Общественная нравственность как объект административно-правовой защиты от пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола
Автор: Мирошниченко А.В.
Журнал: Вестник Сибирского юридического института МВД России @vestnik-sibui-mvd
Рубрика: Дискуссионная трибуна соискателей ученых степеней и званий
Статья в выпуске: 4 (53), 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются проблемные аспекты юридического толкования понятия «общественная нравственность», охватывающего состояние определенной совокупности групп общественных отношений, выступающих объектом административно-правовой защиты от пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола. Предложен авторский подход понимания общественной нравственности, позволяющий обобщить существующие научные мнения относительно ее содержания как правовой категории. Сформулировано авторское определение понятия «нравственный порядок». Обоснована актуальность создания региональных общественных советов по защите нравственности и экспертных комиссий по оценке информации, содержащей сведения о нетрадиционных сексуальных отношениях и (или) предпочтений, смены пола.
Общественная нравственность, административно-правовая защита, административное правонарушение, пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений (или) предпочтений, смены пола, нравственный порядок
Короткий адрес: https://sciup.org/140303422
IDR: 140303422 | DOI: 10.51980/2542-1735_2023_4_211
Текст научной статьи Общественная нравственность как объект административно-правовой защиты от пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола

Вестник Сибирского юридического института МВД России
«Quid leges sine moribus vanae proficient» – какая польза в напрасных законах, где нет нравов? Квинт Гораций Флакк. Собрание сочинений. Спб., 1993.
В данный период развития общества Россия показывает свою заинтересованность в обеспечении защиты духовно-нравственных ценностей, устанавливая определенные ограничения, которые представлены в виде запретов на регистрацию однополых браков, усыновление однополыми партнерами несовершеннолетних, пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола, пропаганду педофилии и др.
Одной из задач административного законодательства, в соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ об административных правонарушениях, является защита общественной нравственности. Глава 6 КоАП РФ выделяет общественную нравственность в качестве родового объекта группы правонарушений. Так, в Российской Федерации запрещены проституция, вовлечение в курение несовершеннолетних, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола и некоторые другие деяния.
Отметим, что в отдельную группу можно выделить правонарушения, посягающие на общественную нравственность как на составную часть общественного порядка: потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах, потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах (ст. 20.20 КоАП РФ), появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ).
Аналогичная глава имеется и в УК РФ – гл. 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности».
В 2013 г. в КоАП РФ были введены нормы, запрещающие пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, что подтвердило приоритет российской политики, направленной на сохранение морально-нравственных устоев семейной и сексуальной жизни граждан по отношению к иным «толерантным» формам многополярных предпочтений при выборе партнера для сексуальных и брачных отношений. Сейчас законодатель расширил сферу применения запрета до пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола; при этом отметим, что в ч. 2 ст. 6.21 КоАП РФ сохранился квалифицирующий признак правонарушения, ужесточающий ответственность за совершение такой пропаганды среди несовершеннолетних.
Часть 3 ст. 55 Конституции РФ определяет обязанность государства осуществлять защиту сферы общественной нравственности. При этом законодательство не раскрывает сути общественной нравственности, которая выступает объектом административно-правовой защиты.
По мнению ряда ученых, проблемы определения общественной нравственности в правовом сегменте и некоторые сложности противостояния антиобщественному поведению вообще являются актуальными темами для научных дискуссий [4; 10].
С точки зрения семантического подхода, С.И. Ожегов понимает нравственность как содержание качеств (внутренних, духовных), которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами1. В словаре Д.Н. Ушакова нравственность представлена как совокупность норм, определяющих поведение человека2.
В толковом словаре русского языка нравственность понимается как внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям, и природовнутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами1.
В юридической науке существуют разные мнения ученых, которые интерпретируют нравственность сквозь призму присущих ей признаков: 1) нравственность подвержена историческим изменениям [8, с. 47]; нравственность изменяется точно так же, как изменяется общество в определенный период времени с учетом сложившихся в этот период обстоятельств [13]; 2) нравственность является формой социального сознания и носит массовый характер [12, с. 18]; 3) формирование нравственности происходит на основе человеческих поступков [7]; нравственность есть реальное воплощение моральных норм и ценностей в поведении отдельных людей [5, с. 12]; 4) «нравственность есть форма общественного сознания и потому ее содержание и развитие обусловливаются экономическими отношениями, с изменениями которых меняются и моральные воззрения» [11, с. 204]; 5) «общественная нравственность – это один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений…» [9, с. 534]; 6) общественная нравственность – это правила поведения, выработанные в результате исторического развития общества и признанные им в качестве обязательных2.
Важно отметить, что Конституционный Суд РФ, признавая оценочный характер норм, направленных на защиту общественной нравственности, в то же время указывает, что их формальное применение не является безосновательным и строится на их эффективном применении к неограниченному числу возможных правовых ситуаций3.
Правовые нормы не призваны и не способны охватывать всего многообразия существующих взаимоотношений между людьми.
В юридической литературе советского периода справедливо отмечается, что «как бы широко ни регулировало право отношения между людьми, оно не может ставить своей целью охватить правовой регламентацией все без исключения поступки и взаимоотношения людей» [6].
В социалистической действительности отмечались ситуации одновременного урегулирования одних и тех же общественных отношений как правовыми, так и неправовыми социальными нормами, и в первую очередь речь идет о коммунистической морали. Охраняя неправовые нормы, общественность содействовала нерушимости определенных связей, в которых проявлялись регулируемые ими отношения, что подкрепляло позиции государственных органов, которые охраняли правовые нормы, регулирующие те же отношения, но выступающие в других связях [1].
