Образ воительницы в поэме "Царь-девица": к вопросу о характерологии М. Цветаевой. (статья первая)
Автор: Зусева-Озкан Вероника Борисовна
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Русская литература
Статья в выпуске: 4 (39), 2016 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена анализу поэмы-сказки «Царь-Девица» в аспекте характерологии М. Цветаевой. В фокусе исследования находится крайне значимый для цветаевского творчества образ девы-воительницы (присутствующий у нее в разных вариациях и под разными именами - амазонка, Пенфезилея, Брунгильда, Царь-Девица, Марья Моревна, Жанна д’Арк, Ипполита, Антиопа). Показано, что центральный образ поэмы объединяет две трактовки Царь-Девицы в лирике Цветаевой (дева-стихия и святая воительница, отрекающаяся от всего земного) и существенно отходит от сказочного прототипа. Устанавливается, каким образом и в какой мере это происходит, а также к каким источникам, помимо очевидного сказочного, этот образ отсылает, как он вписывается в общий поэтический мир Цветаевой.
Царь-девица, дева-воительница, андрогин, символистский миф, я. полонский, вл. соловьев, сказка
Короткий адрес: https://sciup.org/14914584
IDR: 14914584
Список литературы Образ воительницы в поэме "Царь-девица": к вопросу о характерологии М. Цветаевой. (статья первая)
- Цветаева М. Собрание сочинений: в 7 т. М., 1994-1997
- Царь-девица: № 232//Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3 т. М., 1984-1985. Т. 2. С. 182
- Царь-девица: № 233//Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3 т. М., 1984-1985. Т. 2. С. 185
- Царь-девица: № 232//Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3 т. М., 1984-1985. Т. 2. С. 185
- Царь-девица: № 233//Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3 т. М., 1984-1985. Т. 2. С. 186
- Царь-девица: № 233//Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3 т. М., 1984-1985. Т. 2. С. 186
- Царь-девица: № 233//Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3 т. М., 1984-1985. Т. 2. С. 187
- Царь-девица: № 233//Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3 т. М., 1984-1985. Т. 2. С. 187
- Царь-девица: № 233//Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: в 3 т. М., 1984-1985. Т. 2. С. 185
- Цветаева М. Неизданное. М., 1997. С. 184
- Faryno J. Мифологизм и теологизм Цветаевой («Магдалина» -«Царь-Девица» -«Переулочки»). Wien, 1985. С. 231
- Цветаева М. Неизданное. М., 1997. С. 254
- Цветаева М. Неизданное. М., 1997. С. 259
- Цветаева М. Неизданное. М., 1997. С. 318
- Faryno J. Мифологизм и теологизм Цветаевой («Магдалина» -«Царь-Девица» -«Переулочки»). Wien, 1985. C. 156
- Народныя сказки, собранныя сельскими учителями/издание А.А. Эрленвейна. М., 1863. С. 50-72
- Новиков Н.В. Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974. С. 71
- Ершов П.П. Конек-Горбунок. М., 1969. С. 74
- Одоевский В.Ф. Царь-Девица//Игра: Не периодическое издание, посвященное воспитанию посредством игры. Петербург, 1920. № 3. С. 124, 129
- Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: в 4 т. М., 1957. Т. 1. С. 77
- Faryno J. Мифологизм и теологизм Цветаевой («Магдалина» -«Царь-Девица» -«Переулочки»). Wien, 1985. С. 203
- Магомедова Д.М. Блок и гностики//Магомедова Д.М. Автобиографический миф в творчестве Александра Блока. М., 1997. С. 70-83
- Соловьев Вл. Стихотворения и шуточные пьесы. Л., 1974. С. 62
- Соловьев В.С. Литературная критика. М., 1990. С. 157
- Полонский Я.П. Полное собрание стихотворений. СПб., 1896. Т. 2. С. 201-203
- Kroth A.M. Androgyny as an Examplary Feature of Marina Tsvetaeva’s Dichotomous Poetic Vision//Slavic Review. 1979. Vol. 38. №. 4. P. 563-582;
- Dinega A.W. A Russian Psyche: The Poetic Mind of Marina Tsvetaeva. Madison, 2001
- Gove A. The Feminine Stereotype and Beyond: Role Conflict and Resolution in the Poetics of Marina Tsvetaeva//Slavic Review. 1977. Vol. 36. № 2. P. 231-255
- Шевеленко И. Литературный путь Цветаевой. М., 2015. С. 71, 134-137, 168, 181, 259
- Полякова С.В. К вопросу об источниках поэмы Цветаевой «Царь-Девица»//Russica-81: литературный сборник. New York, 1982. C. 222-228
- Ельницкая С. Поэтический мир Цветаевой: конфликт лирического героя и действительности. Wien, 1990. С. 102, 332