Образы паука и червя в мировоззрении бурят

Бесплатный доступ

В число ярких зооморфных образов, отмечаемых исследователями в традиционном мировоззрении у разных народов Европы и Азии, входят паук и червь. На бурятском материале образы этих представителей фауны еще не изучались. Целью работы является выделение и сопоставление традиционных представлений бурят о черве и пауке. Источниками для исследования послужили фольклорные и лексические сведения, включая произведения различных жанров бурятского фольклора, а также полевой этнографический материал. В работе был использован структурно-семиотический метод, позволивший выделить символы, связанные с пауком и червем. Выявлено, что в традиционном мировоззрении бурят паук и червь наделялись амбивалентными чертами. Выделены общие моменты в их образах: они ассоциируются с врагом, болезнью, имеют демоническое начало; с ними связывается оборотничество нечистой силы. Определены различия в их образах. Констатируется размытость границ категории червь «хорхой» в традиционном мировоззрении бурят. Червь в представлениях бурят имел хтоническое происхождение, символизировал некоторые человеческие пороки (сладострастие, жадность) и физическую немощь, уподоблялся домашнему скоту. Паук считался посредником между мирами (Верхним и Средним); к нему относились почтительно, вероятно, связывая это в т.ч. с его будто бы «родственной» близостью с человеком. Исследование показало, что ряд традиционных воззрений бурят о пауке и черве имеет аналогии с суждениями тюрко-монгольских народов (в особенности калмыков), что доказывает существование в прошлом тесных этнокультурных контактов между их предками.

Еще

Буряты, традиционное мировоззрение, зооморфные образы, червь, паук, фольклор

Короткий адрес: https://sciup.org/145145599

IDR: 145145599   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2019.25.672-675

Список литературы Образы паука и червя в мировоззрении бурят

  • Бадмаев А.А. Образы основных животных водноподземного мира в традиционной бурятской культуре // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2018. – Т. 46, № 4. – С. 94–99.
  • Басангова Т.Г. Паук в фольклорной традиции калмыков // Вестн. КИГИ РАН. – 2016. – Т. 24, № 2. – С. 154–159.
  • Бертагаев Т.А. Об устойчивых фразеологических выражениях (на материалах современного бурят-монгольского языка) // Сб. тр. по филологии. – Улан-Удэ: Бурмонгиз, 1949. – С. 64–119.
  • Бурыкин А.А. К реконструкции мифологических представлений о пауке-прародителе у тунгусоманьчжуров и других народов Северо-Востока Азии по лингвистическим, фольклорным и этнографическим данным // Формирование культурных традиций тунгусо-маньчжурских народов. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1985. – С. 37–51.
  • Буряад-ород толи. Бурятско-русский словарь / сост. К.М. Черемисов, Л.Д. Шагдаров: в 2 т. – Улан-Удэ: Республ. тип., 2010. – Т. I. А–Н. – 636 с.; т. II. О–Я. – 708 с.
  • Винокурова И.Ю. Животные в традиционном миро-воззрении вепсов (опыт реконструкции): автореф. дис…. д-ра ист. наук. – СПб., 2007. – 46 с.
  • Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. – М.: Индрик, 1997. – 912 с.
  • Джангар. Героический эпос калмыцкого народа. – М.: Вост. лит., 1960. – 362 с.
  • Рассадин В.И. Легенды, сказки и песни седого Саяна. – Иркутск, 1996. – 249 с.
  • Сказания бурят, записанные разными собирателями // Зап. ВСОИРГО. – 1890. – Т. 1, вып. 2. – 160 с.
  • Сказки бурят Монголии. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. – 122 с.
  • Смолев Я.С. Бурятские легенды и сказки // Тр. КОПОИРГО. – 1903. – Т. VI, вып. II. – С. 61–85.
  • Фольклор Курумчинской долины. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. – 136 с.
  • Хангалов М.Н. Собр. соч. – Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1959. – Т. 2. – 444 с.; 1960. – Т. 3. – 421 с.
Еще
Статья научная