Общественный контроль за исполнением уголовных наказаний: аксиологический аспект
Автор: Громов В.Г.
Журнал: Вестник Алтайской академии экономики и права @vestnik-aael
Рубрика: Юриспруденция: теория и практика
Статья в выпуске: 6 (38), 2014 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена анализу общественного контроля за исполнением уголовных наказаний и его роли в вопросах соблюдения прав человека. Дается юридическая и социальная оценка общественному контролю, его месту в ряду иных видов контроля и надзора.
Общественный контроль, исполнение наказаний, права человека, закон, осужденные, лишение свободы
Короткий адрес: https://sciup.org/142179146
IDR: 142179146
Текст научной статьи Общественный контроль за исполнением уголовных наказаний: аксиологический аспект
Учреждения, на которые возложена обязанность исполнения наказания, призваны соблюдать законы и иные нормативные акты при исполнении приговоров в отношении осужденных, особенно в отношении находящихся в местах лишения свободы. Однако юридическая обязанность соблюдения законодательства не всегда порождает фактическое исполнение норм закона о содержании осужденных в учреждениях, исполняющих наказание. Для нормального и эффективного функционирования учреждений, исполняющих наказания, различными органами и организациями осуществляется контроль за соблюдением законодательства по исполнению наказаний.
Огромное влияние на процесс исполнения наказания, а также условия содержания осужденных оказывают общественные объединения. Систему контроля за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, в зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, можно разделить на две ветви. Первая – это контроль различных властных структур, для которых осужденный существует только как объект, над которым вершится правосудие; вторая – контроль народных масс, для которых осужденный, прежде всего, человек, личность, нередко это родственник или знакомый. Для второй категории помощь людям, находящимся в местах лишения свободы, – не просто долг или служебная обязанность. Добровольцы организуются в различные социальные организации для участия в работе с осужденными. К ним можно отнести, например, наблюдательные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних, попечительские советы. Правовой основой деятельности общественных объединений служат законы, принимаемые органами власти, однако их понимание и применение в данном случае могут существенно отличаться. Активная работа общественных объединений по указанным выше формам представляет собой важное направление социального контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
Контроль (от франц. сontrole – наблюдать) – это наблюдение, надсмотр над чем-нибудь с целью проверки [1]. Общественный означает порождаемый, создаваемый обществом, осуществляемый в нем; связанный с добровольным обслуживанием политических, профессиональных и иных нужд коллектива [2].
Правовой основой осуществления такого контроля являются Конституция РФ, УИК РФ, Федеральный закон РФ от 10 июня 2008 г. №76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» [3] и Федеральный закон от 21 июля 2014 г. №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [4].
Основными принципами, на которых базируется общественный контроль, являются: законность, гласность, приоритет прав человека, добровольность, равноправие, объективность.
В непосредственный общественный контроль входят обеспечение прав и законных интересов лиц, находящихся в учреждениях, исполняющих наказания, условий их содержания (проживания, питания, санитарного обслуживания), обращения (в том числе применения наказания, его законности и соразмерности), труда (в том числе физического состояния осужденного, позволяющего ему осуществлять тот или иной труд, не представляющий опасности его жизни и здоровью), соблюдение требований, касающихся развития несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых, условий отбывания наказания беременными женщинами и женщинами, имеющими малолетних детей, прав и обязанностей персонала уголовно-исполнитeльной системы, а также контроль за выполнением требований по социализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Учреждения и органы, исполняющие наказания, путем соблюдения законов и иных нормативных актов при исполнении приговоров в отношении осужденных решают такую значимую задачу, которая стоит перед нашей страной, как борьба с преступностью. Данную задачу призвано решать все общество в целом, так как в безопасности за- интересованы не только органы и учреждения, осуществляющие процесс реализации охраны общества от преступных посягательств, но и население страны, и каждое отдельное муниципальное образование в частности. Поэтому через систему государственных органов и общественных объединений устанавливается постоянный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, а также за персоналом таких учреждений, поскольку имеет место произвол в отношении находящихся в местах лишения свободы осужденных со стороны лиц, обеспечивающих процесс их жизнедеятельности.
