Общественно-политическая и краеведческая деятельность И.Г. Сафьянова
Автор: Севостьянов А.С.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Этнография
Статья в выпуске: XIV, 2008 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521472
IDR: 14521472
Текст статьи Общественно-политическая и краеведческая деятельность И.Г. Сафьянова
Рубеж ХIХ – ХХ веков - это особенный период в истории Тувы, когда происходят крупные изменения в политической, экономической, культурной жизни народа. Наблюдается слом традиционных культурных ценностей и им на смену приходят новые, обусловленные тесным взаимоотношением с русским населением. Происходит адаптация как тувинцев, так и русских к новым условиям жизни. Особую роль в сближении двух народов сыграл Иннокентий Георгиевич Сафьянов.
И. Г. Сафьянов был заметной фигурой в общественной, политической и культурной жизни Тувы. Он родился в Минусинске в семье известного купца и золотопромышленника. Отец И.Г.Сафьянова отличался либеральными взглядами, проявлял живой и деятельный интерес к культурной жизни края. Его дом был клубом для ссыльной интеллигенции. Он оказывал всяческое содействие в открытии музея в Минусинске, материально поддержал экспедиции по изучению Тувы.
В становлении молодого Иннокентия Сафьянова большую роль играло демократическое крыло сообщества политических ссыльных Енисейского края. Отправленный в Красноярскую гимназию, уже в 5 классе он попал в число политически неблагонадежных учеников; в 15 лет был исключен из учебного заведения и выслан с вольным билетом под надзор родителей. Отец, напуганный таким оборотом дела, решил отправить его в Туву, в одну из своих факторий. С тех пор его судьба оказалась связанной с Тувой. По мысли отца, живя с его консервативными приказчиками, Иннокентий должен был избавиться от «крамольной заразы», но вместо этого И. Сафьянов развернул среди них активную пропагандистскую деятельность.
В Туве И. Сафьянов жил подолгу. Изъездил её вдоль и поперек, овладел тувинским и монгольским языками, хорошо знал жизнь и быт местного населения. Находясь среди тувинского народа, он постепенно стал одним из лидеров национально–освободительного движения в крае. Отец пытался приобщать его к торговым делам, но безуспешно. Иннокентий не считался с торговыми интересами своей семьи. Известны случаи, когда он бесплатно раздавал тувинцам муку и уничтожал долговые расписки.
В 1911 г. И. Сафьянов покинул Туву, и некоторое время служил конторщиком в г. Томске, но уже в следующем году вернулся обратно. В 1913 г.
умер его отец Георгий Сафьянов, оставив большой долг, на уплату которого ушли золотые прииски, принадлежавшие семье.
Далее начался период активной общественно-политической деятельности И. Сафьянова. Нужно сказать, что и ранее он не оставался в стороне от нее. Еще в 1905 г. он, вместе с ссыльными, организовал в Минусинске первую демонстрацию, разогнанную жандармами. В 1906-1907 гг. активно работал в подполье. В 1914 г. краевой съезд русской колонии в Туве избрал его председателем краевого земства. В это же время на его личные средства минусинская ссылка издавала газету «Минусинский листок» и он являлся одним из её редакторов.
Помимо политических статей, И. Сафьянов печатал художественные и публицистические материалы о Туве, желая привлечь внимание общественности к тяжкой доле аратов. Часто организовывал «тувинские» вечера, на которых выступал вместе с самодеятельными артистами из Тувы, исполнявшими песни в сопровождении наигрышей на национальных музыкальных инструментах. В 1916 г. за критику действий царских чиновников в Туве он был выслан из пределов Тувы в Енисейскую губернию, а в декабре 1916 г. его заключили в одиночную камеру минусинской тюрьмы, из которой он был освобожден уже после событий Февральской революции 1917 г.
Некоторое время И.Г. Сафьянов работал в Туве в качестве комиссара Временного правительства. Он сыграл большую роль в революционных преобразованиях в крае. Позже уже как член Минусинского уездного комитета большевиков, член исполкома Совета, а позже – представитель Сибревкома и Енисейского губисполкома в Туве он участвовал в подавлении контрреволюционных мятежей, в решении вопроса о национальном самоопреледении тувинцев, регулировании взаимоотношений тувинского и русского населения.
Итогом его деятельности стало провозглашение независимой республики Тану – Тува с первой в ее истории конституцией. Республика была провозглашена в августе 1921 г. на съезде тувинского народа, собранном и подготовленном И. Сафьяновым.
