Образы и мотивы на расписной керамике типа C и D в додинастическом Египте

Автор: Шеркова Т.А.

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Социальные и гуманитарные науки

Статья в выпуске: 11 т.10, 2024 года.

Бесплатный доступ

Образ Великой матери, культ которой прослеживается со времени Бадарийской культуры и ранних фаз культуры Нагада, был пронесен исторической памятью через тысячелетия существования древнеегипетской культуры. Расписные сосуды типа C и D и изображения на них представляют образ Великой матери и ее семантически тождественные символы в композициях, раскрывающих ряд мотивов, связанных с материнским аспектом, священным браком с социальным лидером, с погребальным обрядом. В динамике развития религиозно-мифологических представлений этот образ воплотился в образы богинь с материнским аспектом, в первую очередь небесной богини Нут, сохранившей в иероглифическом написании имени древнейший образ круглого сосуда, который в додинастическое время наряду с водой служил семантическим тождеством образа Великой матери в ее функциях рождения, защиты, кормления, заботы. Сохранилась и иконография образа богини-коровы, ставшей Небесной Коровой Нут, поднявшей ввысь солнечного бога Ра. В главе 17 «Книги мертвых» она предстает как Священное Око Ра, которое каждое утро рождает солнечного Ра. Образ Священного Ока причастен к водной и огненной стихиям космического верха, как и ее далекая прародительница Великая мать, сотворившая целостный, многообразный мир, все элементы которого, будь то небесные светила, наземные и подземные объекты, природные и социальные, являются ее детьми, ее творениями.

Еще

Великая мать, иконография, богиня-корова, символические образы, сосуд, вода, функции, священный брак, образ быка, священное око

Короткий адрес: https://sciup.org/14131596

IDR: 14131596   |   DOI: 10.33619/2414-2948/108/58

Список литературы Образы и мотивы на расписной керамике типа C и D в додинастическом Египте

  • Hendrickx S., Förster F. Early Dynastic art and iconography // A companion to ancient Egypt. 2010. P. 826-852.
  • Топоров В. Н. Статьи для мифологических энциклопедий. Т. 1. М., 2014.
  • Юнг К. Г. Душа и миф. Шесть архетипов. М.: АСТ, Минск: Харвест, 2005.
  • Юнг К. Г. Психологические типы. Минск: Харвест, 2003.
  • Юнг К. Г. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 1998.
  • Лотман Ю. М. Альтернативный вариант: бесписьменная культура или культура до культуры ? // Семиосфера. СПб., 2004.
  • 7.Элиаде М. Священное и мирское. М., 1987.
  • Лотман Ю. М. Символ в системе культуры // Семиосфера. СПб, 2004.
  • Faulkner R. O. A Concise Dictionary of Middle Egyptian. Oxford, 2002.
  • Ucko P. J. Anthropomorphic figurines of Predynastic Egypt and Neolithic crate with comparative material from the Prehistoric Near East and Maculand Grece. London, 1968.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики. Кн. I. М., 1992.
  • Путилов Б. Н. Миф-обряд-песня Новой Гвинеи. М., 1980.
  • Иорданский В. Б. Хаос и гармония. М. 1982.
  • Элиаде М. Космос и история. М., 1987.
  • Нойман Э. Великая мать. М., 2012.
  • Мелетинский Е. М. Первобытные истоки словесного искусства. М., 1998.
  • Лосев А. Ф. Проблемы символа в реалистическом искусстве. М., 1976.
  • Мифы народов мира. Т. I. М., 1980.
  • Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1995.
  • Топоров В. Н. Статьи для мифологических энциклопедий. Т. 2. М., 2014.
  • Каган М. Морфология искусства. Ленинград, 1972.
  • Шеркова Т. А. Око Хора: символика глаза в додинастическом Египте // Вестник древней истории. 1996. №4. С. 96-115.
  • Jensen V. Predynastic precursors to the Festival of Drunkenness: beer, climate change, cow-goddesses, and the ideology of kingship // Proceedings of the XI International Congress of Egyptologists: Florence, Italy 23-30 August 2015. 2017. P. 296-302.
  • Шеркова Т. А. Уникальный расписной сосуд культуры Нагада II // Египет и сопредельные страны. 2018. №4. С. 59-75. https://doi.org/10.24411/2686-9276-2018-00017
  • Adams B., Ciałowicz K. M. Protodynastic Egypt. London, 1997.
  • Тэрнер В. Символ и ритуал. М.,1983.
  • Quibell J. E., Green F. W., Hierakonpolis, II London, 1902.
  • Шеркова Т. А. Хаос и космос: анализ панно из гробницы 100 в Иераконполе в контексте археологических и иконографических исследований // Египет и сопредельные страны. 2019. №3. С. 82-105. https://doi.org/10.24411/2686-9276-2019-00018
  • Teeter E. Before the pyramids: The origins of Egyptian civilization. Chicago, IL: Oriental Institute of the University of Chicago, 2011. P. 8.
  • Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.
  • Hendrickx S., Eyckerman M. Visual representation and state development in Egypt // Archéo-Nil. 2012. V. 22. №1. P. 23-72.
  • Hendrickx S. Hunting and social complexity in Predynastic Egypt //Bulletin des Séances Mededelingen der Zittingen. 2011.
  • Dreyer G. Tomb Uj: A royal burial of Dynasty 0 at Abydos // Before the Pyramids: The origins of Egyptian civilization. 2011. P. 127-136..
  • Hendrickx S. Bovines in Egyptian predynastic and early dynastic iconography // Droughts, food and culture: Ecological change and food security in Africa’s later prehistory. Boston, MA: Springer US, 2002. P. 275-319.
  • Book of the Dead. Transl. by R.O. Faulkner. London. British Museum, 1993.
Еще
Статья научная