Образ рябчика (Bonasa bonasia) в карельской мифологии

Автор: Конкка Алексей Петрович

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 4 т.16, 2018 года.

Бесплатный доступ

Предания этиологического характера являются существенной частью мифологических представлений разных народов. Устные народные рассказы посвящены происхождению свойств и качеств окружающей человека среды, устройству общественных институтов, в том числе запретам и установлениям, связанным с традиционным календарем. Часть из них апеллирует к религиозным авторитетам, и тогда в качестве действующих лиц в них выступают боги и святые. Так происходит, например, когда речь идет об апокрифических легендах так называемой «народной Библии», в которых Иисус Христос или Богородица (а также святые) выполняют некие «перводействия», освящая установленный порядок вещей. Однако, наряду с подобными рассказами, существуют и более ранние, дохристианские предания, ареал распространения которых может составлять целые континенты. Таковым оказалось карельское предание о птице рябчике (Bonasa bonasia). В Карелии оно было представлено двумя основными сюжетами: первый, где основным действующим лицом является Богородица, - об оживающем и вылетающем из котла рябчике, подобно воскрешению Христа на Пасху (предание служит основой запрета скать (раскатывать) тесто для пирогов и варить мясо на Пасху); второй - более ранний, бытовавший на территории большей части Северной Евразии: предание о громадном рябчике как мифической первоптице, мясо которой боги или духи в начале времен разделили между остальными животными или разбросали в природе, что было связано с сотворением иных живых существ. Второй сюжет, скорее всего, имеет урало-сибирское происхождение. Это подтверждается не только его бытованием у многих сибирских этносов, но и архаичностью и разнообразием деталей внутри повествования, тенденцией к усложнению сюжета мотивом сотворения мира.

Еще

Компаративистика, карельская мифология, карельский фольклор, мифопоэтика, этиологические предания, образ рябчика, сюжет, мотив

Короткий адрес: https://sciup.org/147226183

IDR: 147226183   |   DOI: 10.15393/j9.art.2018.5561

Список литературы Образ рябчика (Bonasa bonasia) в карельской мифологии

  • Алексеенко Е. А. Мифы, предания, сказки кетов/сост., предисл., коммент. и глоссарий Е. А. Алексеенко. -М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. -343 с.
  • «Народная библия»: восточнославянские этиологические легенды/сост. и коммент. О. В. Беловой. -М.: Индрик, 2004. -576 с.
  • Белова О. В., Кабакова Г. И. Комментарии//У истоков мира. Русские этиологические сказки и легенды/сост. и коммент. О. В. Беловой, Г. И. Кабаковой. -М.: ФОРУМ; НЕОЛИТ, 2014. -528 c.
  • Ефименко П. С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. -М.: Тип. Ф. Б. Миллера, 1877. -Часть 1. Описание внешнего и внутреннего быта. -221 с.
  • Конкка А. Святки в Панозере, или Крещенская свинья//На плечах Большой Медведицы. Избранные статьи. -Петрозаводск, 2015. -С. 58-82.
  • Кузнецова В. С. Рябчик и Мамонт в легендах русской фольклорной «Библии»//Сибирский филологический журнал. -Новосибирск, 2008. -№ 3. -С. 5-13.
  • Кузнецова В. С. О локальных особенностях сибирского корпуса легенд русской фольклорной Библии//Языки и фольклор коренных народов Сибири. -2014. -№ 1 (Вып. 26). -С. 54-60.
  • Му пуксьöм -Сотворение мира/автор-сост. П. Ф. Лимеров. -Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2005. -624 с.
  • Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. -М.: Языки русской культуры, 1995. -408 с.
  • Мифология Коми/Н. Д. Конаков, А. Н. Власов, И. В. Ильина../науч. ред. В. В. Напольских. -М.: Издательство ДИК, 1999. -480 с.
  • Мифология селькупов/Н. А. Тучкова, А. И. Кузнецова, О. А. Казакевич и др.; под ред. В. В. Напольских. -Томск: Изд-во ТГУ, 2004. -382 с.
  • Степанова О. Б. Традиционное мировоззрение селькупов: представления о круговороте жизни и душе. -СПб.: Петербургское востоковедение, 2008. -304 с.
  • Финские пословицы и поговорки и их русские аналоги. Русские пословицы и поговорки и их финские аналоги/сост. О. А. Храмцова. -СПб.: Каро, 2011. -240 с.
  • Чудова Т. И. Рябчик в культуре питания коми (зырян)//Антропологический форум. -2015. -№ 24. -С. 189-194.
  • Karjalainen K. F. Jugralaisten uskonto. -Porvoo: WSOY, 1918. -601 s.
Еще
Статья научная