Общая характеристика задач расследования в сложившейся ситуации

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены актуальные вопросы криминалистической тактики, виды тактических задач, возникающих при расследовании преступлений, а также иные задачи, стоящие перед следователем. Раскрыты особенности формирования следственных ситуаций, возникающих на различных этапах расследования, как основа частной методики расследования.

Криминалистика, тактика, следственная ситуация, следователь, преступление, версия

Короткий адрес: https://sciup.org/143171868

IDR: 143171868   |   DOI: 10.24411/2587-9820-2020-10009

Текст научной статьи Общая характеристика задач расследования в сложившейся ситуации

Анализ многочисленных определений понятия «ситуация» в криминалистике показывает, что к данной категории обращались многие ученые, остродисскусионым являлся вопрос о включении ситуации в криминалистическую тактику либо отнесении к методике расследования преступлений. Данное обстоятельство подчеркивает, насколько велико и практическое, и теоретическое значение этой категории.

Р. С. Белкин, рассматривая следственную ситуацию в качестве теоретической концепции криминалистической тактики, при определении данного понятия исходил из этимологии слова «ситуация» и указывал на ее внешний характер по отношению к расследованию [4, с. 116—117].

Такой подход разграничивает следственную ситуацию и деятельность по расследованию, а это не совсем верно, поскольку они представляют собой взаимосвязанные системы, ведь следственная ситуация видоизменяется именно под воздействием той деятельности, которая проводится по раскрытию и расследованию преступлений. В целом же, характеризуя их соотношение, необходимо отметить, что вне расследования отсутствует и следственная ситуация.

А. Н. Васильев и Н. П. Яблоков придерживались схожих взглядов на проблему ситуации в криминалистике и, не соглашаясь с Р. С. Белкиным, считали, что следственные ситуации, исходя из их сути, должны одинаково изучаться криминалистической тактикой и методикой, а общие вопросы «как общекриминалистические понятия могут быть раскрыты и в общей части криминалистики» [5, с. 56—59]. В методике расследования под ситуацией они понимали фактическое положение, складывающееся на определенный момент расследования или перед его началом, характеризующее все следственное своеобразие данного момента и определяемое совокупностью доказательственной, оперативно-розыскной, процессуально-тактической, методической, организационно-технической и иной значимой информации.

Наиболее общими задачами расследования нераскрытого преступления являются: уяснение характера расследуемого происшествия, события или деяния с признаками преступления и установление его сущности (уголовноправовая квалификация). Вопрос о квалификации расследуемого преступления формируется на стадии возбуждения уголовного дела. А в условиях ограниченности исходной информации по делу сущность расследуемого события с признаками преступления обычно определяется на уровне общих версий, одна из которых, наиболее реальная, кладется в основу возбуждения уголовного дела.

Для того чтобы раскрыть и расследовать преступление полностью, т. е. установить объективную истину по делу и обеспечить правосудие, необходимо решить и другие общие задачи расследования — установить обстоятельства, подлежащие доказыванию или, иначе говоря, обстоятельства четырех сторон состава преступления. Поиск эффективных форм и методов раскрытия преступлений является одной из приоритетных задач для органов внутренних дел.

При расследовании каждого преступления обязательному доказыванию подлежат:

  • а)    обстоятельства объективной стороны преступления; речь идет о времени совершения преступления, месте, способе, а также его причинах;

  • б)    обстоятельства, характеризующие или относящиеся к объекту преступного посягательства;

Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2020. № 1 (13) ===

  • в)    обстоятельства, представляющие характеристику субъекта преступления, а именно кто совершил преступление, есть ли у него соучастники, роль каждого из них;

  • г)    обстоятельства субъективной стороны деяния — наличие и форма вины, мотив и цель совершения преступления [7, с. 116—117].

Поскольку в каждом определенном случае расследованию подлежит не происшествие, а конкретное преступление определенного вида, то при установлении предмета доказывания следователь руководствуется не только общими требованиями уголовно-процессуального закона, но и диспозицией соответствующей статьи уголовного кодекса, отражающей особенности состава расследуемого преступления. Когда сущность события недостаточно ясна, уголовное дело возбуждается по статье уголовного кодекса, соответствующей лишь одной из наиболее вероятных версий о составе преступления. В этом случае при определении обстоятельств, подлежащих доказыванию, следователь исходит из совокупности общих версий по делу.

Рассматривая перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу, необходимо подчеркнуть, что при исследовании обстоятельств, характеризующих четыре стороны состава преступления, открываются как уголовно-правовые признаки, имеющие значение для последующей квалификации деяния, так и криминалистические признаки (особенности) этих обстоятельств, которые позволяют в проблемной ситуации уяснить общее направление и конкретные пути расследования, а также иные сведения, учитываемые при организации следственных и розыскных действий, выработки тактики их производства.