«Социалистическое право с большой осторожностью подходит к регулированию отношений в сфере общественного порядка, учитывая нецелесообразность и вредность связывания поведения людей юридическими формальностями. Ему чужды … вмешатель- ство в те виды межличностных отношений в быту, повседневной жизни, которые с успехом обеспечиваются регулированием нормами морали» [2]. Полагаем, что в современной России содержание защиты нравственности имеет более прямое отношение к правовому регулированию.
Мы имеем в виду то, что, устанавливая правовые нормы, охраняющие общественную нравственность, государство предопределяет своей обязанностью ее защиту. Учитывая ее многогранность и неопределенный ряд создавшихся ситуаций, когда могут возникнуть основания для такой защиты, мы предлагаем авторский подход к ее пониманию.
Под общественной нравственностью мы предлагаем понимать совокупность моральных правил или предписаний, действующих во всех сферах жизнедеятельности граждан, соблюдаемых и выполняемых каждым участником отношений, осуществляющих взаимодействие друг с другом на моральных началах, принятых конкретным обществом в качестве фундаментальных ценностей, и представлениях о существующем нравственном порядке.
На наш взгляд, ценность и социальная значимость правовой защиты общественной нравственности обусловлены приоритетной ролью нравственного порядка.
Нравственный порядок соотносится с общественным, как часть и целое. Их симбиоз в конечном итоге способствует выполнению общих задач российской государственности – поддержанию традиционных ценностей, установлению приоритетного отношения к институтам материнства, детства и семьи, обеспечению гуманности, развития общества, охраны жизни, здоровья, прав и интересов граждан.
Административно-правовая защита нравственного порядка в нашем случае будет отождествляться с совокупностью админи- стративно-правовых мер, которые используются с целью ограничения распространения информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и (или) предпочтения, смену пола.
Интересным видится предложение по созданию на региональном уровне межведомственных советов по вопросам защиты общественной нравственности и обеспечению нравственного порядка, а также экспертных комиссий по оценке информации, содержащей сведения о нетрадиционных сексуальных отношениях и (или) предпочтениях, смены пола, на предмет наличия в ней сведений, подпадающих под пропаганду таких отношений.
Считаем оправданным расширение области применения ограничительных мер. Например, в Свердловской области по настоящее время действуют Советы по охране общественной нравственности, которые регулируют вопросы, связанные с ограничением распространения информации, содержащей любой секс-контент (18+); в Челябинске ранее существовала межведомственная комиссия по вопросам эротическо-сексуальной культуры и охраны общественной нравственности; в Саратове – Экспертный совет по этике и нравственности [3].
Целесообразность сделанных нами выводов находит подтверждение в результатах проведенного в период с ноября 2021 г. по ноябрь 2022 г. социологического исследо-вания1: 84,2% проанкетированных показали положительное отношение к введенному в России запрету на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений, 57, 66% респондентов высказались в поддержку идеи о создании на региональном уровне Советов по вопросам защиты общественной нравственности (на основании п. 5 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ) и экспертных комиссий по оценке информации, содержащей сведения о нетрадиционных сексуальных отношениях.
Список литературы Общественная нравственность как объект административно-правовой защиты от пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений и (или) предпочтений, смены пола
- Баланик, Б.Г. Общественный порядок как категория советского законодательства / Б.Г. Баланик // Советское государство и право. – 1982. – N 11. – С. 73-77.
- Безденежных, В.М. Социалистический общественный порядок: сущность, структура и социальное назначение: лекция / В.М. Безденежных. – М., 1983. – 28 с.
- Бекетов, О.И. Полицейский надзор в сфере общественной нравственности / О.И. Бекетов, О.А. Дизер // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2006. – N 2 (26). – С. 5-8.
- Дизер, О.А. Содержание общественной нравственности как объекта административно-правовой защиты / О.А. Дизер // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: сборник статей по материалам ежегодной всероссийской научно-практической конференции (Сорокинские чтения), посвященной 70-летию доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, заслуженного юриста Российской Федерации Аврутина Юрия Ефремовича. г. Санкт-Петербург, 24 марта 2017 г. / под редакцией Ю.Е. Аврутина, А.И. Каплунова: в 3 ч. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2017. – С. 125-131.
- Дизер, О.А. Общественная нравственность как объект административно-правовой защиты: монография / О.А. Дизер. – Омск: Омская академия МВД России, 2018. – 132 с.
- Карева, М.П. Право и нравственность в социалистическом обществе / М.П. Карева. – М., 1951. – 117 с.
- Кобликов, А.С. Юридическая этика: учебник / А.С. Кобликов. – 3-е изд., изм. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. – 165 с.
- Лысенко, В.В. Полиция в дореволюционной России и противоправные проявления в области общественной нравственности: Теоретический и историко-правовой анализ: дис. … докт. юрид. наук: 12.00.01 / В.В. Лысенко. – СПб., 1998. – 396 с.
- Научно-практическое пособие по применению УК РФ / под ред. В.М. Лебедева. – М.: Норма, 2005. – 919 с.
- Овчинников, А.И. Юридическая формализация понятия «общественная нравственность» // Философия права. – 2016. – N 6 (79). – С. 100-106.
- Теория государства и права / под ред. B.C. Крылова. – М.: Юрид. лит., 1980. – 432 с.
- Шалагин, А.Е. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности: учебное пособие / А.Е. Шалагин. – М., 2007. – 251 с.
- Шершеневич, Г.Ф. Избранное: в 6 т. / Г.Ф. Шершеневич ; вступ. слово, сост. П.В. Крашенинников. – М., 2016. – Т. 4. – 494 с.