Помимо своей общественно–политической работы, он внес существенный вклад в изучение Тувы. Большое влияние на него оказала встреча с Ф. Я. Коном (1864-1941) - общественным и политическим деятелем, историком, этнографом, публицистом. Их встреча состоялась в Минусинске. Под влиянием этого выдающегося исследователя Сибири И. Сафьянов стал пробовать свои силы в краеведении. Его рукописный труд «Тува в прошлом и настоящем: художественное творчество тувинского народа» был посвящен различным аспектам жизни тувинцев.
В начале XX в. он собрал и пересказал многочисленные легенды и предания тувинцев, в виде кратких очерков представил их жизнь. В целом, можно сказать, что его работа это значительный этап в научном освоении Тувы. Осваивая культуру и фольклор тувинского народа, И.Г. Сафьянов ак- тивно занимался публицистикой. Рукопись «Тува в прошлом и настоящем: художественное творчество тувинского народа» стала своеобразным итогом его краеведческой деятельности.
Наряду с записью тувинских народных былин, сказок («Улу-тюнэ», «Анджи и Бакиш», «Ыдык-тайга»), легенд («Хаяр-хан», «Хунь-курбес», «Узун-хулак-хан», «Шидар-ван»), песен, поговорок, преданий («Тимир-сал», «Урзун-хан»), автор поместил в своей рукописи несколько очерков о праздниках тувинского народа. В них он старался придерживаться тех же образных выражений, какие тувинские рассказчики употребляли в своих повествованиях.
Отдельные сюжеты легенд отвечали убежденииям И.Г. Сафьянова. Особый интерес вызывала у него тема «Золотого века».
«Золотому веку» посвящены различные предания тувинцев. Наиболее полно тема отражена в предание Темир-сал, где говорилось:
Было время в те ушедшие давно годы, когда наш народ не имел таких черных, жестких, как конский хвост, волос. Не сгибал своей спины и не надевал своих шапок перед сильными людьми1 ”. Все были равны перед великой матерью всего живущего - природой и поклонялись только ей, только Джер-зэзи (духу земли, хозяину) ее хозяину. Не было обмана, воровства. Общественный скот, общая охота и артельное земледелие давали все необходимое для жизни в изобилии. Наши женщины были красивее звезд на небе, белее лебедей, что купались ранним утром в голубых волнах Улу-Хема.
Полные разного имущества стояли белые войлочные юрты (жилища) свободных сынов нашей счастливой родины по берегам великого озера.
Тучные луга покрывали многочисленные стада лошадей, скота и овец. Двугорбые верблюды сотнями бродили по каменистым скатам гор, а лохматые сарлыки (яки) быстро лазали по выступам береговых скал. Пищи было вдоволь, а одежду и обувь шили наши женщины из бритых шкур диких коз и теплых овчин с заколотых баранов. На обувь выделывали кожи маралов (благородный олень) и буланов (сохатый лось), а бары (кожаные мешки для перевозки имущества) делали из коровьих и бычьих кож, из них же выделывали ременные арканы (веревки), которыми наши парни ловили любого жеребца из своих полудиких табунов. Овечья шерсть, конский и козий волос шли также в дело - из белой шерсти катали белые, как снег, войлока, а из волоса крутили арканы и вязали рыболовные сети.
Знал наш народ и медь, и железо, добывая их из окружающих горных кряжей. Искусные тарганы (кузнецы) ковали ножи, топоры, стремена и таганы ((треножники для котла на огне), последние делались с разными украшениями и считались основою каждой юрты, за работу их платили по нескольку кобыл). Из меди делали ковши, пуговицы и разные украшения [Сафьянов] .
Общество, в котором жили тувинцы, согласно преданию Темир-сал, пересказанному им, было идеальным временем, когда царствовала сво- бода и равенство, когда было всё общее, не было личной собственности, а значит, не было воровства. Тувинцы жили в достатке, было обилие скота и природных ресурсов, на высоком уровне находилось развитие ремесел.
Будучи человеком, который исповедовал социалистические идеалы, И. Г. Сафьянов пытался угадать в настоящем черты будущего. «Золотой век», описанный в его работе – это, в каком-то смысле, та цель, которую он хотел достигнуть. Это то, к чему должен был прийти тувинский народ в результате революционных преобразований и, учитывая то, что такой период уже был в истории народа, то вернуться к нему было бы легче [Сафьянов].
Тема «Золотого века» не случайно была акцентирована И.Г. Сафьяновым. Всякая культура в тяжелые периоды, по мнению исследователя, обращается к своему прошлому. Миф создает некий эталон, некое исходное состояние общества, которое было утеряно. Конец XIX – начало XX в. в Туве как раз и является этим т временем, когда происходят значительные изменения во всех сферах жизни, и И.Г.Сафьянов был их активным участником.