Образ воробья в поэзии О. Мандельштама 20-х гг.: предварительные замечания

Автор: Сальваторе Роберта

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 1 (44), 2018 года.

Бесплатный доступ

Статья представляет собой попытку интерпретации образа во-робья в творчестве О. Мандельштама 20-х гг. Анализ стихотворения «Московский дождик» (1922 г.) показывает, что в нем выражение «воробьиный холодок» имеет лингвистическую мотивацию, потому что эпитет восходит к фразеологизму «воробьиная ночь», который во многом соответствует описываемой картине. В то же время образ птиц поддерживается отсылками к отдельным стихотворениям Н. Некрасова и М. Кузмина. Исследование других случаев употребления прилагательного «воробьиный» в творчестве Мандельштама изучаемого периода подтверждает склонность поэта к обыгрыванию языковых ассоциаций этого слова. В образе воробья сочетание бедности и беззаботности станет актуальным только в 30-х гг.

Еще

Образ воробья, о. мандельштам, поэтика, н. некрасов

Короткий адрес: https://sciup.org/14914676

IDR: 14914676

Список литературы Образ воробья в поэзии О. Мандельштама 20-х гг.: предварительные замечания

  • Агапкина Т.А., Топорков А.Л. Воробьиная (рябиновая) ночь в языке и поверьях восточных славян//Славянский и балканский фольклор. Реконструкция древней славянской духовной культуры/под ред. Н.И. Толстого. М., 1989. C. 230-253.
  • Бассель А.В. Кулак и длань. О переводах Осипа Мандельштама из Макса Бартеля//Новый филологический вестник. 2015. № 3 (34). С. 119-138.
  • Бассель А.В. О переводах Мандельштама из Макса Бартеля//Вестник Московского государственного университета культуры и искусства. 2015. Вып. 5 (67). С. 47-51.
  • Бушман И. Поэтическое искусство Мандельштама. Мюнхен, 1964.
  • Видгоф Л. «Но люблю мою курву-Москву». Осип Мандельштам. Поэт и город. М., 2012.
  • Гурвич Э. Что помнится//«Сохрани мою речь…» Мандельштамовский сборник. Вып. 1./ред. П. Нерлер, А. Никитаев. М., 1991. С. 38-40.
  • Лекманов О. Осип Мандельштам. Ворованный воздух: биография. М., 2016.
  • Медвидь М.В. Идея дома в творчестве Осипа Мандельштама: автореф. дис.... к. филол. н. Нижний Новгород, 2007
  • Медвидь М.В. Скворечники и голубятники (Птичий дом в творчестве Осипа Мандельштама)//Художественный текст и культура VI. Владимир, 2006. С.149-155.
  • Мечковская Н. Градуально-количественные представления в русской фразеологии//Kognition, Sprache und phraseologische/parömiologische Graduierung/Hrsg. H. Jachnow et al. Wiesbaden. 2005. S. 58-153.
  • Невзглядова Е. «Прислушайся к мраку»//Новый мир. 2008. № 3. С. 176-
  • Сегал Д. Осип Мандельштам. История и поэтика: в 2 т. Т. 2. Jerusalem; Berkeley, 1998.
  • Успенский П. «Начинаются мрачные сцены»: поэзия Н.А. Некрасова в «Европейской ночи» В.Ф. Ходасевича//Europa Orientalis. 2012. № 31. С. 129-170.
  • Фрейдин Ю.Л. Михаил Кузмин и Осип Мандельштам: влияние и отклики//Михаил Кузмин и русская культура ХХ века/ред. Г.А. Морев. Л., 1990. C. 28-31.
  • Barnstead J. Mandel’štam and Kuzmin//Wiener Slawistischer Almanach. 1986. Bd. 18. S. 47-81.
Еще
Статья научная