Образ святой Терезы Авильской в женской лирике Серебряного века. Статья вторая

Автор: Кузнецова Екатерина Валентиновна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 1 (60), 2022 года.

Бесплатный доступ

Во второй части работы исследованы отражения образа Терезы Авильской в лирике А. Герцык, М. Цветаевой и З. Гиппиус, каждая из которых по-своему интерпретировала самые известные эпизоды из жизнеописания испанской монахини. Видение о пронзении тела (сердца) святой огненным копьем, ознаменовавшее собой акт Богосупружества, становится художественным примером для решения религиозных и гендерных противоречий эпохи Серебряного века: создание личностного и эмоционально-окрашенного отношения к Богу (новая религиозность) и осмысление пары Тереза - Христос в качестве идеального союза мужского и женского начала, который можно рассматривать как альтернативу союзу «Прекрасная Дама (София) - Рыцарь (Поэт)», созданному в «мужской» лирике русского символизма. Герцык описывает любовь к Богу как томление духа, как высшее мистическое общение, дарующее право писать. Цветаева отрицает мистическую любовь к Христу, противопоставляя ей полную творческую самореализацию. Для Гиппиус история жизни испанской святой была важна в свете ее философии любви, в качестве примера единства Духа и Плоти, доказывающего возможность обретения на земле высшей любви и веры до полного взаимослияния человека с Абсолютом. В особой близости к Богу русские поэтессы видят источник и оправдание своей творческой деятельности. Они избранницы Христа, и это придает легитимность их текстам. Поэтическое призвание становится формой религиозного подвижничества, а переосмысленное монашество в миру - идеалом напряженной внутренней жизни и духовного роста.

Еще

А. герцык, м. цветаева, з. гиппиус, женская лирика, святая тереза авильская, католический мистицизм, богосупружество

Короткий адрес: https://sciup.org/149139954

IDR: 149139954

Список литературы Образ святой Терезы Авильской в женской лирике Серебряного века. Статья вторая

  • Багно В.Е. Русская поэзия Серебряного века и романский мир. СПб: Гиперион, 2005. 230 с.
  • Белавина Е. Марселина, Татьяна, Марина: культурный миф Деборд-Валь-мор в России // Вестник Русского Христианского Движения. Париж - Нью-Йорк -Москва. 2017. № 207. С. 242-252.
  • Бонецкая Н. Сестры Герцык как феномен Серебряного века. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2020. 768 с.
  • Герцык А.К. Из круга женского. Стихотворения. Эссе. М.: Аграф, 2004. 552 с.
  • Гиппиус З. Стихотворения. СПб.: Академический проект, 1999. 589 с.
  • Зайцев Б.К. Из дневника // Герцык А.К. Из круга женского. Стихотворения. Эссе. М.: Аграф, 2004. С. 517-518.
  • Кулешова О.В. Особенности философской концепции Д.С. Мережковского в период эмиграции // Культурология. 2010. № 2 (53). С. 149-169.
  • Мережковский Д.С. Испанские мистики: Святая Тереза Иисуса, Святой Иоанн Креста. Маленькая Тереза. Томск: Водолей, 1997. 287 с.
  • Пахмусс Т. Вступительная статья // Мережковский Д.С. Испанские мистики. Томск: Водолей, 1997. С. 9-20.
  • Риц Г. Аделаида Герцык - поэтесса меж временем и вечностью // Гер-цык А.К. Из круга женского. Стихотворения. Эссе. М.: Аграф, 2004. С. 5-30.
  • Саакянц А., Мнухин Л. Комментарии // Цветаева М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1. М.: Эллис Лак, 1994. С. 577-618.
  • Сарычев Я.В. Под знаком эроса: реформация и контрреформация глазами Д.С. Мережковского // Запад и Восток в диалоге культур. Материалы Международной научно-практической конференции. Липецк: ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. С. 35-40.
  • Цветаева М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1. М.: Эллис Лак, 1994. 639 с.
  • Черубина де Габриак. Исповедь. М.: Аграф, 1998. 383 с.
  • Dillon K. Adelaida Gertsyk (1874-1933) // Russian Women Writers. Vol. 1. New York and London: Garland Publishing, 1999. P. 535-552.
  • Pachmuss T. Merezhkovsky in Exile: The Master of the Genre of Biographie Romancée. №w York: Peter Lang Verlag, 1990. 338 p.
Еще
Статья научная