Сущность контроля за учреждениями и органами, претворяющими в жизнь наказания, заключается в системе наблюдения и проверки соответствия их деятельности требованиям уголовно-исполнительнoго законодательства и иных нормативных правовых актов с целью выявления и устранения имеющихся нарушений и их предупреждения в будущем.
Персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, а также их деятельность находится под пристальным вниманием средств массовой информации и всего общества в целом. Однако это не является препятствием для нарушения прав осужденных, поэтому необходима активная деятельность по выявлению нарушений прав лиц, находящихся в местах лишения свободы, пресечения и предупреждения новых нарушений законодательства.
Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет большое социальнo-правoвое значение. Прежде всего, в процессе контроля обеспечивается соблюдение законности при исполнении уголовных наказаний. Борьба с преступностью должна быть не только главной задачей правоохранительных органов, но и одной из главных задач государства и общества в целом; активная деятельность правоохранительной системы позволяет в мировом масштабе повышать имидж нашего государства как правового. Однако если органы, осуществляющие наказания, превышают свои полномочия в отношении лиц, которые отбывают наказания, то это не является неукоснительным исполнением закона страны и дискредитирует государство.
В настоящее время нередко выявляются нарушения законодательства в исправительных учреждениях. Не исполняются в полной мере требования закона, обязывающие администрацию исправительных учреждений создавать рабочие места и обеспечивать привлечение осужденных к труду. Остры проблемы материально-бытового обеспечения осужденных, соблюдения установленных норм жилой площади, оборудования общежитий. Нарушаются нормы о медикосанитарном обеспечении осужденных. Но нельзя говорить о законности и прививать осужденным уважение к закону, нарушая их права.
Вопросы общественного контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, в последнее время все чаще становятся объектом внимания со стороны ученых-правоведов. Однако стоит заметить, что, несмотря на очевидную актуальность и значимость этого объекта для науки и практики, целый ряд аспектов этого вида контроля в нашей науке еще недостаточно разработан.
В числе многих подходов к пониманию общественного контроля можно выделить аксиологический. Аксиология (от греч. axios – ценный) – философское учение о духовных, моральных, эстетических и иных ценностях [5]. Ценностный подход к пониманию общественного контроля важен, потому что он не сводится к анализу какой-то одной стороны явления или процесса, а обеспечивает всестороннюю, объективную его оценку, отражение во многих сферах человеческого бытия.
Этот вид контроля во многом зависит от уровня правовой культуры и правового сознания граждан, которые имеют под собой в качестве отправной основы общечеловеческие ценности: жизнь, свобода, равноправие.
Проявляя себя в различных видах и формах, являясь вместе с тем частью человеческой культуры, общественный контроль должен органично вписываться в имеющиеся отношения. Эти отношения объективно существуют на практике, урегулированы нормами права (являются правоотношениями), по-разному осознаются и воспринимаются людьми (субъектами) как ценностные нормы и, отражаясь в их психике, порождают ответную реакцию.
В настоящее время Правительством Российской Федерации в Государственную Думу вносится проект Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [6]. Этим актом предлагается расширить перечень оснований, разрешающих сотрудникам уголовно-исполнительной системы применять к осужденным физическую силу, специальные средства и оружие.
Предложенный законопроект справедливо вызывает вопросы у правозащитников. Так, на-
Общественный контроль за исполнением уголовных наказаний: аксиологический аспект пример, предлагается в течение 24 ч уведомлять прокурора не о каждом случае применения физической силы, специальных средств и оружия в отношении осужденных, а только о тех случаях, когда в результате применения сотрудником уголовно-исполнительной системы указанных средств осужденным и иным лицам причинены ранения либо наступила их смерть (ст. 29). Иными словами, если осужденному причинены побои, ссадины, синяки, вывихи и закрытые переломы, то никаких оснований для того, чтобы беспокоить прокурора, у персонала учреждения нет.
