Обследование русских поселений Тюменского региона в 1980-х годах: результаты и направления
Автор: Курилов В.Н., Майничева А.Ю.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Этнография
Статья в выпуске: XV, 2009 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/14521571
IDR: 14521571
Текст статьи Обследование русских поселений Тюменского региона в 1980-х годах: результаты и направления
В 1980-х гг. Институт истории, филологии и философии СО АН СССР (г. Новосибирск) выступил организатором экспедиций по выявлению памятников деревянного зодчества Сибири. В те годы в Новосибирском Академгородке по инициативе академика А.П. Окладникова начал создаваться общесибирский комплексный историко-архитектурный музей под открытым небом для размещения подлинных предметов и построек со времени появления первого человека на территории Сибири до начала ХХ в. Для формирования экспозиции и обеспечения ее научного сопровождения были инициированы архивные и полевые исследования, проведены работы по обмеру и вывозу деревянных сооружений, имеющих культурную ценность, а также обследованы некоторые регионы Сибири, где выявлялись типичные постройки и общие закономерности развития деревянного зодчества. Работа выполнена при поддержке Программы фундаментальных исследований Президиума РАН 25.7.3. Направление 8. Музейные и архивные фонды: изучение, введение в научный оборот, обеспечение нового качества доступа к культурному наследию. «Историко-культурное наследие и духовные ценности России», проекта «Проблемы сохранения культурного наследия: Историко-архитектурный музей под открытым небом», РГНФ – 09-01-18085е «Научно-реставрационные работы в историко-архитектурном музее ИАЭТ СО РАН».
Изучение деревянного зодчества сел Тюменской области проводилось в 1985–1988 гг. Участниками экспедиций в разные годы были сотрудники института «Спецпроектреставрация» Т.В. Барсова, М.А. Бенс-ман, М.Ю. Матвеев, от Института этнографии АН СССР - В.А. Липинская, от Тюменского краеведческого музея – В.А. Чупин. За время экспедиций были обследованы все населенные пункты, возникшие с XVIII – по конец ХІХ в. Исследования в тюменском регионе проводились в рамках нескольких районов Тюменской области: Исетском, Упоровском, Тобольском, Уватском, Ханты-Мансийском, Вагайском, Ишимском. Фотографический материал представляет собой собрание в более чем 500 единиц, ранее не публиковавшихся. Каждой подборке фотографий и зарисовок предшествует краткий комментарий. В настоящее время все оригиналы фотографий и зарисовок хранятся в научных отчетах в Институте археологии и этнографии СО РАН [Историко-архитектурный музей под открытым не- бом СО АН СССР в г. Новосибирске: Исследование памятников архитектуры Тюменской области: Экспедиционное обследование: Научный отчет. Т. ІІ. Кн. 12]. Фактический материал представляет весомую научную ценность, поскольку позволяет сформировать обоснованное представление о состоянии деревянной архитектуры сел Тюменского региона, выявить значимые в культурном отношении здания и сооружения.
Из материалов, собранных экспедициями следует, что для южных районов тюменского региона были характерны свободная и открытая планировка усадеб, по продвижению к северу более распространены замкнутые и крытые разновидности усадеб. В усадьбах, имеющих свободную планировку, хозяйственные постройки расположены хаотично, без строгой планировки. В открытых усадьбах постройки располагаются в один, два или три ряда. В усадьбах с замкнутой планировкой хозяйственные постройки размещены по периметру всего двора. В усадьбах с крытым двором пространство между хозяйственными постройками перекрыто кровлей или настилом. В усадьбах с двойной или тройной связью двор пристраивается сбоку от избы, представляющей собой «двойной» или «тройной» дом под «два коня» или «три коня», т.е. перекрытые двускатными крышами с параллельными друг другу самостоятельными коньками.
В открытых усадьбах различают передний, или чистый, двор с надворными постройками: амбарами, навесами, сараями, погребом и задний двор, расположенный позади избы с пригоном для скота, хлевами, конюшнями, сеновалом, которые выходят на огород («усад») с баней и гумном. Хлевов и конюшен насчитывается не менее трех – для лошадей, коров и мелкого скота. Над хлевами делали сеновал, куда «наметывали» сено. Поблизости рыли колодец. Телеги, сани и упряжь ставили под навес или в «завозню». Под навесом также хранили орудия земледелия, дрова, сено складывали «на пятрах» – проветриваемом редком настиле из тонких жердей. Двор мостили толстыми жердями или стесанными с одной стороны бревнами. В тех селениях, где занимались земледелием, строили овины и гумна. Замкнутые дворы имели разнообразный состав и размеры построек.
