поэтике оперы «Купец Калашников» А. Г. Рубинштейна/Е. Гордеева//Актуальные вопросы искусствознания: музыка -личность -культура. -Саратов, 2013.
  • Девятова, О. Сергей Прокофьев в Советской России: конформист или свободный художник/О. Девятова//Человек в мире культуры, 2013. -Вып. 2.
  • Егорова, Т. К. Музыка советского фильма: историческое исследование/Т. К. Егорова. -М., 1998.
  • Ендуткина, О. Ф. Жанр музыкальной картины в симфоническом творчестве русских композиторов/О. Ф. Ендуткина. -Челябинск, 2005.
  • Игнатова, М. А. «Видения Иоанна Грозного» С. Слонимского: к вопросу специфики интерпретации истории в современной опере/М. А. Игнатова//Молодой ученый, 2011. -№ 5. -Т. 2. -С. 247-250.
  • Китаева, Е. O. Оперы П. И. Чайковского 1880-х годов: поэтика трагического/Е. О. Китаева. -Волгоград, 2012. -209 с.
  • Леонид, архим. Стихиры, положенные на крюковые ноты. Творение царя Иоанна, деспота Российского. По рукописи Троице-Сергиевой лавры № 428. -СПб., 1886.
  • Лобанкова, Е. В. Национальные модели в русской музыкальной культуре на рубеже XIX-XX веков (на примере творчества H. A. Римского-Корсакова и А. Н. Скрябина)/Е. В. Лобанкова. -М., 2009.
  • Парфентьев, Н. П. К проблеме атрибуции певческих произведений царя Ивана Грозного//Теория и история монодии: доклады междунар. конф. (Вена, 2014)/Н. П. Парфентьев. -Т. 8. -Брно, 2016. -С. 511-519.
  • Парфентьев, Н. П. Музыкально-гимнографическое творчество царя Ивана Грозного/Н. П. Парфентьев//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. -2014. -Т. 14. -№1. -С. 51-59.
  • Парфентьев, Н. П. Образ высшей власти и Московии в музыкально-гимнографическом творчестве царя Ивана IV Грозного/Н. П. Парфентьев, Н. В. Парфентьева//Вопросы истории. -2017. -№ 8. -С. 164-168.
  • Парфентьева, Н. В. Воплощение русской национальной идентичности в образе Ивана Грозного в музыкальном искусстве/Н. В. Парфентьева//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социальногуманитарные науки. -2016. -Т. 16. -№ 4. -С. 99-102.
  • Парфентьева, Н. В. Древнерусские традиции в русской духовной музыке ХХ в./Н. В. Парфентьева, Н. П. Парфентьев. -Челябинск, 2000.
  • Парфентьева, Н. В. Русская духовная музыка ХХ в./Н. В. Парфентьева, Н. П. Парфентьев//История современной отечественной музыки. -Т. 3. -М., 2001. -С. 398-452.
  • Парфентьева, Н. В. Стихиры «на подобен» царя Ивана Грозного в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы/Н. В. Парфентьева, Н. П. Парфентьев//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. -2015. -Т. 15. -№ 4. -С. 83-99.
  • Парфентьева, Н. В. Стихиры «на подобен» царя Ивана Грозного в честь святителя Петра, митрополита всея Руси/Н. В. Парфентьева, Н. П. Парфентьев//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. -2014. -Т. 14. -№ 1. -С. 60-73.
  • Парфентьева, Н. В. Тема Москвы как «святого града» в музыкально-гимнографическом творчестве царя Ивана Грозного и мастера Федора Крестьянина/Н. В. Парфентьева, Н. П. Парфентьев//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. -2017. -Т. 17. -№ 4. -С. 84-95.
  • Парфентьева, Н. В. Художественный образ Ивана Грозного как (пример отражения культурной национальной идентичности/Н. В. Парфентьева//Прокофьевские чтения: сб. материалов Всерос. науч.-практич. конф. -Челябинск, 2016. -С. 91-103.
  • Пономарева, Е. В. Мифопоэтика и интертекстуальность в позднем творчестве П. И. Чайковского: автореф. дис. …канд. искусствоведения/Е. В. Пономарева. -Саратов: Саратовск. гос. консерватория, 2012.
  • Самойлова, А. В. Феномен конструирования русской национально-культурной идентичности в музыкальном искусстве (на примере музыки С. С. Прокофьева к фильму С. М. Эйзенштейна «Иван Грозный»)/А. В. Самойлова//Вестник ЮУрГУ. Сер.: Социально-гуманитарные науки, 2017. -Т. 17. -№ 2. -С. 79-84.
  • Сергиево-Посадский музей-заповедник (СПМЗ), № 274.
  • Серегина, Н. С. Песнопения русским святым/Н. С. Серегина. -СПб., 1994.
  • Синельникова, О. В. Творчество Р. Щедрина в художественном контексте эпохи: константы и метаморфозы стиля/О. В. Синельникова. -М., 2013.
  • Спорыхина, О. Ю. Музыкальный интер-текст П. И. Чайковского/О. Ю. Спорыхина. -Воронеж: ВГПУ, 2005. -278 с.
  • Финдейзен, Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в./Н. Ф. Финдейзен. -М.; Л., 1928. -C. 246-247.
  • Шигаева, Е.Ю. Русская тема в западноевропейском музыкальном театре/Е. Ю. Шигаева. -Казань, 2014.
  • Bartig, K. Composing for the Red Screen: Prokofiev and Soviet Film/K. Bartig. -Oxford: Oxford university press, 2013.
  • Morrison, S. The People's Artist: Prokofiev's Soviet Years/S. Morrison. -Oxford: Oxford University Press, 2008.
  • Parfentiev, N. P. Chanting art's masters at the court of Ivan the Terrible/N. P. Parfentiev//Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Социально-гуманитарные науки. -2015. -Т. 15. -№ 1. -С. 67-77.
  • Parfentiev, N. P. Ivan the Terrible's Stichera: The Idea of Russia's Spiritual Elevation/N. P. Parfentiev, N. V. Parfentieva//Quaestio Rossica. -2016. -Vol. 4. -№ 1. -Р. 137-156.
  • Parfentiev, N. P. Zum Problem der Attribution von Gesangwerken des Zaren Iwan des Schrecklichen/N. P. Parfentiev//Theorie und Geschichte der Monodie. Bericht der Internationalen Tagung, Wien 2014. -Band 8. -Brno, 2016. -P. 501-509.
  • Parfentieva, N. V. Image of Ivan the Terrible in creativity of the composers: on question of national identity in musical art/N. V. Parfentieva//Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. -2016. -V. 9. -№ 8. -P. 1903-1909.
Еще
Статья научная