Образ смирения в Житии Симеона Эмесского

Автор: Дорофеева Людмила Григорьевна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Филология

Статья в выпуске: 5 (134), 2013 года.

Бесплатный доступ

Существующая типология святости особо выделяет юродство во Христе как «парадоксальный» подвиг, который ученые определяют и как «агрессию» (С. Иванов), и как «высшую степень смирения» (И. Кологривов и др.). Различия в оценке типа поведения святого юродивого обусловлены разностью методологических установок. Предлагаемая в статье интерпретация основывается на главной идее герменевтики понимания другого, прочтения текста в родном ему контексте Предания. На основе анализа сюжетного развития, мотивации поступков святого, образной системы жития выявляется, что юродивый представляет собой особый тип смирения, который характеризуется предельным самоотречением в формах, «взрывающих» ситуацию и обнажающих греховное состояние людей. Основной ценностной категорией становится категория мира, который в житии представлен разделенным на мир «этот», земной, греховный, где действует дьявол, и мир Христов, в котором уже пребывает святой юродивый. Цель юродского поведения - вскрыть присутствие дьявола в мире и освободить мир от него, что и мотивирует поступки святого Симеона. Сюжет выстраивается по принципу синергии - полной отдачи святым своей воли - воле Бога. Образ святого Симеона Эмесского становится предельным выражением любви к человеку в своем самоотречении. Но это самоотречение можно назвать не агрессивным, а дерзновенным, так как основано оно не на самоутверждении, а на вере в Бога и служении Ему.

Еще

Агиография, типология, юродивый, смирение

Короткий адрес: https://sciup.org/14750462

IDR: 14750462

Список литературы Образ смирения в Житии Симеона Эмесского

  • Византийские легенды/Отв. ред. Д. С. Лихачев; Изд. подгот. С. В. Полякова. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. 301 с.
  • Живов В. М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. М.: Гнозис, 1994. 112 с.
  • Иванов С. А. Блаженные похабы (культурная история юродства). М.: Языки славянских культур, 2005. 448 с.
  • Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной и русской церкви. Репр. воспр. текста изд. 1902 г. М., 1992. 288 с.
  • Кологривов Иоанн. Очерки по истории русской святости. Брюссель: Жизнь с Богом, 1961. С. 239-251.
  • Панченко А. М. Древнерусское юродство//Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984. С. 72-153.
  • Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990. 269 с.
  • Юрганов А. Л. Нелепое ничто, или Над чем смеялись святые Древней Руси?//Каравашкин А. В., Юрганов А. Л. Опыт исторической феноменологии. Трудный путь к очевидности. М.: Изд-во РГГУ, 2003. С. 211-290.
Статья научная