Наиболее распространены и являются традиционными в Исетском районе Тюменской области шестистенки-крестовики (местное название – круглый дом) и пятистенки. Имеются избы «со связью»: изба-сени-горни-ца, изба-сени-изба, изба-сени-клеть (этот тип характерен для двоедан). Для ложных пятистенок с прирубленными сенями характерно отсутствие пятой капитальной стены, для экономии древесины она заменена перегородкой и двумя-тремя верхними и нижними обвязочными венцами. Встречаются пятистенки с прирубом хозяйственного двора. Распространены два типа усадеб: замкнутая с периметральной застройкой и двухчастная с пригоном сзади ограды. Ворота усадеб разнятся от простых на массивных столбах до украшенных накладной и пропильной резьбой. Приведем описания некоторых из зафиксированных на фотографиях зданий.
В д. Бобылево в 1880-х гг. на кирпичном фундаменте была построена деревянная церковь, являвшая хороший образец провинциального классицизма. На момент обследования в 1980-х гг. колокольни не было, а здание использовали как клуб. Сохранились рассказы о ее строительстве: «Строили ее Василий и сын его Иван Зыряновы. Строилась сразу под обшивку. Лес везли из Ершинского кардону. Колокольня была шатрова и выше храма. Крыльцо – односходно, с боков зашито. А на колокольне двенадцать колоколов. А вкруг церкви ограда была кирпична да кована».
В начале ХХ в. в д. Среднее Ушарово в ряду старой застройки были поставлены двумя братьями две одинаковые усадьбы. Они представляют собой трехрядную застройку с частично крытым чистым двором. Дома в усадьбах пятистенные с четырехскатной и трехскатной кровлей.
Амбар К.К. Федоровой, д. Дубровно-Ушарово, был построен в начале ХІХ в., с тех пор не переделывался. Это двухкамерное сооружение, в левой части которого расположено хранилище с сусеками, а в правой части картофельная яма. Кровля двускатная тесовая, раньше была устроена «по курицам и потокам».
Усадьба Лоскутовых конца ХІХ в. в с. Дубровно-Ушарово представляет собой трехрядную застройку с домом-пятистенком, чистый двор полностью перекрыт. Дом перебирали в середине ХХ в., но все постройки оставили на прежних местах.
Усадьба Ревнивых в д. Брысино была возведена в середине ХІХ в. и является примером трехрядной застройки с открытым чистым двором. Дом четырехстенный с прирубленными сенями и вальмовой кровлей. Печь стоит в центре, что является примером заимствования русскими у местного населения размещения очага в центре жилища.
Усадьба Д.С. Вохмина в д. Трухино построена в конце ХІХ в. и имеет трехрядную застройку; дом шестистенок, чистый двор крытый. Пригон и огород располагались за усадьбой. В усадьбе сохранились амбары на «ланах».
Деревня Зенково располагалась на острове, расположенном на р. Обь. Население занималось преимущественно скотоводством, охотой и рыбной ловлей. Дома ставились отдельно от хозяйственных построек и богато украшались. Сохранился дом одного из основателей деревни – Почганова (конец ХVІІІ в.). Четырехстенный дом под двускатной кровлей, украшенный по фасаду трехчастным окном. Деревня богатела и к концу ХІХ в. в ней начинают появляться двухэтажные дома Таков дом Герасимова.
Усадьба Фуксовых была возведена в середине ХІХ в. в д. Петровщина, она имеет замкнутую застройку двора с домом-шестистенком, выходящим за пределы усадьбы. Пригон располагается за домом и имеет отдельный вход. Типично расположение хозяйственных построек амбар-завозня – баня-навес.
В с. Шестовое находилась церковь конца ХІХ в. Она была срублена из бревен диаметром 22–25 см и обшита тесом. Ее планировка стандартна:
притвор с колокольней – трапезная – храм – алтарь. С 1930 гг. использовалась как клуб и склад.
Дом Сармановых (с. Шестовое) был возведен в начале ХХ в., и с того времени не перестраивался, сохранено все декоративное убранство, демонстрировавшее сочетание русских и татарских традиций в орнаментации резного декора.
Основой народного зодчества русских в тюменском регионе послужила архитектура Русского Севера. В начале ХVІІІ в. в южной части края стали распространяться приемы строительства жилья и культового зодчества, свойственные центральным и поволжским районам России, что связано с притоком населения из Поволжья, Вятки и Казани. Планировка поселений эволюционировала от свободной системы к уличной. Народное зодчество русских до ХХ в. развивалось преимущественно в формах деревянных построек. Выразительность русской деревянной архитектуры достигалось простыми геометрическими формами, естественной фактурой и текстурой дерева хвойных пород, декоративной резьбой и росписью, дополняющей и подчеркивающей ее красоту. В народном зодчестве русских Тюменского региона преобладала срубная система построек, в основе которой лежит модуль, равный длине бревна. В течение длительного времени сохранялись строительные приёмы, принципы возведения и украшения зданий, сопровождающееся огромным богатством и стилевым разнообразием решений и композиционных вариантов.