Обычай избегания в традиционной и современной свадебной обрядности аварцев

Автор: Алигаджиева Заира Алиевна

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Исторические науки

Статья в выпуске: 2, 2015 года.

Бесплатный доступ

Автор, основываясь на материалах этнографических исследований, описывает особенности свадебного обряда избегания у различных народов Северного Кавказа. В работе представлена классификация избеганий и ограничений. Прослеживается трансформация исследуемого обряда в советское время, связанная с упрощением многих форм общения, а также в настоящее время - в связи с появлением и распространением новых форм взаимодействия (телефонная связь, Интернет и т. д.).

Аварцьі, свадьба, традиции, ритуал, обряд избегания, форма общения, юноша, девушка

Короткий адрес: https://sciup.org/14937688

IDR: 14937688

Текст научной статьи Обычай избегания в традиционной и современной свадебной обрядности аварцев

Одним из компонентов свадебного этикета, сохранившихся повсеместно у всех аварцев вплоть до 70-х гг. XX в., был обычай избегания, касавшийся избегания женихом и невестой друг друга со времени состоявшегося сватовства и последующего избегания ею его старших родственников, свойственников и соседей, прекращаемых только после обрядового снятия запретов в послесвадебных обрядах.

В соответствии с обычаем избегания невесте нельзя было без сопровождения покидать пределы своего дома, участвовать в развлечениях молодежи. У каралальцев засватанная девушка могла общаться со своим женихом при встрече без свидетелей, но при людях они старались скрывать это. Встречи наедине раньше осуждались и считались безнравственными. Проявлением хорошего тона считалось, когда девушка, сохраняя чувство гордости до дня свадьбы, не заговаривала с женихом, что поднимало ее авторитет в глазах общественности и считалось высшим проявлением этикета и выдержки.

У ахвахцев невеста избегала всяких встреч с родителями и родственниками жениха, особенно с мужчинами. Официально встречи жениха и невесты исключались, однако по традиции молодым людям все же давали возможность видеться друг с другом. Время от времени жениху давали знать, что никого из мужчин дома у невесты нет, тогда он мог навестить ее и провести с ней время в присутствии ее материи, родной или двоюродной сестры, тети и т. д.

У салатавцев круг избегания невестой родственников жениха был более-менее ограниченным, но она первая не вступала в разговоры со старшими мужчинами из своего и его тухума, при разговоре не смотрела на них, но одновременно с этим заводила дружбу с младшими и опекала их. Родственники жениха часто приглашали избранницу сына на полевые работы, на помощь по хозяйству в доме.

У хваршин жених имел право приходить в гости к родителям невесты в отличие от невесты, которая старалась реже попадаться на глаза родственникам жениха. Со дня сватовства у жениха появлялись определенные моральные обязанности по отношению к родне невесты: он должен был быть первым помощником во всех делах новой родни.

У гунзибцев до свадьбы жениху и невесте предписывалось не вступать в разговор при случайной встрече (как правило, при этом девушка убегала), избегать посещения общественных праздников, где они заведомо могли встретиться, и т. д. [2].

В прошлом у гидатлинских аварцев все этапы сватовства и обручения держались в строгой тайне до самой свадьбы. Жених и невеста также делали вид, что не догадываются о происходящем, тем более что сватовство происходило без их участия. Даже после сватовства девушка старалась без особой нужды не показываться на людях, в противном случае о молодой складывалось в селении дурное мнение. Впрочем, то же требование предъявляли и к парню, хотя и в значительно меньшей степени. Таким образом, молодые люди подчеркивали свое уважительное отношение к семьям друг друга.

По мнению Е.Г. Кагарова, подобное поведение молодых людей было продиктовано сложившимися представлениями о том, что злонамеренные силы особенно активизируются по отношению к людям «в критические моменты» их жизни [3].

Такое же избегание наблюдалось и у других народов Дагестана. Например, у даргинцев-цудахарцев после того как девушка была засватана, она избегала своего жениха: не разговаривала с ним (у хаджалмахинцев невеста, заговорившая с женихом, выражала тем самым свое нежелание иметь его в качестве такого), не танцевала при нем, отворачивалась в сторону при встрече [4].