Далее, ст. 31 проекта разрешает применять к осужденным специальные средства в случаях: пресечения преступлений или нарушений режима содержания (п. 2); пресечения групповых нарушений общественного порядка осужденными (п. 4). Например в случае, когда осужденный принимает пищу в спальном помещении, а не в специальной комнате, это дает основание применить к нему специальные палки и специальные газовые средства. В случае когда двое осужденных вышли из общежития во двор в тапочках, т.е. группой нарушили общественный порядок, к ним уже могут быть применены, кроме упомянутых, электро- и светошоковые устройства, служебные собаки, световые и акустические специальные средства.
Кроме того, в соответствии со ст. 31.2 предполагается, что сотрудники учреждения могут применять огнестрельное оружие на поражение для пресечения попытки завладения транспортным средством уголовно-исполнительной системы (п. 2); для задержания осужденного, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки преступления против собственности, если иными средствами задержать осужденного не представляется возможным. Действующее уголовное законодательство не считает защиту любой собственности и транспортных средств (независимо от их ведомственной принадлежно- сти) правомерной, если такая защита сопряжена с причинением смерти посягающему.
Предлагая подобные законопроекты, идущие вразрез с уголовно-правовой доктриной и не соответствующие принципам уголовного и уголовно-исполнительного права, правительственные чиновники тем самым посягают на общечеловеческие ценности.
Общественный контроль как деятельность должен быть нравственным и правовым. «Фактором, обусловливающим взаимодействие нравственности и права как социально-нормативных регуляторов, является их единство на духовном, аксиологическом уровне. Ценностным нравственно-правовым ядром являются Свобода, Справедливость, Равенство» [7].
Теоретики права считают, что естественные права человека принадлежат ему от рождения и являются неотчуждаемыми. Источник права – сам человек, его цели, интересы, потребности, повседневная деятельность. Кроме того, сам человек является и носителем этих прав.
Право – это исключительно продукт нормальной, общественной деятельности человека, а не государства. Рассмотрение права лишь во взаимосвязи с государством чревато серьезными последствиями в виде обюрокрачивания человека как «винтика государственной машины» [8].
Поэтому общественный контроль обладает мощным демократическим потенциалом. Если право имеет в своем происхождении социальные, а не государственные корни, то, безусловно, и общественный контроль за соблюдением прав человека в местах лишения свободы должен занимать почетное место среди иных видов контроля и надзора.
На наш взгляд, на сегодняшний момент главное предназначение общественного контроля заключается в том, что он должен в конечном итоге примирять строгость государства в вопросах наведения порядка со стремлениями общества к общезначимым ценностям и идеалам.
Список литературы Общественный контроль за исполнением уголовных наказаний: аксиологический аспект
- Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов/Л.П. Крысин. -URL: http://slovari.yandex.ua/.
- Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка/Д.Н. Ушаков. -URL: http://slovari.yandex.ua/.
- Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: федеральный закон от 10 июня 2008 г. №76-ФЗ (ред. от 21 декабря 2013 г.). -URL: http://www.consultant.ru.
- Об основах общественного контроля в Российской Федерации: федеральный закон от 21 июля 2014 г. №212-ФЗ//Собрание законодательства РФ. -2014. -№30. -Ч. I. -Ст. 4213.
- Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов/Л.П. Крысин. -URL: http://slovari.yandex.ua/.
- Сотрудников исполнительных учреждений освободят от ответственности за вред, причиненный осужденным при применении физической силы. -URL: http://zashita-zk.org/.
- Мишина, И.Д. Нравственные ценности в праве: автореф. дис.... канд. юрид. наук/И.Д. Мишина. -Екатеринбург, 1999. -С. 9.
- Макаров, О.В. Соотношение права и государства/О.В. Макаров//Государство и право. -1995. -№5. -С. 19.