Образ Шимелдей в фольклоре шорцев

Автор: Октябрьская И.В., Арбачакова Л.Н.

Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas

Рубрика: Этнография

Статья в выпуске: XIV, 2008 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521467

IDR: 14521467

Текст статьи Образ Шимелдей в фольклоре шорцев

Сравнение с горами подчеркивает рост, величину и силу персонажа. Глобальные размеры в сочетании с коварством создают для богатырей зримую опасность. Эпический образ Шимелдей, уподобленный огромным горам, корреспондирует с образами одушевленных гор-богатырей, действующих в легендах космогонического содержания. В них горы (неразрывно связанные с представлениями о предках) не только сражаются, они страдают, радуются, хитрят.

В этом контексте образ демонической героини сопоставим с архаичными образами героев-творцов мифической эпохи первотворения, участниками космогенеза. Шимелдей вооружена огромным девятигранным посохом, который способен пронизывать миры. В рассказах шорцев «О появлении насекомых и пресмыкающихся» многочисленные насекомые, змеи и лягушки появляются из-под земли в том месте, где стоял этот посох.

Изображение Шимелдей имеет и антропоморфные и орнитоморфные черты. Интересно ее описание в сказании «Кан Мерген, имеющий старшую сестру Кан Арго» - Черная Шебельдей, имеющая черный гребень . Ее внешность, по версии сказителей (кайчи), напоминает птиц с хохолком.

Характерная черта Шимелдей - рога, которые одновременно позволяют говорить о ее зооморфной природе и заставляют вспомнить о связи рогатых копытных животных с горными высями и водной стихией иного мира.

Шимелдей устрашающе воздействует на богатырей. Грозная и уродливая она является воплощением преисподней: Из-под девяти слоев железного пола имеющая нос в девять саженей Железная Шибелдей вышла . («Картыга Перген»); Черная Шимелдей с рогами на лбу, живущая за пределами восьмидесяти слоев земли... («Казыр Тоо»).

В сказании «Кан Перген» (в записи А.И. Чудоякова) Кара Шмелдей -Черная Шмельдей предстает в образе вооруженного подземного богатыря: Свинцовоглазая Кара Шмелдей Силу тридцати богатырей имеет. Девятигранный посох [ее] Силу сорока богатырей заключает. Еще есть у нее дочь. Имеющая черного коня с шерстью, против шерсти растущей.

Обычно в эпосе Шимелдей изображается пешей. В более поздних сказаниях во время борьбы она перевоплощается в богатыря - всадника, конь которого обладает качествами, обратными реальным: Имеющая черного коня с шерстью, против шерсти растущей. .

Фантазия сказителей (кайчи) гиперболизирует силу и могущество Ши-мелдей с тем, чтобы ярче подчеркнуть бесстрашие алыпов , ведущих борьбу со злом. Основная цель Шимелдей состоит в уничтожении богатыря при помощи своего длинного носа, подобного штыку, или клюву, а также при помощи иглы или других подручных средств. Ее коварство заключалось в том, чтобы убить спящего героя: Этот Картыга-Перген в великом сне (находится). Воспользовавшись [этим] его сном, Картыга-Пергена убью-ка я! .Сколько было силы, сердце клюнула. Потом, клюв (свой) в сердце его погрузила и кровь сосала...(« Картыга Перген»)

В сказании «Кан Мерген, имеющий старшую сестру Кан Арго» Кара Шебелдей - Черная Шебелдей поднимается в средний мир для того, чтобы выйти замуж за земного богатыря - Кан Мергена . Кара Шебелдей вооружена медной иглой и действует больше хитростью, нежели силой. Она втыкает в плечо алыпа иглу, от которой он теряет память и разум. Ей на какое-то время удается увести героя в свое подземелье и даже прижить с ним «подземного» («ненастоящего», по объяснению сказителя/кайчи) ребенка, который впоследствии гибнет от руки земного (истинного) сына Кан Мер-гена . Кан Мергена спасает богатырь из солнечного мира - Кара Кылыш - Кара Кылыш медную иглу вытащил, изломал и в белую степь выбросил.

Отрицающая ценности среднего мира и имеющая неопределенный облик, Шимелдей живет в системе координат противоположной реальным -по отношению к ней правое заменяется левым. Левая сторона универсально связывается с подземным, чужим и опасным миром.

