Образ Петрушки в иллюстрациях М. В. Добужинского к повести Ф. М. Достоевского "Белые ночи"

Автор: Марков А.В., Штайн О.А.

Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki

Рубрика: Художественная культура

Статья в выпуске: 2 (53), 2024 года.

Бесплатный доступ

Иллюстрации М. В. Добужинского к повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи» впечатлили современников, но не получили убедительного толкования в научной литературе. Эмоциональность этих иллюстраций и театрализация Петербурга соединялась с лаконичностью выразительных средств. Мы доказываем, что душа Петербурга изображается в этих иллюстрациях как социальная маска. Личные судьбы героев Достоевского остаются в призрачной тьме города, тогда как белая ночь воспринимается как странность, как перформанс. Для Добужинского город как декорация перформативен, а не просто информативен. Художник наследует традициям театра русского модерна, в частности, вдохновляясь Петрушкой в версии балета Стравинского и декораций Бенуа. Петрушка у Стравинского представлен как коренной петербуржец, но способный к забвению. Он маленький человек в духе Гоголя, но в своих ценностных установках стоит ближе к героям Достоевского. В иллюстрациях Добужинского Петербург увиден глазами мечтателя, а не Настеньки. Интеллектуальная археология образа Петрушки как погонщика осла, шуточного ослиного короля, Пьеро, показывает постепенное проникновение христианского сострадания в этот образ. Добужинский изображает в своей серии иллюстраций, как Петербург снимает маски перед мечтателем, и что образ Леты, реки забвения, необходим в Петербургском тексте.

Еще

Серебряный век, петербургский текст, добужинский, достоевский, книжная иллюстрация, семантика, петрушка, народный театр

Короткий адрес: https://sciup.org/144163204

IDR: 144163204   |   DOI: 10.2441/2310-1679-2024-253-28-37

Список литературы Образ Петрушки в иллюстрациях М. В. Добужинского к повести Ф. М. Достоевского "Белые ночи"

  • Базиле Дж. Сказка сказок / пер. П. Епифанова. Санкт-Петербург: Издательство Ивана Лимбаха, 2023. 560 с.
  • Бочаров Т. С. Петербург Ф. М. Достоевского в иллюстрациях М. В. Добу-жинского // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С. Г. Строганова. 2021. № 4-1. С. 141-154.
  • Демченко А. И. «Петрушка» И. Стравинского: ракурсы осмысления // Opera musicologica. 2023. Т. 15. № 3. С. 74-93.
  • Достоевский Ф. М. Белые ночи / рис. М. В. Добужинского. Петербург: Аквилон, 1923. 80 с.
  • Емельянов В. В. Символика осла в клинописных текстах («Въезд в Иерусалим на осле» глазами ассириолога) // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2018. № 3-1 (36). С. 16-29.
  • Завьялова А. Е. «Дом на Фонтанке»: становление образа Петербурга в творчестве Мстислава Добужинского // Обсерватория культуры. 2019. Т. 16. № 5. С. 526-535.
  • Иванов Вяч. Вс. К семиотическому изучению культурной истории большого города // !пм£1шткп. Труды по знаковым системам. 1986. Т. 19. № 1. С. 7-24.
  • Коротя Е. В. Образ Петербурга в мемуарах Александра Бенуа и Мстислава Добужинского (сравнительный аспект) // Вопросы гуманитарных наук. 2007. № 4. С.217-220.
  • Котелевская В. В. Взрослый и его Другой: концептуализация детства в австрийской модернистской прозе (на примере Р. М. Рильке) // Studia litterarum. 2017. № 4. С. 134-145.
  • Котелевская В. В. Бульварный ангел истории: к «Труду о пассажах» Вальтера Беньямина // Versus. 2022. Т. 2. № 3. С. 154-171.
  • Котелевская В. В. О модусах фрагментарного письма (семь фрагментов) // Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2022. Т. 7. №. 2. С. 183-196.
  • Кретов П. В. Философский символизм А. Белого и Петербургский миф // Со-ловьевские исследования. 2015. № 2 (46). С. 84-100.
  • Кушлина О. Б. Страстоцвет, или Петербургские подоконники. Санкт-Петербург: Издательство Ивана Лимбаха, 2021. 336 с.
  • Марков А. В. Культурная семиотика В. Н. Топорова как ресурс систематики усадебных исследований // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2019. № 2 (39). С. 69-73.
  • Марков А. В. Феноменологические аспекты структуралистского литературоведения В. Н. Топорова // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. № 62. С. 226-237.
  • Марков А. В. Декорации М. В. Добужинского как версия пушкинистики // Literatûra. 2020. Т. 62. № 2. С. 202-215.
  • Марков А. В. Иконология иллюстраций к книгам Г. В. Голохвастова: Авинов и Добужинский // Вестник славянских культур. 2024, № 1. С. 234-248.
  • Медриш И. «Петрушка» Стравинского и народный театр // Музыка и время. 2009. № 12. С. 9-13.
  • Мизюркина О. В. Лубок, лубочность и синестетичность в балете И. Ф. Стравинского «Петрушка» // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2017. № 26. С. 83-92.
  • Тарабукин Н. М. Современные русские рисовальщики и граверы / публ. Г. И. Вздорнов // Наше Наследие. 2009. № 89/90. С. 56-73, илл.
  • Тимофеева М. Н. О знаках скоморошьего инструментализма в «Петрушке» Стравинского (к вопросу о преемственности явлений) // Музыковедение. 2011. № 1. С. 8-13.
  • Сапанжа О. С., Баландина Н. А. Ранние балеты И. Ф. Стравинского «Жар-птица» и «Петрушка» в советском фарфоре: развитие художественных образов // Вестник Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. № 1 (54). С. 69-78.
  • Фрейденберг О. М. Въезд в Иерусалим на осле // Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. Москва: Наука, 1998. С. 625-655.
  • Штайн О. А. Маска как форма идентичности. Введение в философию образа. Санкт-Петербург: РХГА, 2013.160 с.
Еще
Статья научная