Обстоятельства, имеющие значение для расследования и, следовательно, подлежащие установлению в ходе следствия, шире обстоятельств предмета доказывания. Например, при обнаружении у подозреваемого или обвиняемого большого количества денег и ценностей необходимо выяснить источник их происхождения, проверить, не приобретены ли они преступным путем [2, с. 134—137]. Обнаружив и изъяв похищенное оружие, следователь должен проверить, не применялось ли оно в преступных целях. При расследовании преступлений, по которым предусмотрена уголовная ответственность за недонесение, необходимо выяснить, нет ли лиц, которые знали о подготовке или совершении преступления, но не сообщили об этом соответствующим органам. По делу, возбужденному в связи с явкой преступника с повинной, важно установить подлинные мотивы такой явки. Исследованию подлежит поведение подозреваемого и обвиняемого в период, предшествовавший преступлению и после преступления, в целях получения сведений, которые в определенной степени могут использоваться для определения путей и способов поиска и собирания доказательств, а также при принятии решения об избрании меры пресечения.

Таким образом, в ходе предварительного следствия устанавливаются не только обстоятельства предмета доказывания, но и обстоятельства иных явлений, связанных с преступлением, имеющие значение для его расследования и разрешения дела по существу.

В ходе расследования следователь обязан не только установить объективную истину о преступлении, но и обеспечить условия, необходимые для осуществления правосудия. «Предмет доказывания, — отмечает А. Н. Васильев, — конечно, составляет главное в расследовании, но не исчерпывает всех конкретных задач, которые обязан разрешить следователь. В эти задачи входит не только установление обстоятельств дела и лиц, виновных в совершении преступления, но и обеспечение осуществления правосудия — задержать преступников, принять меры к предупреждению уклонения преступников от суда, к возмещению имущественного ущерба, причиненного преступлением, и обеспечению возможной конфискации в качестве меры наказания» [1, с. 16—17]. Кроме того, к мерам по обеспечению условий для правосудия следует отнести действия следователя по разъяснению участвующим в деле лицам их прав и обеспечению возможности осуществления этих прав.

Заканчивая рассмотрение перечня задач, решаемых следователем при расследовании преступления, уместно подчеркнуть, что следователь должен не только выявить способствовавшие совершению преступления причины и условия, но и принять меры к их устранению [5, с. 178—180]. К решению этой задачи следователь приступает с самого начала расследования. Вопросы, направленные на определение, возникающих в ходе следствия, задач отражаются в плане расследования, им и оказывается внимание при проведении следственных действий. Следует согласиться с О. П. Грибуновым в том, что «планирование является важнейшим средством организации расследования» [3, с. 146].

Таким образом, задачами, стоящими перед следователем при расследовании преступления, являются:

  • —    установление имеющих значение для расследования и разрешения дела по существу обстоятельств преступления и явлений, связанных с ним;

  • —    обеспечение условий, необходимых для осуществления правосудия;

  • —    вскрытие причин и условий, способствовавших совершению преступления, и принятие мер к их устранению.

При планировании исключению подлежат задачи, не требующие решения при расследовании преступления или уже решены в ходе предварительного следствия.

На каждом этапе расследования важно, чтобы следователь не только знал все стоящие перед ним задачи, но и четко представлял, какие из них являются основными, нуждающимися в первоочередном решении. В зависимости от характера происшествия, от этапа его расследования и следственной

Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2020. № 1 (13) === ситуации большое значение могут приобретать разные задачи следствия. При всем разнообразии преступлений и следственных ситуаций, складывающихся в ходе расследования, на начальном этапе предварительного следствия, при ограниченной информации по делу, основными задачами, нуждающимися в решении в первую очередь, обычно являются: уяснение характера и сущности расследуемого события, установление лица, совершившего противоправное деяние, и принятие мер по предотвращению уклонения виновного от следствия и суда. При этом, в зависимости от характера уголовного дела и следственной ситуации, в первоочередном решении может нуждаться одна и несколько названных задач.

Таким образом, чтобы целеустремленно искать, собирать и исследовать доказательства, необходимые для расследования преступления и разрешения дела по существу, следователь должен на каждом этапе расследования четко представлять стоящие перед ним задачи. Неполное определение при планировании задач расследования влечет односторонность и неполноту следствия. В то же время исследование обстоятельств, которые не относятся к расследуемому событию, ведет к напрасной трате сил и средств, отвлекает от выяснения существенных обстоятельств преступления и неоправданно затягивает следствие.

Расследуя нераскрытое преступление в проблемной ситуации, следователь, для уяснения направлений поисков решений общих задач расследования, строит общие версии о характере и сущности расследуемого преступления и частные версии о содержании его неизвестных обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Между расследуемым событием, а также его общей версией и подлежащими доказыванию обстоятельствами этого события, а также их частными версиями, существуют множественные объективные взаимосвязи.

Для более качественного мысленного охвата следователем всей совокупности версий по делу и связей между ними, необходимо их свести в единую систему. Действенную помощь следователю в построении систем следственных версий по сложным уголовным делам могут оказать научно разработанные системы типичных версий по делам таких категорий.