На бытование обычая избегания у кавказцев указывал и М.О. Косвен, который писал по этому поводу следующее: «После сговора жених получает право видеться втайне со своей невестой, но, если они встретятся в гостях или вообще при чужих, приличие требует, чтобы они не говорили друг с другом» [5].

С.Ш. Гаджиева приводит следующую классификацию ограничений и избеганий: между женихом и невестой (повсеместно), между невестой и родней жениха, с одной стороны, и женихом и родней невесты, с другой [6]. Как считает Я.С. Смирнова, «весь этот порядок, возникнув в незапамятные времена при переходе от матрилокального к патрилокальному брачному поселению как своего рода молчаливое непризнание происшедшего перехода, в дальнейшем поддерживался специфическими условиями патриархального и патриархально-феодального быта. Он должен был показать жениху и невесте – причем показать в ритуализированной и, следовательно, наиболее впечатляющей форме – что их включение в круг взрослых мужчин и женщин, членов семьи, родственной группы и соседской общины произошло только с соизволения старших, и они одни вольны устанавливать и снимать запреты. Другое дело, что в обыденном народном сознании свадебное скрывание и избегание представляются только элементами дани традициям, проявлением уважения к старшим или даже «взаимного уважения» младших и старших. Это внешнее восприятие, относящееся к тому же ко времени известного смягчения и переосмысления данного порядка, не меняет исторически сложившейся функциональной нагрузки рассматриваемых обрядов» [7].

Обычай избегания в прошлом существовал и у других народов Дагестана и Кавказа [8].

В советское время обычай избегания невестой и женихом друг друга подвергся значительным изменениям, которые происходили под влиянием объективных факторов (социально-культурных преобразований) и субъективных причин (рост образования молодежи). Совместная учеба, работа со временем упростили некоторые формы общения, хотя по-прежнему во взаимоотношениях жениха и невесты ценились скромность, сдержанность, гордость, почтительность, знание традиционных норм. Как отмечала Я.С. Смирнова, наблюдалась «общая тенденция к более свободному общению мужчин со старшими свойственниками, что видно на примере широкого отхода от запрета есть с ними за одним столом. Анализ статистических показателей по этому виду избегания обнаруживает уже известные нам закономерности: меньшую частоту избегания в городской среде, в отличительно молодых возрастных группах, в тех социально-профессиональных группах, принадлежность которых связана с более высоким уровнем образования» [9].

С конца 90-х гг. XX в. интенсивные процессы урбанизации все более расширили и ускорили отход от обычаев избегания и в сельской местности. В городе жених и невеста могут при встрече поговорить друг с другом, жених может проводить невесту до места работы, к родственникам, домой и т. д., пригласить ее вместе с подругами на концерт, в кино, на какое-нибудь общественное увеселительное мероприятие и т. п.

С начала 2000-х гг. с появлением мобильной связи жених и невеста стали общаться по телефону. Иначе говоря, в народе привились и прогрессируют новые формы взаимоотношений, недопустимые с точки зрения традиционной морали. По словам информаторов, в условиях проживания семьи в городской квартире соблюдение обычая избегания далеко не всегда возможно. Однако его элементы все же еще присутствуют у современных аварцев: невестка не называет по имени свекра и свекровь.

Остается только сожалеть, что этот красивый обычай, имевший глубокий смысл и регламентировавший отношение молодой снохи к старшим членам рода, все быстрее уходит в прошлое.

Ссылки и примечания:

  • 1.    Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13–01–00079.

  • 2.    Ризаханова М.Ш. Гунзибцы. XIX – нач. XX в. : историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2001. С. 101.

  • 3.    Кагаров Е.Г. Состав и происхождение свадебной обрядности // Сборник Музея антропологии и этнографии (МАЭ). М., 1929. С. 54 ; См. также: Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX – начале XX в. М., 1985. С. 54.

  • 4.    См.: Омаров И.И., Сефербеков Р.И. Брак и свадебные обряды даргинцев-цудахарцев с. Куппа. Махачкала, 1999. С. 8.

