Образ литературного героя в раннем творчестве Романа Сенчина

Автор: Новикова Елизавета Олеговна

Журнал: Сибирский филологический форум @sibfil

Рубрика: Литературоведение. Слово молодым

Статья в выпуске: 1 (18), 2022 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме становления героя в раннем творчестве Романа Сенчина. Верный традициям «нового реализма», автор пишет о безнадежном и бессмысленном мире, в котором погряз современный человек. Герой писателя - «маленький человек», но уже лишенный ореола трансцендентального, который признавала за ним классика. Цель статьи - рассмотреть трансформацию образа «маленького человека» в современной русской прозе на примере ранних произведений писателя: «Нубук», «Лед под ногами», «Жить, жить», а также выявить основные черты литературного героя, созданного художником. В работе используются сравнительно-исторический и социологический методы. Результаты исследования. В литературе XXI в. образ «маленького человека» существенно отличается от художественной традиции XIX - начала XX в. С наступлением двухтысячных годов происходит очередной слом культурной парадигмы, меняется привычный уклад жизни людей, ценностные ориентиры, представление о Будущем… На основании анализа произведений Романа Сенчина можно сделать вывод о том, что писатель анализирует болезнь нынешней эпохи, название которой «обыденность». Диагноз болезни - отсутствие воли к жизни, чувство бессмысленности собственного существования, невозможность реализовать себя как личность, духовная дезориентация, неврастения. «Маленькому человеку» нового времени присущи такие состояния, как отстраненность, отчужденность, нерешительность, нервозность и социальная дезориентация.

Еще

Новый реализм, Роман Сенчин, маленький человек, отчуждение одномерное общество

Короткий адрес: https://sciup.org/144162187

IDR: 144162187   |   DOI: 10.25146/2587-7844-2022-18-1-111

Список литературы Образ литературного героя в раннем творчестве Романа Сенчина

  • Агеев А. Голод 54. Практическая гастроэнтерология чтения // Все о Сенчине. В лабиринте критике. М.: Литературная Россия, 2013. 512 с.
  • Беляков С. Призрак титулярного советника // Все о Сенчине. В лабиринте критике. М.: Литературная Россия, 2013. 512 с.
  • Беляков С. Роман Сенчин: Неоконченный портрет в сумерках // Все о Сенчине. В лабиринте критике. М.: Литературная Россия, 2013. 512 с.
  • Бодрийяр Ж. Система вещей / пер. с фр. С.Н. Зенкина. М.: РИПОЛ классик, 2021. 256 с.
  • Бойко М. Русский фарш // Все о Сенчине. В лабиринте критике. М.: Литературная Россия, 2013. 512 с.
  • Васильев О. Литература возвращает себе вес // Новая газета во Владивостоке. 2017. 12 окт. № 411. URL: https://novayagazeta-vlad.ru/411/kultura/literatura-vozvrashhaet-sebe-ves.html (дата обращения: 29.12.2021).
  • Ганиева А. Серым по серому // Все о Сенчине. В лабиринте критике. М.: Литературная Россия, 2013. 512 с.
  • Данилкин Л. Очень точный роман про нулевые // Все о Сенчине. В лабиринте критике. М.: Литературная Россия, 2013. 512 с.
  • Достоевский Ф.М. Дневник писателя. 1876 [Электронный ресурс]. СПб.: Наука, Ленинградское отделение, 1989-1996. URL: https://www.litmir.me/br/?b=110964&p=18, свободный. Иванова Н. Писатель и политика // Знамя. 2008. № 11.
  • Ковтун Н.В. Деревенская проза в зеркале утопии / М-во образования и науки РФ, Федер. агентство по образованию, Сиб. федер. ун-т. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2009. 494 с.
  • Ковтун Н.В. Историоризация мифа: от «благословенной» Матеры к Пылево (об авторском диалоге В. Распутина и Р. Сенчина) // Вестник ОмГПУ. 2017. № 4 (17). С. 81-87.
  • Комаров К. Рок умер а мы живем: сб. // Урал. 2019. № 2. URL: https://magazines.gorky. media/ural/2019/2/zhizn-proishodit.html
  • Липовецкий М. Растратные стратегии, или Метаморфозы «чернухи» // Новый мир. 1999. № 11. URL: https://magazines.gorky.media/novyi_mi/1999/11/rastratnye-strategii-ili-metamor-fozy-chernuhi.html (дата обращения: 29.12.2021).
  • Маркузе Г. Эрос и цивилизация: исследование идеологии развитого индустриального общества Одномерный человек / пер. А. Юдина; сост. предисл. примеч. В.Ю. Кузнецова. М.: Изд-во АСТ, 2002. 526 с.
  • Новикова Е.О. «Новый реализм» его авторы и герои // Сибирский филологический форум. 2019. № 2 (6). С. 45-55.
  • Огрызко В. Неизбежный бунт // Все о Сенчине. В лабиринте критике. М.: Литературная Россия, 2013. 512 с.
  • Платонов О. В современной литературе нет Павла Корчагина, но читатель ждет его появления // Бизнес Online. 2018. 11 апр. URL: https://www.business-gazeta.ru/article/378464 (дата обращения: 29.12.2021).
  • Погорелая Е. ...На севших батарейках?.. // Знамя. 2009. № 10. URL: https://magazines. gorky.media/znamia/2009/10/8230-na-sevshih-batarejkah.html
  • Пустовая В. Новое «Я» современной прозы: об очищении писательской личности // Все о Сенчине. В лабиринте критике. М.: Литературная Россия, 2013. 512 с.
  • Резник А. Мы лед под ногами // Все о Сенчине. В лабиринте критике. М.: Литературная Россия, 2013. 512 с.
  • Сенчин Р.В. На черной лестнице: рассказы. М.: Астрель, 2011. 347 с. Сенчин Р. Нубук // Новый Мир. 2002. № 11. Сенчин Р.В. Рок умер а мы живы: сб. М.: «Э», 2007. 352 с.
  • Федотова Н.А., Борейко А.Д. Стрессогенные факторы журналистской профессии: результаты исследования // Психолог. 2015. № 3. С. 89-101. URL: https://nbpublish.com/library_ read_article.php?id=15284 (дата обращения: 29.12.2021).
  • Фромм Э. Иметь или быть? / пер. с нем. Э.М. Телятниковой. М.: АСТ: Астрель, 2010. 314 с. Чернец Л.В. О типологическом изучении литературных персонажей // STEPHANOS. 2016. № 1. С. 80-90.
  • Kovtun N., Klimovich N. The Traditionalist discourse of contemporary Russian literature: from the neo-traditionalism to «new realism» // The Art of Words Journal of Literary, Theatre and Film Studies (Хорватия). 2018. № 3/4. P. 315-337.
Еще
Статья научная