Последовательность мыслительного процесса построения отдельных видов следственных версий и расположение версий, как следственных, так и типичных в их системах, зависит от особенностей и характера происшествия, события или деяния с признаками преступления и наличия соответствующей информации в деле.

Процесс построения версий может идти, и положение версий в их системах может находиться в одной из двух последовательностей.

  • 1.    В материалах дела имеется достаточно информации для выдвижения общих версий о сущности (квалификации) расследуемого преступления. В этих случаях одна из наиболее обоснованных общих версий кладется в ос-

  • нову возбуждения уголовного дела. Построение системы следственных версий по делу начинается с общих версий о сущности преступления.
  • 2.    Имеющаяся в материалах дела информация о характере происшествия, события или деяния, повлекшего тяжелые последствия, крайне ограничена. Чтобы судить о сущности происшествия, которому сопутствовали или за которым последовали вредные последствия, необходимо построить и проверить версии о характере, причинах происшествия и его механизме, а также о причинах ущерба, сопутствовавшего происшествию или последовавшего за ним и т. п.

Далее строятся частные версии об отдельных обстоятельствах, подлежащих доказыванию. В системе версий по делу общие и частные версии располагаются с учетом объективно существующих взаимосвязей между общими версиями о сущности преступления и частными версиями об обстоятельствах, подлежащих доказыванию.

С учетом возможных результатов проверки частных версий (установление истинности той или иной группы взаимосвязанных (частных версий) уточняется общая версия о квалификации преступления.

В этих случаях уголовное дело обычно возбуждается по факту происшествия, события или деяния. Общие версии о сущности (квалификации) преступления строятся с учетом возможных результатов проверки частных версий и в системе версий по делу фиксируются в конце.

Так, например, основными типичными задачами, стоящими перед следователем при расследовании пожаров в хранилищах (материальных ценностей, являются: установить причину пожара, лицо, которое своими действиями или бездействием, породило эту причину или комплекс причин. Кроме того, следователь должен установить размер материального ущерба, нанесенного пожаром.

Для того чтобы определить направления поисков решений двух первых основных задач расследования, необходимо построить все реальные и, по возможности, обоснованные следственные версии о причинах пожара и лицах, ответственных за появление этих причин.

Для построения подобных версий следователь обычно, исходя из имеющейся у него информации о расследуемом происшествии с признаками преступления, мысленно представляет вероятную картину происшествия или, иначе говоря, мысленно строит вероятную модель причин пожара и действий или бездействий лиц, породивших эти причины. На основании указанной модели следователь формулирует соответствующие версии и сводит их в систему.

В рассматриваемом нами примере необходимости в столь сложном мысленном процессе построения следственных версий нет, ибо имеется обоснованная система версий, типичных при планировании расследования пожаров в хранилищах материальных ценностей. Следователю достаточно

Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2020. № 1 (13) === проверить, насколько версии этой системы (в полном или частичном объеме) реальны для расследуемого им пожара, а также уточнить и конкретизировать их с учетом индивидуальных особенностей расследуемого происшествия (пожара).

Подводя итог, следует отметить, что в системе следственных версий, как и в типичных, можно четко увидеть три направления поисков решений основных задач расследования, а именно: первые два направления расследования определяются общими версиями о характере противоправных деяний (поджог и нарушение правил пожарной безопасности), а также частными версиями о возможных субъектах, совершивших противоправные деяния. Третье направление расследования включает частные версии о характере непредвиденных обстоятельств, явившихся причиной происшествия.

Список литературы Общая характеристика задач расследования в сложившейся ситуации

  • Васильев А. Н., Мудьюгин Г. Н., Якубович Н. А. Общие вопросы планирования предварительного следствия // Планирование расследования преступлений / Под ред. чл.-корр. Акад. наук СССР А. С. Голунского; Всесоюз. науч.-исслед. ин-т криминалистики Прокуратуры СССР. - М., Госюриздат, 1957. - 199 с.
  • Грибунов О. П., Трубкина О. В., Третьякова Е. И. Тактические особенности проведения следственного осмотра: учеб. пособ. - Иркутск, 2016. - 92 с.
  • Грибунов О. П. Особенности планирования расследования преступлений против собственности, совершаемых на транспорте // Ленинградский юридический журнал. - 2016. - № 2 (44). - С. 146-155.
  • Криминалистика: учебник для вузов / Под ред. Р. С. Белкина. - М.: Норма, 2001. - 990 с.
  • Криминалистика: учебник / Т. В. Аверьянова, Р. С. Белкин, Ю. Г. Корухов, Е. Р. Россинская; под. ред. Р. С. Белкина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2008. - 944 с.
  • Предмет, система и теоретические основы криминалистики / А. Н. Васильев, Н. П. Яблоков. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 143 с.
  • Яблоков Н. П. Криминалистика: учебник / Под ред. Н. П. Яблокова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрид. норма, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 752 с.
Еще
Статья научная