  • 5.    Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М., 1967. С. 46.

  • 6.    Гаджиева С.Ш. Указ. соч. С. 170–174.

  • 7.    Смирнова Я.С. Избегание и процесс его отмирания у народов Северного Кавказа // Этнографические и культурнобытовые процессы у народов Северного Кавказа. М., 1978. С. 78.

  • 8.    Алигаджиева З.А. Пережитки домонотеистических верований и обрядов аварцев-андалальцев в XIX – начале XX в. Изд. 2-е, доп. Махачкала, 2012. С. 82 ; Алигаджиева З.А. Традиционные и современные способы знакомства юношей и девушек у аварцев в свадебной обрядности // Теория и практика общественного развития. 2012. № 8. С. 248–250 ; Алигаджиева З.А. Современные послесвадебные обряды и обычаи аварцев: традиции и инновации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар, 2014. № 10. С. 13–16 ; Алигаджиева З.А. Из свадебной обрядности аварцев: пребывание в «другом доме» жениха и невесты // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар, 2014. № 11. С. 169–171 ; Гаджиева С.Ш. Указ. соч. М., 1985. С. 112 ; Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983. С. 36 ; Волкова Н.Б., Джаваахишвили Г.Н. Бытовая культура Грузии XIX–XX века: Традиции и инновации. М., 1982. С. 109 ; Тер-Саркисянц А.Е. Современная семья у армян. М., 1972. С. 54 ; Шопаев Д. Свадьба у северных осетин // Сборник сведений о кавказских горцах. 1870. Вып. 4. С. 27 ; Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев // Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1882. Вып. 2. С. 225 ; Бгажноков Б.Х. О значении этнической позиции ученого в этнографическом исследовании // Советская этнография. 1979. № 1. С. 50.

  • 9.    Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. С. 188.

Список литературы Обычай избегания в традиционной и современной свадебной обрядности аварцев

  • Ризаханова М.Ш. Гунзибцы. XIX -нач. XX в.: историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2001. С. 101.
  • Кагаров Е.Г. Состав и происхождение свадебной обрядности//Сборник Музея антропологии и этнографии (МАЭ). М., 1929. С. 54
  • Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX -начале XX в. М., 1985. С. 54
  • Омаров И.И., Сефербеков Р.И. Брак и свадебные обряды даргинцев-цудахарцев с. Куппа. Махачкала, 1999. С. 8
  • Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М., 1967. С. 46
  • Смирнова Я.С. Избегание и процесс его отмирания у народов Северного Кавказа//Этнографические и культурнобытовые процессы у народов Северного Кавказа. М., 1978. С. 78.
  • Алигаджиева З.А. Пережитки домонотеистических верований и обрядов аварцев-андалальцев в XIX -начале XX в. Изд. 2-е, доп. Махачкала, 2012. С. 82
  • Алигаджиева З.А. Традиционные и современные способы знакомства юношей и девушек у аварцев в свадебной обрядности//Теория и практика общественного развития. 2012. № 8. С. 248-250
  • Алигаджиева З.А. Современные послесвадебные обряды и обычаи аварцев: традиции и инновации//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар, 2014. № 10. С. 13-16
  • Алигаджиева З.А. Из свадебной обрядности аварцев: пребывание в «другом доме» жениха и невесты//Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар, 2014. № 11. С. 169-171
  • Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. М., 1983. С. 36
  • олкова Н.Б., Джаваахишвили Г.Н. Бытовая культура Грузии XIX-XX века: Традиции и инновации. М., 1982. С. 109
  • Тер-Саркисянц А.Е. Современная семья у армян. М., 1972. С. 54
  • Шопаев Д. Свадьба у северных осетин//Сборник сведений о кавказских горцах. 1870. Вып. 4. С. 27
  • Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев//Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. Одесса, 1882. Вып. 2. С. 225
  • Бгажноков Б.Х. О значении этнической позиции ученого в этнографическом исследовании//Советская этнография. 1979. № 1. С. 50
  • Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. С. 188
Еще
Статья научная