На хтоническую природу Шимельдей указывают и другие ее характеристики - желтый и черный цвета, железная или медная фактура, железный посох: Имеющая нос в девять саженей Железная Шибелдей; Свинцовоглазая Кара Шмелдей; Старшая и младшая медные Шемельдеи, и тд ..

Если золото и серебро в тюркской мифологии универсально олицетворяют небесную сферу, то железо выступает как символ нижнего, подземного мира. Важнейшей семиотической функцией меди является ее связь с землей. Медь и медные вещи (например, игла) являются распространенными атрибутами хозяев земли и духов-предков. Простые и понятные образы, утилитарные и универсальные по своему семиотическому содержанию символы в рамках мифологической традиции воплощают представления о потусторонних силах.

Описывая Шимелдей, сказители (кайчи) выражают свое отношение к непознанному злу, приносящему беды и страдания, через актуализацию признаков безобразного и низменного. Изображение демонического существа используется в эпических сказаниях и героических сказках как олицетворение враждебного миру начала. Образ врага, кодифицированный фольклором, воспроизводится в мифологизированной, демонически-утрированной форме. Страшные, рогатые, коварные, злые, вооруженные посохом, уничтожающие земных алыпов , Шимелдей подвергаются осуждению и уничижению.

В поздних версиях эпических сказаний («Чабал Кан Мерген») образ злодейки из нижнего мира приобретает курьезный характер и становится темой для насмешек: Шимелдей, имеющая губы-клюв крохаля . В богатырской сказке «Кара Меке» сказительница от имени богатыря изображает ее в самом неприглядном виде: медно-желтую Чес Шимелдей какой-то алып головой вниз закопал. Две ноги болтаются. Между двумя ногами алыпы ходят, оказывается.

В текстах современных сказителей Шимелдей изображается комически и часто высмеивается, но по-прежнему наделяется хитростью и уличается в связи с нижним миром: Большая-малая медные Шемельдеи, В белой степи подобно белым камням сидят, но их поступки коварны, так как они хитростью связали и беспомощного бросили Чеппе Салгына в железную бочку, а затем столкнули ее в море, сказав: Когда доплывешь до места, где девять морей в одну соединяются, куда денешься, утонешь! («Чеппе сар аттыг Чеппе Салгын»).

Чеппе Салгына освобождает одна из сестер - глупая Кара Шимелдей, которую в девять обхватов не объять, поверившая в его обещание же- ниться на ней. Чудом спасшийся алып, расправляется со всеми обитательницами подземного мира: К сорока небесам приподнял,/потом развернул и как опустил,/Хребет в девяти местах переломал.

В поздних сказаниях исчезает непреодолимая грань между полюсами нижнего и среднего мира, между добром и злом: положительные герои превращаются в Шимелдей для того, чтобы совершать героические поступки. Так в сказании «Чабал Кан Мерген» Чабал кан Мерген и его невеста под личинами безобразных чудовищ совершают благие дела; а после свадьбы обретают свой прежний вид - Чабал Кан Мерген становиться прекрасным богатырем - Тогус чаштыг Кан Мерген , а его жена Шуш тун-чыктыг Кара Шимелдей - затмевающей солнце красавицей Свидарыг . В произведении «Чылан Точий» конь, чтобы спасти новорожденного малыша (наследника алыпов) превращается в Сарыг Шимелдей.

Поздние версии фольклорных текстов - сказания, сказки, легенды, бы-лички - отличаются не только большой свободой авторских импровизаций, но и известной долей прагматичной рационализации - зло становиться средством уничтожения зла, подобное уничтожается подобным. Однако новационные трактовки не могут затмить древних смыслов.

Образ Шимелдей, имеющий широкие аналогии в мифологических традициях тюрко-монгольских народов Центральной Азии, в своих истоках восходит к классу архаичных персонажей-креаторов времен первотворе-ния - амбивалетных по своим характеристикам. Они соразмерны миру и изначально соединяют в своем облике антропоморфные и зоо-орнитомор-фные черты, женское и мужское начала, созидательные и разрушительные функции. Природу этих персонажей описывает принцип универсального космизма, продолжающийся в образах хозяев-гор и верховных богинь, которые являют верящим в них то свое низменное - хтоническое, то светлое -благодатное естество.

Статья