Образ стенографа в "фантастическом рассказе" "Кроткая" Ф. М. Достоевского
Автор: Андрианова Ирина Святославовна
Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro
Статья в выпуске: 1 т.16, 2018 года.
Бесплатный доступ
Рассказ «Кроткая» - единственное произведение Ф. М. Достоевского, в котором представлен образ стенографа. Данная статья - первое специальное исследование, где рассмотрены функции и внутренняя структура образа стенографа, уделено внимание значению стенографии в творческом процессе самого Достоевского. Эти наблюдения дополнены материалами записных книжек писателя и его жены-стенографистки. Стенограф - это условный, воображаемый, «внутренний» персонаж, введенный писателем с целью записи исповедального монолога главного героя. Автор «Кроткой» воспроизводит течение мыслей Закладчика и осуществляет первый в литературе опыт точной записи внутренней речи, «потока сознания». Приемы повествования в рассказе направлены на то, чтобы создать у читателя ощущение стенографического протокола. Из-за условности этой «стенографической» формы повествования Достоевский определил жанр «Кроткой» как «фантастический рассказ». В отличие от Анны Достоевской, которая вела диалог с писателем во время диктовок, стенограф «Кроткой» не дает никаких оценок поступкам и мыслям рассказчика и его жены, не выходит на диалог с Закладчиком. Муж Кроткой ведет воображаемый диалог - с самим собой, с женой, словно еще живой, со слушателем-зрителем, но реальный собеседник ему не нужен. Введение образа стенографа в рассказ позволило Достоевскому с предельной точностью передать тот трудный путь, который проходит Закладчик, уясняя трагический смысл происшедшего события - самоубийства любимой жены - и осознавая свою полную жизненную катастрофу.
Ф. м. достоевский, "кроткая", стенография, образ стенографа, нефантастическая условность, форма повествования
Короткий адрес: https://sciup.org/14749047
IDR: 14749047 | DOI: 10.15393/j9.art.2018.4941
Список литературы Образ стенографа в "фантастическом рассказе" "Кроткая" Ф. М. Достоевского
- Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. -М.: Сов. писатель, 1963. -363 с.
- Бекедин П. В. Повесть «Кроткая» (К истолкованию образа мертвого солнца)//Достоевский: Материалы и исследования. -Л.: Наука, 1987. -Т. 7. -С. 102-124.
- Виноградов В. В. Достоевский и Лесков (70-е годы XIX века)//Русская литература. -1961. -№ 2. -С. 65-94.
- Гиршман М. М. Ритм художественной прозы. -М.: Сов. писатель, 1982. -366 с.
- Гроссман Л. П. Достоевский -художник//Творчество Ф. М. Достоевского. -М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1959. -С. 330-416.
- Достоевская А. Г. Воспоминания. 1846-1917/вступ. ст., подгот. текста, примеч. И. С. Андриановой и Б. Н. Тихомирова. -Москва: Бослен, 2015. -768 с.
- Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 18 т. -М.: Воскресенье, 2004. -Т. 11. -800 с.
- Ершов Н. А. Обзор русских стенографических (История, критика и литература новой стенографии). -Санкт-Петербург: Ред. журн. «Педагогический музей», 1880. -, II, 144, , 14 с.
- Жолковский А. «Кроткая»: время -деньги -авторство//Октябрь. -2013. -№ 5 . -URL: http://magazines.russ.ru/october/2013/5/z21.html (14.01.2017).
- Захаров В. Н. Концепция фантастического в эстетике Ф. М. Достоевского//Художественный образ и историческое сознание. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1974. -С. 98-125.
- Захаров В. Н. Система жанров Достоевского. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. -209 с.
- Захаров В. Н. Условность и фантастика (взаимоотношение категорий)//Жанр и композиция литературного произведения. -Петрозаводск, 1986. -С. 47-54.
- Иванин М. О стенографии или искусстве скорописи, в применении ее к русскому языку. -СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1858. -35 с.
- Иванчикова Е. А. Синтаксис художественной прозы Достоевского. -М.: Наука, 1979. -287 с.
- Ковригина З. С. Последние месяцы жизни А. Г. Достоевской//Ф. М. Достоевский: Статьи и материалы. -Л.; М., 1924. -Сб. 2. -С. 583-590.
- Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского: в 3 т. -СПб.: Академический проект, 1999. -Т. 1. -536 с.
- Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. -М.: Наука, 1979. -360 с.
- Михновец Н. Г. «Кроткая»: литературный и музыкальный контекст//Достоевский: Материалы и исследования. -Л.: Наука, 1996. -Т. 13. -С. 116-121.
- Михновец Н. Г. Кроткая//Достоевский: Сочинения, письма, документы: словарь-справочник. -СПб., 2008. -С. 116-121.
- Мочульский К. Достоевский. Жизнь и творчество. -Париж: Ymca-Press, 1980. -561 с. . -URL: http://vtoraya-literatura.com/pdf/mochulsky_dostoevsky_1980_text.pdf (14.01.2017).
- А. Г. Достоевская. Материалы для биографии Ф. М. Достоевского (1880-1881)/публ. Т. И. Орнатской//Литературный архив: Материалы по истории русской литературы и общественной мысли. -СПб., 1994. -С. 229-247.
- Пис Р. «Кроткая» Достоевского: ряд воспоминаний, ведущих к правде//Достоевский: Материалы и исследования. -Л., 1997. -Т. 14. -C. 187-196.
- Поддубная Р. Н. Герой и его литературное развитие. (Отражение «Выстрела» Пушкина в творчестве Достоевского)//Достоевский: Материалы и исследования. -Л.: Наука, 1978. -Т. 3. -С. 54-66.
- Полоцкая Э. А. Литературные мотивы в рассказе Достоевского «Кроткая»//Достоевский: Материалы и исследования. -Л.: Наука, 1994. -Т. 11. -С. 259-266.
- Розенблюм Л. М. Творческие дневники Достоевского. -М.: Наука, 1981. -368 с.
- Туниманов В. А. «Кроткая» Достоевского и «Крейцерова соната» Толстого (две исповеди)//Русская литература. -1999. -№ 1. -С. 53-88.
- Туниманов В. А., Рак В. Д. Комментарии: Дневник писателя. 1876. Кроткая//Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. -СПб.: Наука, 1982. -Т. 24. -С. 380-390.
- Туниманов В. А. Приемы повествования в «Кроткой» Ф. М. Достоевского//Вестник Ленинградского государственного университета. Сер. 2: Истории языка и литературы. -1965. -Вып. 1. -С. 106-115.
- Bagby L. Введение в «Кроткую»: писатель/читатель/объект//Dostoevsky Studies. -1988. -Vol. 9. -Pp. 127-135