Образ «степи» / «пусты» в русской и венгерской литературах (избранные страницы)
Автор: Кондратьева Виктория Викторовна, Ларионова Марина Ченгаровна, Молнар А.
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Компаративистика
Статья в выпуске: 4 (55), 2020 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются презентации образа степи в русской и венгерской литературах на примерах произведений А.П. Чехова и венгерских поэтов и писателей, прежде всего Миклоша Месёя. Соотношение поэтических миров проанализировано в рамках двух научных подходов: с одной стороны, мифопоэтического, а с другой - тропологического. Сопоставить произведения авторов, кажущихся столь далекими во времени и смысловой ориентации, не составляет большой трудности. Сближает их как общая языковая картина мира русского и венгерского народов («степь» / «пуста»), так и конкретная поэтическая установка писателей. Образ степи относится к тем объектам художественного и философского осмысления, которые позволяют обнаружить, с одной стороны, генетическую связь литературных традиций, с другой - типологическое сходство. В ходе анализа сначала обобщается развитие образа степи в русском фольклоре, казачьих песнях и в творчестве Чехова на примере повести «Степь», рассказов «Печенег» и «В родном углу», затем приводится краткий обзор венгерской литературной традиции, посвященной степной природе, в частности, в стихотворениях Шандора Петёфи. Месёй интенсивно читал Чехова и, скорее всего, был знаком с упомянутыми его повестями и рассказами. Поэтика повести «Высокая школа» явно вырастает из этого наследия, однако не следует умалять и значение особенного языкового мира ее автора, в силу которого и нагромождаются в повести необычные метафоры, сравнения и персонификации, обновляющие канон.
Степь, картина мира, генетическое и типологическое сходство, а.п. чехов, шандор петёфи, миклош месёй
Короткий адрес: https://sciup.org/149127478
IDR: 149127478 | DOI: 10.24411/2072-9316-2020-00111
Список литературы Образ «степи» / «пусты» в русской и венгерской литературах (избранные страницы)
- Агапкина Т.М. Поле // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. Т. 4. М., 2009. С. 133-137.
- Гаспаров Б.М. Поэтика «Слова о полку Игореве». М., 2000.
- Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.
- Кондратьева В.В. Степной мир в рассказах А.П. Чехова: структура и семантика // Историко-культурный и символический облик провинции в творчестве А.П. Чехова. Ростов н/Д, 2016. С. 264-285.
- Ларионова М.Ч. Миф, сказка и обряд в русской литературе XIX века. Ростов н/Д, 2006.
- Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: в 4 т. Т. 3. СПб., 1996.
- Barczi G., Orszagh L. A magyar nyelv értelmezo szotara. 5. kotet. Budapest, 2004.
- Béladi M. Helyzetkép. Vazlatpontok a mai magyar szépprozârol // Béladi M. Valaszutak. Budapest, 1983. P. 509-548.
- Karatson E. Mészoly Miklos és a camus-i kozérzet // Karatson E. Baudelaire ajandéka. Pécs, 1994. P. 297-308.
- Szentesi Z. Az autentikus létezés lehetoségei a valasztas jegyében // Irodalom-torténeti Kozlemények. 2006. № 3-4. P. 392-415.
- Szollath D. A Magasiskola ot olvasata // Jelenkor. 2018. № 61. P. 1169-1175.
- Thomka B. Mészoly Miklos. Pozsony, 1995.